Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Чистоговорки как инструмент развития речи детей дошкольного возраста. | Крюкова Наталья Леонидовна. Работа №329359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья предназначена для учителе-логопедов и родителей.   В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Эти нарушения  имеют стойкий, сложный характер, поэтому заставляют учителя-логопеда искать все более новые инновационные методы работы с такими детьми.  Одна из задач  не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи. В этом вам и поможет работа с чистоговорками. Также можете воспользоваться различными играми.

Консультация для педагогов

Чистоговорки как инструмент развития речи

детей дошкольного возраста.

   В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Эти нарушения  имеют стойкий, сложный характер, поэтому заставляют учителя-логопеда искать все более новые инновационные методы работы с такими детьми.  Одна из моих задач  не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи.  На помощь мне приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста являются:  прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.

  Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).

   Я использую чистоговорки на индивидуальных, подгрупповых логопедических занятиях.  Прочитываю чистоговорку используя картинку. Если просто без картинки, ребенок вас может проигнорировать или не сразу уловит смысл сказанного. Но поверьте, министишок вкупе с веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, столь полезные для улучшения произношения и автоматизации звуков в речи.

На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком.

Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.

Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.

 Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.

Игра «Громко, тихо, шёпотом».

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.

Игра «Медленно-быстро».

Произнести чистоговорку медленно-быстро

Игра «Какой, какая, какое?»

Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.

(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Саши коса.) Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?

Игра «Один-много» по картинкам (

са

-

са

-лиса,

сы

-

сы

-лисы,

ис

-

ис

-много лис).

Игра «1-2-5» (

аш

-

аш

-

аш

-один карандаш,

ша

-

ша

-

ша

-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).

Игра «Скажи наоборот» (

ра

-

ра

-высокая гора,

ра-ра

- низкая гора)

Игра «Чего не стало? (

са-са-са

не стало колеса,

ри-ри-ри

пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

 Игра «Скажи ласково»

(

лу

-

лу

-стул в углу,

лу

-

лу

-стульчик в углу)

Игра  «Составь интересную историю» по картинке

са

-

са

-это лиса?

Са

-

са

-какая лиса?

Са-са

что делает лиса?

Са-са

- кого встретила лиса?

Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:

лы-лы-лы забивали мы голы

лу-лу-лу возле окон на полу

ла-ла-ла не заметили стекла

лу-лу-лу мы не били по стеклу

ла-ла-ла только нет в окне стекла

   ca-са-са, са-са-са

   Ой-ой-ой! Летит оса!

   сы-сы-сы,   сы-сы-сы

   не боимся мы осы!

   Во многих источниках чистоговорки приравнивает к другому речевому материалу, например, скороговоркам. Само слово «чистоговорка» принадлежит В. Далю. И Даль как раз ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же мы учителя -  логопеды вкладываем в эти слова совершенно разный смысл. В варианте чистоговорки темп произнесения текста может быть низким, но звуки должны быть воспроизведены чисто, в соответствии с правилами звучания языка и, возможно. В варианте же скороговорки перед говорящим ставится задача ясного (понятного) произнесения этого текста с максимальной скоростью. Как правило, каждый такой текст нацелен на отработку определенных групп звуков. Для ребенка (плогопата) логопед подбирает чистоговорки (скороговорки) в соответствии с его речевой проблематикой. 

Таким образом, в плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные занятия.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×