Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Читаем произведения Новеллы Матвеевой | Подкорытова Лилия Викторовна. Работа №313149

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Читаем произведения Новеллы Матвеевой.

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой; продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся средства ТРИЗ и ТРТЛ; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес; воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование: презентация о творчестве Н. Матвеевой; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; индивидуальные рабочие листы (синквейн, ДА/НЕтка, паспорт, лимерик).

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема: Читаем произведения Новеллы Матвеевой.

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой; продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся средства ТРИЗ и ТРТЛ; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес; воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование: презентация о творчестве Н. Матвеевой; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; индивидуальные рабочие листы (синквейн, ДА/НЕтка, паспорт, лимерик).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала.

 

Сообщение темы и цели урока.

Сведения об авторе. (

Презентация

)

 

- Сегодня мы будем читать произведения Новеллы Матвеевой. Давайте вспомним, что мы уже знаем о творчестве этой поэтессы.

Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери. Именно мать читала Новелле с особой выразительностью и эмоциональностью стихи Пушкина. В доме Матвеевых благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.

Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...

Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.

Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.

Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче недалеко от Химок.

- А теперь давайте найдём значение имени Новелла в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.

* Новелла — традиционно в литературе малый повествовательный жанр.

Ф и з м и н у т к а

Работа с текстами во время чтен

ия с

тихотворение «Девочка и пластилин».

а). Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?

- Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?

(«Песня про манную кашу»)

- Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые

можно противопоставить.

(В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»

В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)

- Отчего тяжко вздыхает девочка?

- Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?

Почему вы так думаете?

- Мы узнали нашу героиню с разных сторон. А теперь давайте составим синквейн про девочку. (рабочий лист)

4). Стихотворение «Путешественник»

- Что обозначает слово «путешественник», находим значение в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.

* Тот, кто совершает путешествие, путешествует с определённой целью.

 

а). Самостоятельное чтение стихотворения «Путешественник».

- А теперь, чтобы проверить, как внимательно вы читали текст, поиграем в игру «ДА/НЕТка» (рабочие листы).

- Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите «ДА», а если не согласны, то ставите «НЕТ».

 

Вопрос

Ответ

1

Белый мышонок Тарасик?

Нет

2

Продал свой стул и буфет?

Нет

3

В лодке из арбузной корки?

Нет

4

Грёб гусиным пером?

Нет

5

Дынная корка трещит?

Да

6

Теперь он тихо и мирно живёт?

Да

7

Но по ночам Тарасик думает?

Нет

8

Если бы увидеть другую страну?

Нет

9

Снова наш смелый герой возвращается домой?

Нет

10

Хлебную корку грызёт?

Нет

 

- Взаимопроверка задания с опорой на текст стихотворения.

б). Повторное чтение стихотворения.

- Давайте используя приём ТРТЛ «Паспорт», составим его для Тарасика. (рабочий лист)

5). Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

IV. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше? А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?

V. Домашнее задание.

- Сочинить «Лимерик» про Тарасика. (рабочий лист)

(Лимерик – популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы, возникшая в Великобритании.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Синквейн _______________________

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

ФИ

Дает

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Паспорт

1. Имя

 

2. Создатель

 

3. Прописка

 

4. Внешний вид

 

5. Где впервые встречается

 

6. Личные качества

 

7. Заветное желание

 


Лимерик

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×