Читательская грамотность: учим детей понимать прочитанное | Коротина Людмила Викторовна. Работа №345694
Аннотация: В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на развитие читательской грамотности у младших школьников. Описание включает важность формирования у детей умения не только декодировать текст, но и понимать прочитанное, анализировать и интерпретировать информацию. Автор подчеркивает роль активного взаимодействия с текстом, использование различных форм работы с книгой, развитие навыков критического мышления и аналитического подхода к прочитанному. В статье также освещены практические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на повышение эффективности процесса формирования читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, понимание прочитанного, младшие школьники, учебные методы, анализ текста, критическое мышление, педагогика начальной школы.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ ПРОЧИТАННОЕ
Коротина Людмила Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ УВК "Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича" города Бахчисарай Республики Крым
Аннотация: В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на развитие читательской грамотности у младших школьников. Описание включает важность формирования у детей умения не только декодировать текст, но и понимать прочитанное, анализировать и интерпретировать информацию. Автор подчеркивает роль активного взаимодействия с текстом, использование различных форм работы с книгой, развитие навыков критического мышления и аналитического подхода к прочитанному. В статье также освещены практические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на повышение эффективности процесса формирования читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, понимание прочитанного, младшие школьники, учебные методы, анализ текста, критическое мышление, педагогика начальной школы.
Формирование читательской грамотности у младших школьников – это важная составляющая общего образовательного процесса. Умение читать – это не только способность декодировать буквы и слова, но и умение осмысленно воспринимать текст, понимать его содержание, делать выводы и воспринимать информацию критически. В условиях современной школы, когда происходит активное внедрение в практику образовательного процесса разнообразных методик и технологий, важность формирования читательской грамотности только возрастает. На уроках литературного чтения, русского языка и даже в рамках других предметов учитель сталкивается с задачей развить у детей не только механическое чтение, но и способность воспринимать, анализировать и интерпретировать текст.
Читательская грамотность – это способность учащегося воспринимать текст на разных уровнях: от поверхностного до глубокого осмысленного анализа. Это также включает в себя умение связывать информацию из текста с личным опытом, делать выводы, оценивать, интерпретировать и обобщать прочитанное.
Понимание прочитанного требует от ученика не только умения извлечь информацию из текста, но и способности к анализу, синтезу и критическому осмыслению. Важно, чтобы дети учились задавать вопросы к тексту, сравнивать информацию, находить в тексте логические связи, выявлять главное и второстепенное, а также распознавать авторскую точку зрения. Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель должен учитывать их возрастные особенности. У детей в этом возрасте развивается воображение, они начинают активно осознавать свой опыт, в том числе и в контексте прочитанного текста.
Для эффективного формирования читательской грамотности учителю следует применять разнообразные методы работы с текстом. Одним из таких методов является активное взаимодействие с книгой. Суть этого метода заключается в том, что ребенок не просто читает текст, а активно работает с ним: задает вопросы, делает заметки, выделяет ключевые моменты, обсуждает содержание с другими детьми и с учителем. Такой подход помогает ребенку осознать структуру текста, понять смысл прочитанного и связать его с личным опытом.
Кроме того, важным элементом формирования читательской грамотности является анализ текста. Учитель может предложить ученикам разбирать текст на части: выявлять главные и второстепенные события, анализировать действия героев, их мотивы и цели. Это помогает детям лучше осознавать структуру текста и разбираться в его содержательной части. Важно при этом, чтобы вопросы, которые задаются ребенку, были открытыми, побуждающими к размышлениям. Например, можно попросить детей высказать свое мнение о поступках героев, о том, какие чувства они испытали, и какие выводы можно сделать из событий, описанных в книге.
Работа с текстом также включает в себя задания на интерпретацию и переосмысление. Дети могут представить, что они сами оказались на месте героя книги, или предложить альтернативные исходы событий. Это способствует развитию критического мышления, помогает детям глубже осмысливать текст и не просто «поглощать» информацию, но и перерабатывать её.
Для того чтобы дети лучше усваивали материал, важно применять различные формы работы с текстом. Например, творческие задания, такие как составление рассказов на основе прочитанного, создание иллюстраций, написание продолжения истории, помогают детям проявлять свою креативность и глубже вовлекаться в процесс анализа. Также полезными могут быть задания, направленные на практическое применение прочитанного: написание письма от имени героя, создание карты его путешествия или составление временной шкалы событий.
Одним из важных аспектов развития читательской грамотности является вовлечение детей в диалог. Диалог с учителем и с одноклассниками помогает детям высказывать свои мысли, сравнивать свои мнения с мнением других, развивать уверенность в себе. Важно, чтобы учитель создавал атмосферу, в которой каждому ребенку будет комфортно высказывать свои мысли, даже если они отличаются от общепринятых.
Применение разных подходов, методов и форм работы с текстом позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, а также помогает детям лучше понять и осмыслить прочитанное. Но кроме того, очень важно, чтобы учитель сам был примером для подражания. Если учитель сам проявляет интерес к текстам, активно анализирует их и делится своими мыслями с учениками, это способствует формированию у детей аналогичного интереса к чтению. В этом смысле, уроки литературного чтения становятся не просто уроками по разбору текста, но и настоящими уроками по развитию мышления и критической оценки информации.
Не менее важной задачей является развитие читательской активности детей в рамках внеурочной деятельности. Организация клубов по интересам, литературных кружков, проведение различных конкурсов и викторин на основе прочитанных книг также помогает углубить знания учащихся и развить навыки анализа и понимания прочитанного.
Кроме того, необходимо учитывать, что формирование читательской грамотности невозможно без участия семьи. Родители играют важную роль в создании у детей положительного отношения к чтению, в развитии их интереса к книгам и в поддержке их усилий по освоению новых знаний. Роль родителей заключается в том, чтобы они читали вместе с детьми, обсуждали прочитанное и задавали вопросы, которые побуждают к размышлениям.
В результате работы по формированию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста можно добиться того, чтобы дети не только научились читать, но и научились понимать прочитанное. Это поможет им лучше осваивать учебные предметы, развивать критическое мышление, а также способствует общему интеллектуальному и культурному развитию.
В заключение, следует отметить, что развитие читательской грамотности – это не только задача учителя, но и задача всей образовательной системы. Только при комплексном подходе, который включает использование различных методов, подходов и технологий, можно добиться успешных результатов в обучении детей, при этом формируя у них любовь к чтению и глубокое понимание прочитанного.
Список литературы
Гаврилова С.М.,
Дондокова
Р.Б. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе //
Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).
Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / авт.-с ост. Н.С. Чернякова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2023. – 52 с.
Яковлева Н.Н., Египко Д.А. Особенности формирования читательской грамотности у младших школьников в свете актуализации социального государственного заказа // Гуманизация образования.
2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-svete-aktualizatsii-sotsialnogo-gosudarstvennogo-zakaza