Читаем произведения Новеллы Матвеевой | Подкорытова Лилия Викторовна. Работа №313149
Конспект урока по литературному чтению 4 класс
Читаем произведения Новеллы Матвеевой.
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой; продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся средства ТРИЗ и ТРТЛ; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес; воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование: презентация о творчестве Н. Матвеевой; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; индивидуальные рабочие листы (синквейн, ДА/НЕтка, паспорт, лимерик).
Конспект урока по литературному чтению 4 класс
Тема: Читаем произведения Новеллы Матвеевой.
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой; продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся средства ТРИЗ и ТРТЛ; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес; воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование: презентация о творчестве Н. Матвеевой; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; индивидуальные рабочие листы (синквейн, ДА/НЕтка, паспорт, лимерик).
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
Сведения об авторе. (
Презентация
)
- Сегодня мы будем читать произведения Новеллы Матвеевой. Давайте вспомним, что мы уже знаем о творчестве этой поэтессы.
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери. Именно мать читала Новелле с особой выразительностью и эмоциональностью стихи Пушкина. В доме Матвеевых благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.
Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...
Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...
Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.
Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.
Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче недалеко от Химок.
- А теперь давайте найдём значение имени Новелла в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.
* Новелла — традиционно в литературе малый повествовательный жанр.
Ф и з м и н у т к а
Работа с текстами во время чтен
ия с
тихотворение «Девочка и пластилин».
а). Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?
- Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?
(«Песня про манную кашу»)
- Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые
можно противопоставить.
(В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»
В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)
- Отчего тяжко вздыхает девочка?
- Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?
Почему вы так думаете?
- Мы узнали нашу героиню с разных сторон. А теперь давайте составим синквейн про девочку. (рабочий лист)
4). Стихотворение «Путешественник»
- Что обозначает слово «путешественник», находим значение в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.
* Тот, кто совершает путешествие, путешествует с определённой целью.
а). Самостоятельное чтение стихотворения «Путешественник».
- А теперь, чтобы проверить, как внимательно вы читали текст, поиграем в игру «ДА/НЕТка» (рабочие листы).
- Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите «ДА», а если не согласны, то ставите «НЕТ».
№
Вопрос
Ответ
1
Белый мышонок Тарасик?
Нет
2
Продал свой стул и буфет?
Нет
3
В лодке из арбузной корки?
Нет
4
Грёб гусиным пером?
Нет
5
Дынная корка трещит?
Да
6
Теперь он тихо и мирно живёт?
Да
7
Но по ночам Тарасик думает?
Нет
8
Если бы увидеть другую страну?
Нет
9
Снова наш смелый герой возвращается домой?
Нет
10
Хлебную корку грызёт?
Нет
- Взаимопроверка задания с опорой на текст стихотворения.
б). Повторное чтение стихотворения.
- Давайте используя приём ТРТЛ «Паспорт», составим его для Тарасика. (рабочий лист)
5). Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.
IV. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше? А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?
V. Домашнее задание.
- Сочинить «Лимерик» про Тарасика. (рабочий лист)
(Лимерик – популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы, возникшая в Великобритании.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Синквейн _______________________
1
2
3
4
5
ФИ
Да/Нет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Паспорт
1. Имя
2. Создатель
3. Прописка
4. Внешний вид
5. Где впервые встречается
6. Личные качества
7. Заветное желание
Лимерик
1
2
3
4
5