Читательская грамотность в начальной школе | Банникова Татьяна Викторовна. Работа №333139
Основная цель выступления - познакомить с эффективными механизмами формирования читательской грамотности в начальной школе. При этом решается ряд частных методических задач. Материал может применяться для различных групп (категорий) учителей, что достигается обобщенностью включенных в данную работу знаний. Разработка «Выступление на педсовете. Читательская грамотность в начальной школе» рекомендуется к использованию в общеобразовательном учреждении, а также для участия в конкурсах. мастер-классах.
Выступление на педсовете. Тема «Читательская грамотность в начальной школе».
Здравствуйте коллеги!
В своем выступлении я хочу познакомить вас с эффективными механизмами формирования читательской грамотности младших школьников.
Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.
Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
И сегодня учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Основная масса детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех текстах, где основная мысль лежит на поверхности. Ключ ко всему — осознанность чтения.
Поэтому перед учителем встают задачи – Научить:
1. Осознанно, правильно, выразительно читать.
2. Извлекать из текста полезную информацию.
3. Самостоятельно выбирать книги для чтения.
4. Работать с разными источниками информации.
5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.
6. Развивать потребность в чтении.
7. Развивать читательскую компетентность.
Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.
Читать разные тексты — от стихов до инструкций.
Читать — значит всегда извлекать смысл.
Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.
Читательские действия включают в себя умения:
вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
сделать прямые умозаключения из этой информации;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются большинством учащихся.
Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. Значительная часть обучающихся не могут устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, размышлять. — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения. С этими проблемами сталкиваемся при сдаче устного собеседования в 9 классе.
В чем же заключаются эти проблемы и дефициты:
при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию нето
чно, включая в ответ избыточные
сведения;
испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
неточно интерпретирует художественные тексты;
ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Поскольку источниками, из которых мы получаем текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Это, в свою очередь, требует от детей использования новых коммуникативных стратегий в процессе целенаправленного чтения составных текстов разного вида, жанра и формата.
Использование на уроках игровой технологии. Она обеспечивает достижения в обучении эмоционального и рационального единств. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
Приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками».
Прием «Чтение с пометами»
Приём «Работа с вопросником
Приём «Мозговой штурм»
Приём «Уголки
Приём «Логическая цепочка».
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
3. Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации
Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности. При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Именно в 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Общие выводы:
Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.
И в заключении своего выступления я хочу предложить вам просмотреть фрагмент из доброго старого мультфильма, сюжет которого так похож на нашу с вами нелегкую, но в тоже время интересную работу.
Пусть наши дети научатся уважать наш с вами труд, будут добрыми и отзывчивыми к окружающему миру, а главное научатся слушать и слышать нас. Спасибо за внимание!