Читательская грамотность на уроках истории: развитие навыков анализа и критического мышления | Щербенко Игорь Викторович. Работа №350203
Аннотация. В статье раскрывается значимость развития читательской грамотности на уроках истории в системе среднего профессионального образования. Историческое образование способствует формированию навыков анализа и критического мышления, необходимых в современной информационной среде. Автор подчеркивает необходимость комплексного подхода к обучению, который включает работу с историческими источниками, развитие навыков интерпретации и критического осмысления текстов. В статье обсуждаются методологические подходы и стратегии, позволяющие преподавателям эффективно развивать у учащихся читательскую грамотность, способствуя глубокому пониманию исторических событий и их интерпретаций.
Ключевые слова: читательская грамотность, историческое образование, критическое мышление, анализ текста, исторические источники.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Щербенко Игорь Викторович, преподаватель
БУ «Колледж-интернат Центр Искусств для одаренных детей Севера»,
г. Ханты-Мансийск
Аннотация. В статье раскрывается значимость развития читательской грамотности на уроках истории в системе среднего профессионального образования. Историческое образование способствует формированию навыков анализа и критического мышления, необходимых в современной информационной среде. Автор подчеркивает необходимость комплексного подхода к обучению, который включает работу с историческими источниками, развитие навыков интерпретации и критического осмысления текстов. В статье обсуждаются методологические подходы и стратегии, позволяющие преподавателям эффективно развивать у учащихся читательскую грамотность, способствуя глубокому пониманию исторических событий и их интерпретаций.
Ключевые слова: читательская грамотность, историческое образование, критическое мышление, анализ текста, исторические источники.
Читательская грамотность занимает особое место в системе профессионального исторического образования, так как именно умение критически воспринимать и интерпретировать текстовые материалы является основой для осмысленного изучения истории. Современный урок истории требует от преподавателя комплексного подхода, включающего не только передачу знаний, но и формирование у студентов навыков самостоятельного анализа, умения критически оценивать источники и интерпретировать их с позиции исторического контекста. Это важно, потому что именно способность к осмысленному чтению и анализу текста позволяет студентам глубже понять и оценить исторические процессы, а также сформировать личное отношение к событиям прошлого.
Одной из первоочередных задач преподавателя истории является развитие у студентов навыков анализа текстов, необходимых для полноценного восприятия и интерпретации исторических фактов. Читательская грамотность в контексте исторического образования предполагает способность понимать и анализировать сложные текстовые источники, выделяя ключевые идеи, определяя авторскую позицию и контекст создания документа. Для формирования этих навыков важно прививать студентам способность к внимательному и вдумчивому чтению, обучая их находить и осмысливать смысловые связи, которые скрываются за поверхностным изложением событий. Преподаватель должен показать, что исторические тексты, будь то документальные свидетельства, мемуары или научные статьи, не являются беспристрастными: они всегда несут в себе отпечаток времени, мировоззрения и культурных установок их авторов.
В процессе изучения истории важно акцентировать внимание на критическом мышлении, которое является неотъемлемой частью читательской грамотности. Исторические факты, изложенные в учебных текстах, должны подвергаться сомнению и перепроверке, что позволяет избежать упрощенного восприятия истории как набора неизменных и однозначных событий. Развивая у студентов критическое мышление, преподаватель обучает их анализировать противоречия и различия в источниках, сопоставлять информацию из различных источников, выявлять несоответствия и делать выводы на основе многогранного анализа. Этот процесс требует не только знаний, но и навыков рефлексии, умения воспринимать тексты критически, задавая вопросы об их достоверности, источниках информации и возможной субъективности.
Особую роль в формировании читательской грамотности играет работа с первоисточниками. Исторические документы, такие как письма, дневники, государственные указы и хроники, дают возможность прикоснуться к событиям прошлого напрямую, без интерпретации современными авторами. Однако работа с такими текстами требует от студентов способности к аналитическому чтению, так как эти документы часто сложны для восприятия, требуют знания контекста и умения выделять ключевую информацию. Преподаватель может предложить задания на анализ и интерпретацию таких источников, помогая студентам находить взаимосвязи между фактами, определять позицию и мотивы автора, выявлять культурные и исторические установки эпохи. Таким образом, изучение исторических документов развивает у студентов критическое мышление и аналитические способности, подготавливая их к самостоятельному осмыслению истории и исторических процессов.
Также эффективным подходом является использование методики сопоставления различных источников. На уроках истории целесообразно предлагать студентам анализировать несколько источников, описывающих одно и то же событие, но написанных с разных позиций или в разные исторические периоды. Сравнительный анализ помогает студентам увидеть, как различаются интерпретации, как исторический контекст и личный опыт автора влияют на восприятие событий. Важно, чтобы студенты могли не просто заметить эти различия, но и проанализировать, почему они возникают, как они влияют на восприятие прошлого и формируют историческую память.
Особое внимание следует уделить развитию у студентов способности формулировать собственные выводы и аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе анализа текста. В процессе обучения истории студенты часто сталкиваются с необходимостью выражать свое мнение по поводу тех или иных исторических событий и личностей, и от преподавателя зависит, смогут ли они научиться аргументировать свои суждения, опираясь на конкретные факты и данные.
Таким образом, читательская грамотность на уроках истории не ограничивается лишь освоением базовых навыков чтения и понимания текста. Она включает в себя более сложные аналитические и интерпретационные способности, которые помогают студентам не только глубже понимать содержание исторических текстов, но и критически оценивать их с учетом контекста и авторской позиции. Преподаватель истории, стремящийся развить у студентов читательскую грамотность, создает условия для полноценного восприятия исторической информации, развивает аналитические способности, критическое мышление и умение аргументированно излагать свои мысли. Эти навыки особенно важны для студентов среднего профессионального образования, так как они формируют у них устойчивые компетенции, необходимые для успешного профессионального роста в условиях современного общества, ориентированного на анализ и интерпретацию информации.
Список литературы
1. Акользина М. К. Методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие / М. К. Акользина. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2020. — 108 с. — ISBN 978-5-00078-385-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/170367
2. Цыренова М. Г. Методика обучения истории: самостоятельная работа студентов : учебно-методическое пособие / М. Г. Цыренова. — Улан-Удэ : БГУ, 2021. — 96 с. — ISBN 978-5-9793-1598-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/293267