Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Чередование гласных Е/И в корне | Шахова Анна Ивановна. Работа №207035

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шахова Анна Ивановна
В материале урока представлено применение технологии кейс-стадии

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
"Чередование букв е/и в корнях"
Учитель русского языка илитературы
МОУ Большелычакская СШ
Шахова Анна Ивановна
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели и задачи урока:
1) Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием - бер - бир - , - дер - дир - , - мер - мир - , - пер - пир - , - тер - тир - , учить графически обозначать орфограмму.
2) Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
3) Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
4) Развивать рефлексивные умения и навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности,
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты:
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты:
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога.
Предметные результаты:
- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,
- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,
- умение графически обозначать изученную орфограмму,
- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку Буквы е - и в корнях с чередованием;
* раздаточный материал: тест, кейсы
* сигнальные карточки
* учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2) Русский язык: 5 класс. Рабочая тетрадь. Сост.РыбченковаЛ.М., Роговик Т.Н. – М.: Просвещение, 2015.
3)Русскийязык.5класс.Учебникдля общеобразовательных учреждений. В2ч.Под ред Рыбченковой Л.М.
Просвещение, 2014.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
1.Организаци-онный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке
Запишите в тетради дату и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.
Делают записи в тетради
Личностные УУД:
Внимание.
Уважение к окружающим.
Эмоциональный настрой на урок.
2.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке?
- Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?
- Что же общего между растениями и словами?
- Растение
- Корень
Коммуникативные УУД:
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.
3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии.
-Ребята, я приготовила для вас сл-едующее задание. Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — корни с буквой е в корне; во 2-й — с и.
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
- Какие орфограммы - гласные в корнях слов нам встретились?
- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?
- Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
- Почему?
Заполняют таблицу в тетрадях, работая в парах
Чередующиеся
Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы называется чередованием
- Нет.
- Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
Личностные УУД:
1.Самоконтроль
Познавательные УУД:
1.Проверка изученного
4. Формулиро-вание темы и целей урока
- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
- Сформулируем тему урока.
- Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
- Буквы Е-И в корнях с чередованием .
Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений;
2. Формулировать тему урока, проблему;
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Поскольку подобные темы вы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим открыть новые знания. Будете работать с раздаточным материалом в парах. Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И, составьте опорный конспект в грамматической тетради
Учащиеся делятся на 3 группы и получают кейсы с учебным и дополнительным материалом для работы. Каждая группа представляет свой опорный конспект (схему, рисунок), объясняя правило выбора букв е-и
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно планировать деятель-ность.
Познавательные УУД:
1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизи-ровать.
Коммуникативные УУД:
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Познавательные УУД:
1.Выделять главное, извлекать информацию;
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;
3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
6.Реализация построенного проекта
- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание Закончи предложение.
- Как графически будем выделять орфограмму?
- Составим алгоритм действий
Алгоритм
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Ученик выходит к доске, записывает слова замирать - замер, объясняет графическое выделение
Коммуникативные УУД:
1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
2.Договариваясь, проекти-ровать в группе учебную деятельность;
3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
7.Первичное закрепление (динамическая пауза)
Физминутка (1 минута)
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И на место все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
1) Выполнение упр. учебника
2) Работа с сигнальными карточками
Устная работа с сигнальными карточками.
- Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и поднять сигнальную карточку с буквой, которая пишется в корне этого слова.
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
Учащиеся выполняют несложные действия
Ученики выполняют
-упражнения 214 из учебни-ка (устно), комментируя выбор гласных ;
-самостоятельное выполне-ние упр.215 (взаимопроверка в парах); -один ученик выполняет упр.216 у доски .
Устно работают с сигнальными карточками
Личностные УУД:
1.Снять напряжение и утомление на уроке
Познавательные УУД:
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
2.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.
Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;
2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.
8.Самостоятель-ная работа и самооценка.
- Ребята, пришло время проверить, как вы усвоили сегодня тему и выполнить ТЕСТ с последующей самооценкой
Вопрос № 1
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
А) если она находится под ударением
Б)если она находится в безударном положении
В) если после корня стоит суффикс а
Вопрос № 2
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?
А)зам...рать
Б)зап...рать
В)зат...рать
Г)зам...реть
Вопрос № 3
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?
А)зам...реть
Б)зат...реть
В)зап...реть
Г)соб...рать
Вопрос № 4
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?
А)перет...рпеть
Б)раст...рать
В)заст...лить
Г)выт...реть
Вопрос № 5
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?
А) заб...рать
Б)расст...лать
В)расст...лить
Г)доб...раться
Вопрос № 6
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:
А) забл...стать, изб...рать
Б)заб...раю, выт...реть
В)пост...лить, проб...раться
Г) приб...рёт, оп...раться
Вопрос № 7
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:
А)уп...раться, зам...рло
Б)зам...рало, заст...лить
В)разд...ру, забл...стел
Г)бл...стательный, заж...гательный
Вопрос № 8
Укажите лишнее слово:
А)вытирать
Б)собирать
В)зажигать
Г)вытеретЬ
На доске табличка с переводом баллов в оценку:
8 б. – 5
7-6 б. – 4
5-4 б. – 3
Ученики выполняют и самостоятельно оценивают свою работу
Регулятивные УУД:
1. Соотносить способ действия и его результатов
2. Адекватно оценивать уровень успешности
Познавательные УУД:
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Фронтальный опрос.
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы достигли цель?
2. Работа с диагностической картой.
- Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение
Моя метка
?
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?
+ -
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте
+
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме
Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Ученики перечисляют.
От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Ученики отвечают
Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности
2. Определять степень успешности работы согласно критериям
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3. Строить связанное монологическое высказывание
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
10.Инструктаж домашнего задания.
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1. Упр. 217, стр. 97(для слабых уч-ся ),
2.Самодиктант из слов с чере-дующимися гласными Е-И (20 слов) для успевающих уч-ся
3. Творческая работа: рассказ Как я убираю свои комнату для сильных учеников
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
КЕЙС-СТАДИИ
Группа 1
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.
2. Весёлые стихи:
А) Следует запомнить
Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня -А-.
Если нет, твоё решенье?
Пишем Е без промедленья!
В) Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
(Вот пример запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
3. Какое правило вам больше нравится?
4. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.
Со
Группа 2
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.
Интересные вопросы:
Как говорит ослик? И-а.
Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописанияи – ев корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в словесобиралв корне-бир-пишетсяипотому, что далее идет суффикс-а-,а в слове соберешь пишетсяе,потому что суффикса-а-нет. Получается, что если естьи – а,то пишем в корне безударнуюи,а если ослик молчит (нети – а), то пишеме.То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Прочитайте веселую песенку ослика и выпишите в столбик пары слов, подобных примеру:
Ослик говорит: И-а!Так и ты пиши в словах:Соберу, но собирал,Замереть, но замирал,Затереть, но затирал,Запереть, но запирал,Расстелить, но расстилал,Разжечь, но разжигал,Заблестеть, но заблистал,Выдеру, но выдирал.На приставку не гляди,Крики ослика ищи.
2. Какое правило вам больше нравится?
3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.
Группа 3
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.
Интересные вопросы:
1. В ряде слов еще спряталось имя девочки. Найдете его?
2. Лингвистическая сказка.
Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).
Сказка Как суффикс -А- стал vip-персоной.
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику Ищу друга.
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
2. Какое правило вам больше нравится?
3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×