Черты и свойства характера современного человека | Сапожникова Нина Степановна. Работа №304396
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Особенности формирования характера отражаются в поведении человека, в образе жизни, в условиях. Воспитанию отводится большое внимание, от того как организован процесс воспитания зависит будующее человека. От выбора деятельности определяется комфортоность личности. Ориентируясь на результаты труда, можно сделать вывод, что человек целеустремленный. В характере отражается поведение в целом человека, но нельзя забывать, что иной человек способен на подлость и смелость.
ВВЕДЕНИЕ
В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий характер и личность. В одном из них характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; в другом характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; в третьем, наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; и, наконец, в четвертом личность и характер рассматриваются как пересекающиеся образования.
Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности.
Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера — собранный, организованный, аккуратный, расхлябанный. Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, живой, импульсивный, вспыльчивый, чувствительный, а в случае характера — добродушный, замкнутый, недоверчивый. Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).
Этому и другим вопросам, связанным с понятием характера, будет посвящена данная работа. В ней рассмотрены основные свойства характера, его черты, особенности формирования, взгляды отечественных и зарубежных психологов на типологию характеров.
1. ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА
1.1. Черты и свойства характера
1.1.1. Понятие характера
Понятие "характер" обычно используется для определения наиболее ярких личностных качеств одного конкретного человека.
Чтобы лучше это понять, можно вспомнить однокоренные слова:
- "характеристика" означает что-то вроде психологического портрета с указанием наиболее выдающихся (заметных) личностных особенностей;
- "характеризовать" означает описывать особенности кого-то или чего-то в существенных подробностях;
- "характерный" означает некоторую черту, особенность какого-то объекта, которая ярко иллюстрирует основную суть объекта, выдающиеся отличия от других (например "характерный вкус").
Само слово "характер" имеет древнегреческое происхождение (печать, чеканка). В психологии понятие "характер" означает индивидуальную совокупность психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. В современной психологии в характер не включаются, например, способности. Обычно характер рассматривается как система отношений человека разным аспектам бытия (к себе, другим, животным, родине, труду, порокам и т.д.).
Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия (про таких можно сказать, что они любят сложности, достижения). Другие выбирают более простые занятия (можно сказать, что они любят отдых и покой). Если человек ориентируется на результат труда, можно сказать, что он целеустремленный. Если старается в показателях превзойти других, то можно сказать, что в нем "силен дух соревновательности". Если человек может спокойно пройти мимо человека, попавшего в беду, то можно сказать, что он безразличен.
При определении характера человека говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный. В характере отражается поведение в целом человека. При этом однако можно упомянуть, например, что тот или иной человек иногда способен на подлость или смелость.
1.1.2. Формирование характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
Сенситивные периоды — наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера. От 2 – 3 лет до 9 – 10 лет закладываются основы характера. Доброта, общительность, отзывчивость – в наиболее ранний период. Трудолюбие, аккуратность, добросовестность – в более поздний период (дошкольный и школьный возраст). В подростковый период – волевые и нравственные черты характера.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Таким образом, характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Поэтому большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.
1.2. Акцентуации характеров
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Если изобразить ось, на которой изображена интенсивность проявлений, характеров, то на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 1): зона абсолютно нормальных характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии.
Рис. 1. Ось степени выраженности характера:
I — средние характеры; II — акцентуированные характеры: а — скрытые акцентуации; б — явные акцентуации; III — психопатии, Н — норма, П — патология
Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы, что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии.
Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1) гипертимический (гиперакгивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5) демонстративный — выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбудимый—повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий — “застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;
8) педантичный — выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вряд ли нужно доказывать, что проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важное применение в практике воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д.
В этой связи необходимо упомянуть о понятии места наименьшего сопротивления (или слабого звена) характера. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п. Поэтому большое значение в процессе воспитания характера следует уделять формированию мировоззрения, убеждений, идеалов.
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.
Характер, несмотря на свою многогранность, - лишь одна из сторон личности. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой Такой уж у меня характер).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Academia, 1996. - 464 с.
Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 423 с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 688 с.
Психология и педагогика / Под ред. Николаенко В.Н. - М.: Инфра-М, 2002. - 175 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.