Читательская грамотность младшего школьника. Содержание и особенности организации процесса обучения | Нелипа Татьяна Ивановна. Работа №349371
Формирование читательской грамотрности у младших школьников на уроках литературного чтения. Использование разнообразных приёмов, обеспечивающих успешное решение проблемы низкого уровня чтения учеников начальной школы, повышение читательского и познавательного интереса, а также готовность к самообучению и самовоспитанию.
Читательская грамотность младшего школьника. Содержание и особенности организации процесса обучения
Проблема:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов выступает одной из ключевых задач обучения. Читательская грамотность младших школьников является метапредметным навыком, который затрагивает учебные предметы всего начального уровня образования. Без читательской грамотности младшему школьнику будет трудно осваивать школьную программу, что непосредственно отразится на качестве его образования в будущем.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Учитывая это, в начальной школе большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
1.Необыкновенные превращения: замените в слове первую букву:
СОМ-РОМ-ДОМ-КОМ-ЛОМ.
2.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву М
МАШИНАМЯЧИГРАМАМАРАКЕТАМОЛОКОЛИСАМЕСЯЦ
3.Прочитай слова без лишнего слога.
ВОРОВОНА, МОНОЛОКО, ОГКОРОД, СОКАБАКА, МАШИДАНА и т.д.
В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:
Облакоровагонканал (облако, корова, вагон, гонка, канал)
Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.
4. Прочитай слова, которые составлены из первых слогов (соловей, ромашка, карамель).
5. Составь слова, вставляя определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О).
6. Сложи слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить более сложные задания.
1. Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
2. Анаграммы. Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово:
АКТЁР (ТЁРКА), УДАР (РУДА), БАЯН (БАНЯ), КУЛОН (УКЛОН), БАНКА (КАБАН) и т.д.
3. В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы. ГЛИВА-РИМОН (ГРИВА – ЛИМОН).
4. Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.
Например, берём слово «конфета». Из него получается «ат», «еф», «нок». Задача учащихся прочитать слоги справа-налево и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.
Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом классе, вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на переменах.
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: 1. Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.
Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала учитель на протяжении нескольких недель знакомит учащихся с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту. Затем учитель предлагает поиграть в пословицы. Для этого он пишет на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.
Например: за двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда– ни одного не поймаешь и т.д.
Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.
Начиная со 2 класса задания усложняются.
1. Найти как можно быстрее заданные 1-3 слова в прочитанном тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
2. Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»
Несла Жучка
Глядь, в воде
Пришло Жучке на ум,
Она и пусти свою кость,
Ту не взяла,
её тень.
что в воде не тень, а Жучка и кость.
кость через мост.
а своя ко дну пошла.
чтобы ту взять.
3. Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
4. Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание: «Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире».
5. «Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение.
6. Прием «Создание диафильма» На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
7. Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жеста-ми одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
8. Приём «Ромашка вопросов». Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
7. Также огромной популярностью у детей пользуются ребусы.
Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно. Безусловно, главным предметом по формированию требуемых компетенций является литературное чтение. Однако, умение работать с информацией необходимо не только на уроках чтения, и следовательно, работу по формированию этих навыков рекомендовано проводить при изучении всех предметов начальной школы. Ценность рассмотренных приемов заключается также в возможности их трансформации под цели конкретного урока.
Школьники младшего возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и осмысления текста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников:учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. – Красноярск:КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с.
2. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Москва :РАО, 2010. – 67 с.
6.Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А.Жесткова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.17-20.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования – 8 апреля 2015. – № 1/15, с. 20-23
8. Цукерман, Г. А., Ковалёва, Г. С., Кузнецова, М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
9. Кузнецова, М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006
10. Пинская, М. А. Тимкова, Т. В. Обухова, О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009. – № 2. – с. 87–108.
11.Ефимова, О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О.И. Ефимова. - Москва : Академия. - 209 с.
12. Мороз, А. М. Читательская грамотность младших школьников / А. М. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113491/ (дата обращения: 26.08.2024).