«Чтение – как один из способов формирования познавательного интереса к изучению английского языка» | Семендяева Екатерина Леонидовна. Работа №343095
В статье рассматриваются вопросы о методах и приёмах формирования познавательного интереса к изучению английского языка. Кратко изложена тема проблемы современных детей которые слитают что чтение это бесмысленная трата времени так как в век технологий можно обойтись и без книги всю информацию можно прослушать или просмотреть.
«Чтение – как один из способов формирования познавательного интереса к изучению английского языка»
Семендяева Екатерина Леонидовна
Учитель английского языка «Петуховской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Я.С. Кулишева»
2024 год.
Город Петухово
Аннотация: В данной статье рассматриваются способ формирования познавательного интереса к изучению иностранного (английского) языка путём автоматизации навыка чтения, так как оно является основой овладения всеми видами речевого общения.
Ключевые слова: чтение, познавательный интерес, английский язык.
Введение.
В современном обществе с приходом новых цифровых технологий возникла проблема, которая заключается в том, что дети потеряли интерес к чтению книг, как на родном, так и английском языках. Существует мнение: « чтение - это не целесообразное занятие, и что можно получить информацию с помощью мобильного устройства, прослушав аудиокнигу или просмотрев видеоролик». Таким образом, это привело к резкому спаду интереса к чтению.
Однако , основной целью обучения иностранному языку в школе является – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть умение учащихся установить контакт с другими людьми, овладеть языком в процессе общения, уметь анализировать свои действия и слова, развить кругозор, уметь заинтересовать собеседника или слушателя, а также развить логику для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения являются универсальными учебными действиями (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка" компетенция определяется как сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку позволяет установить уровень освоения участниками федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области иноязычной коммуникативной компетенции.
Для того чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС необходимо большое внимание уделять чтению.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: главной задачей учителя на уроках иностранного языка является сформировать навык чтения и в дальнейшем развить интерес к изучению английского языка с помощью различных способов и методик работы с одним из основных видов речевой деятельности.
В своей статье, предлагаю рассмотреть те способы и приёмы работы и текстами, которые, на мой взгляд, позволят повысить интерес к изучению английского языка с помощью чтения. Но прежде стоит рассмотреть основные понятия.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
В чтении выделяют
процессуальный план - сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.
содержательный планрезультатом деятельности чтения будет понимание прочитанного
В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может выполнить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
Не смотря на то, что чтение это отдельный вид речевой деятельности оно тесно связанно с письмом, аудированием и говорением. Более подробно можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь с другими видами речевой деятельности.
Основные виды речевой деятельности
письмо
аудирование
говорение
Поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.
Так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.
Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.
Таким образом, проследив связь между всеми видами речевой деятельности, мы наблюдаем, что оптимальное овладение английским языком происходит благодаря взаимосвязи всех компонентов речевой деятельности. Это необходимо учитывать во время подготовки к уроку.
«Приёмы и методы работы с текстами по формированию навыков чтения на уроках английского языка»
Итак, чтобы перейти к рассмотрению основных приёмов и методов работы с чтением необходимо ознакомиться с основными видами чтения, так как они играют огромную роль при обучении чтения. Таблица 2
Таблица 2
Основные виды чтения
виды чтения
ознакомительное
просмотровое
изучающее
поисковое
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию и устанавливает, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста — лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Полное понимание прочитанного (изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать вывод из прочитанного текста. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Извлечение необходимой информации. При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения.
Работа с текстом приводит к обогащению словарного запаса, учит мыслить, а также находить проблемные ситуации и решать их.
Например, на своих уроках я часто прибегаю к методу ознакомительного чтения, где основной целью является нахождение необходимой информации:
- найти предложения;
- ответить на вопросы с помощью текста;
- упражнение « Дерево ассоциаций» ( необходимо подобрать к слову слова которые с ним ассоциируются, например « Traveling»
Traveling
При работе с текстом необходимо учитывать этапы работы:
Предтекстовый
этап
Текстовый этап
Послетекстовый
этап
В качестве примера, на уроках использую такие упражнения как:
- « догадайтесь, о чем пойдёт речь в тексте лишь по картинке или по названию» и после прочтения обсуждаем, верно ли было их мнение;
- работа со словарём, его отработка и обсуждение, наводящие вопросы. Например, по теме « Две столицы» была проведена беседа и задавались вопросы типа :
1. Who was founded you city?
2. What and who can change fast? etc.
С младшими школьниками мы выполняем различные упражнения, на обогащение словаря и закрепляем правила чтения гласных и согласных звуков и буквосочетаний.
Например :
Игра «башня»
(
смысл вытащить как можно больше слов их перевести и ещё при этом не уронить башню)
Соотнеси русское слово с английским.
Вставь пропущенные слова.
Соотнеси звуки с буквами.
« Волшебный мешок или сундучок» (достань, прочитай и переведи)
Это лишь малая доля игр и упражнений различных методик, направленных на формирование познавательного интереса к чтению и изучению английского языка в целом. Считаю, что главной задачей для учителя остаётся поддержание интереса к чтению и изучению английского языка, используя на уроках более современные методы работы с текстом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под редакцией А. Г. Асмолова. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
2. Мамедалиева И.Т. Использование элементов технологии развития критического мышления. – URL: http://nsportal.ru/
3. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
4. Мильруд Р. П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения //Научный диалог. — 2016. — No 1(49). — С. 272–284.
5. Соловова Е. Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2014. — No 4. — С. 2–15.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. —М.: Просвещение, 2010. — 31 с.