Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте. | Наталья Викторовна Корчуганова. Работа №347793
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга.
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Однако, с нашим современным, компьютеризированным ритмом жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Однако, с нашим современным, компьютеризированным ритмом жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Дети – шестилетки мечтают стать первоклассниками, играют в детском саду «в школу», с гордостью сообщают всем, что скоро будут школьниками, но придя в школу, у некоторых зачастую наступает разочарование.
Очень часто родители жалуются, что способный и интеллектуально развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, столько, сколько бы мог, не хочет самостоятельно выполнять задания, совершенно не хочет читать.
Это объясняется тем, что дети 6-7 лет легче воспринимают образ, чем текст, им в этом возрасте гораздо тяжелее, чем взрослым, сосредоточить своё внимание на одном объекте и на однообразном действии.
Смотря мультики по телевизору или по компьютеру, играя в компьютерные игры, ребёнок становится хозяином положения.
Если ему надоедают одни движущиеся картинки, он сам переключает на другой канал.
Привыкая к этому, ребенку будет очень тяжело сосредоточится на тексте при чтении.
Дети дошкольного возраста пока слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, родители. Поэтому в дошкольном возрасте, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.
Несколько советов о том, как прививать интерес к чтению ребенка
Читайте с рождения вслух. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.
Если нет времени сделать это днем, выработайте
привычку
читать малышу перед сном. Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь
книгам
.
Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать
книги
, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.
Не следует начинать чтение
книги
, если у
ребенка
плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
Воспитывайте
бережное отношение к книге
, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Посещайте вместе библиотеку
, книжные магазины.
Покупайте
книги яркие по оформлению и интересные по содержанию вместе с малышом;
Обсуждайте прочитанную книгу
среди членов семьи, расскажите ребенку об авторе прочитанной книги.
Чаще устраивайте
семейные чтения.
Семейное
чтение для детей
- это
ещё и общение с
родителями
. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого
чтения - общения
.
Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная
ассоциация
: чтение — это спокойно и хорошо.
Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации
Какие же произведения доступны детям?
Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых.
Показ книг: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, авторские сказки и рассказы, научная литература.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка:
способствует расширению горизонта детского знания о мире,
литература помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях,
формирует начальные представления о прекрасном.
книги
помогают лучше
узнать и понять друг друга.
слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Но мы, взрослые, порой забываем о художественных ценностях, о литературных традициях. Забываем названия произведений, их авторов. А ведь если человек сам не знает чего-то, то он не сможет этому научить других.