чтение русской народной сказки "лиса и заяц" | Анна Александровна Гуртовая. Работа №332341
Конспект по развитию речи во 2 младшей группе.
Чтение русской народной сказки "Лиса и Заяц".
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и Заяц".
Конспект по развитию речи во 2 младшей группе
Чтение русской народной сказки «Лиса и Заяц»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»
Задачи:
Образовательные:
-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;
-вызывать эмоциональный отклик на сказку "Лиса и заяц".
Развивающие:
-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, умение распознавать добро и зло.
Материал: корзинка, игрушка (Лисы, Зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц», сюжетные картинки сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка – ряба», «Гуси – лебеди», «Рукавичка»).
Словарная работа: объяснение слов: лубяная, ледяная, несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый.
Ход ООД
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку,
Я сегодня в группу шла
И корзиночку нашла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это?
Дети:Корзинка.
Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: пожалуйста, спасибо, добрый день /вечер/ночи, приятного аппетита, до свидания, здравствуйте, простите, доброго пути.
Воспитатель: Молодцы, ребята! (воспитатель показывает лису). Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А это кто? (воспитатель показывает зайца).
Дети:Заяц.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать сказку об этих животных?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка. Я вам прочитаю русскую народнуюсказку «Лиса и заяц». Ребята, а кто сочиняет народные сказки?
Дети:Народ
Воспитатель: Правильно, русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушек, бабушек, а бабушки передавали нашим мамам, так и до нас дошли. Давайте их вспомним.
Дети: ("Колобок", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Курочка ряба", “Рукавичка” и т.д.)
Воспитатель: (показывает иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете. А сейчас мы послушаем сказку о том, как петух лису победил?
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет выгоню!
Подошли они к избенке. Бык как заревел:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь…
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.
А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! Ребята, вы устали?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отдохнем!
Физминутка: "Заюшкина избушка"
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой).
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).
К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).
И не с чем они уходят (расходятся).
Лишь петух ему помог (машут руками вверх- вниз)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Припеваючи, в ладу (руки по бокам).
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места.
Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие герои были в этой сказке?
Дети: Заяц, лиса, медведь, бык, петух.
Воспитатель: Какая у зайчика была избушка?
Дети: Лубяная.
Воспитатель: Правильно, лубяная – она построена из коры дерева (показ картинки).
Воспитатель: Какую избушку построила себе Лиса?
Дети: Ледяную.
Воспитатель: А как вы думаете ледяная изба из чего построена?
Дети: Из-за льда.
Воспитатель: Почему Лиса осталась без избушки?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: А какая беда случилась у зайчика?
Дети: Его лиса выгнала.
Воспитатель: Хорошо ли поступила лисичка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису?
Дети: Собака, волк, медведь, петух.
Воспитатель: Как думаете, волк, медведь и бык сильнее лисы?
Дети: Да
Воспитатель: А почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?
Дети: Они сильные, но трусливые (всего боятся).
Воспитатель: Кто помог зайчику выгнать лису?
Дети: Петушок.
Воспитатель: А что можно сказать про петушка, который меньше и слабее лисы?
Дети: Петух храбрый (смелый, ничего не боится)
Воспитатель: Да, петушок мал, но удал.
Повторить вместе с детьми слова петушка:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Пальчиковая гимнастика: «Серый зайка»
Зайка серенький сидит
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит.
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть,
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.
Рефлексия:
Воспитатель: Какую сказку мы сегодня прочитали?
Дети: «Лиса и заяц»
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Чем она вам понравилась?
Дети: Как маленький петушок не испугался лисы.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Доброте, дружбе.
Воспитатель: Петух оказался храбрым, поэтому про него можно сказать: мал удалец, да храбрец.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Мне зайчик и лисичка говорят, что устали, и хочет спать, давайте споём им колыбельную песню, чтобы они отдохнули. Мы встанем, сложим руки, как будто у нас на руках зайка и лисичка и покачаем их, споем колыбельную «Баюшки-баю».
(дети поют вместе с воспитателем)
Баю-баюшки-баю
Баю – баюшки - баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
(кладет игрушки в корзину и накрывает платком)
Воспитатель: Зайка и лисичка уснули, им понравилось у вас в гостях, но пора уже прощаться.
Воспитатель: Давайте скажем - До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Вы сегодня все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали сказку. Спасибо за занятие!