Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Чтение вслух как способ развития читательской грамотности: преимущества и рекомендации | Старикова Елена Александровна. Работа №350783

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматривается чтение вслух как эффективный способ развития читательской грамотности у младших школьников в условиях школы-интерната. Описываются основные преимущества чтения вслух, такие как улучшение понимания текста, развитие навыков аудирования и расширение словарного запаса. В статье также предлагаются практические рекомендации для учителей по организации уроков чтения вслух, а также примеры занятий и методов активизации читательской деятельности.

Ключевые слова: чтение вслух, читательская грамотность, младшие школьники, школа-интернат, аудирование, языковая компетенция, педагогические рекомендации.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РЕКОМЕНДАЦИИ

Старикова Елена Александровна, учитель начальных классов

КГОБУ Пограничная КШИ, Приморский край пгт. Пограничный

Аннотация. В данной статье рассматривается чтение вслух как эффективный способ развития читательской грамотности у младших школьников в условиях школы-интерната. Описываются основные преимущества чтения вслух, такие как улучшение понимания текста, развитие навыков аудирования и расширение словарного запаса. В статье также предлагаются практические рекомендации для учителей по организации уроков чтения вслух, а также примеры занятий и методов активизации читательской деятельности.

Ключевые слова: чтение вслух, читательская грамотность, младшие школьники, школа-интернат, аудирование, языковая компетенция, педагогические рекомендации.

Чтение вслух — это одна из важнейших составляющих формирования читательской грамотности у младших школьников. В условиях школы-интерната, где дети часто сталкиваются с различными социальными и эмоциональными трудностями, данный подход может стать не только образовательным, но и поддерживающим элементом, способствующим формированию уверенности и желания обучаться. Чтение вслух открывает перед учащимися мир литературы, развивает их воображение и критическое мышление, а также способствует лучшему пониманию эмоционального содержания текста и развитию эмоционального интеллекта.

Преимущества чтения вслух

Увеличение понимания содержания текста

Когда учитель или учащиеся читают текст вслух, это помогает детям лучше воспринимать информацию. Звуковое восприятие текста часто более эффективно, чем чтение про себя, так как помогает запомнить и понять основные идеи. Чтение вслух может способствовать более глубокому анализу сюжета и характеров персонажей, что прекрасно служит чтению как путеводителю к пониманию эмоциональных и социальных аспектов повествования.

Развитие навыков аудирования

Чтение вслух развивает не только навыки чтения, но и основывается на умениях слушать. Учащиеся учатся концентрироваться на содержании и выделять главное, что является важным компонентом читательской грамотности. Эффективное аудирование формирует у детей более высокий уровень ответственности за восприятие информации.

Расширение словарного запаса

Процесс чтения вслух обогащает активный и пассивный словарный запас учащихся. При работе с текстом дети сталкиваются с новыми словами и выражениями, которые могут быть неизвестны. Чтение вслух позволяет не только услышать эти слова, но и заново осмыслить и запомнить их с помощью контекста.

Повышение мотивации и интереса к чтению

Чтение вслух создает атмосферу совместного творчества. Учащиеся активно вовлекаются в процесс, общаются с учителем и друг с другом, обсуждают прочитанное, что способствует формированию позитивного отношения к чтению в целом. Занятия могут стать не только научными, но и развлекательными, способствуя развитию интереса к литературе.

Рекомендации по организации чтения вслух

Выбор текстов

При выборе текстов для чтения вслух необходимо обращать внимание на возрастные особенности и интересы учащихся. Лучше выбирать короткие произведения, сказки, стихи и рассказы, которые легко воспринимаются и имеют яркое содержание. Также полезно включать текст для обсуждения, чтобы вызвать эмоциональную реакцию и стимулы к анализу.

Создание комфортной атмосферы

Необходимо позаботиться о создании комфортной обстановки, которая будет способствовать обучению. Учащиеся должны чувствовать себя защищенными и уверенными, чтобы смело выражать свои мысли и эмоции относительно прочитанного. Мягкое освещение, уютные места для сидения и отсутствие отвлекающих факторов могут помочь сосредоточиться на чтении.

Использование различных форматов чтения

Чтение вслух можно организовать в различных форматах: когда читает учитель, когда читают сами ученики, или в виде “чтения в парах”. Это не только разнообразит урок, но и способствует развитию коммуникативных навыков и формированию партнерских отношений между учащимися.

Обсуждение прочитанного

После чтения важно уделить время обсуждению текста. Задавайте вопросы, поощряйте учеников делиться своими мыслями, идеями и впечатлениями. Это помогает проверить понимание прочитанного и активно вовлечь каждого учащегося в образовательный процесс.

Примеры заданий и упражнений

Чтение с выразительной интонацией

Проведите практическое занятие, где один из учеников читает текст вслух, стараясь передать эмоции и интонацию персонажей. Остальные ученики могут оценить, насколько удачно переданы чувства, и предложить свои версии.

Создание иллюстраций к тексту

После прочтения произведения предложите детям нарисовать иллюстрации к его содержанию или создать “коллаж эмоций” на основе прочитанного. Это стимулирует творческое мышление и помогает лучше усвоить текст.

Работа в группах

Задайте небольшие группы, где каждый участник получает свою роль (читатель, слушатель, комментатор). Пусть они подготовят небольшие выступления на основе прочитанных текстов и поделятся их анализом с ребятами.

Чтение вслух — это не только полезный инструмент для формирования читательской грамотности, но и важный элемент в поддержании интереса к литературе среди учащихся. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к обучению должны адаптироваться к их индивидуальным потребностям и интересам. Подобные занятия, организованные с любовью и пониманием, могут сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, обогащая внутренний мир каждого ребенка и способствуя развитию навыков, необходимых в учебе и жизни.

Список литературы

Балыкина В. Д., Спесивцева О. А. Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младших школьников // Теория и практика современной науки. 2020. №5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-mladshihshkolnikov

Гаврилова Светлана Михайловна, Дондокова Римма Батомункуевна Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

Колосова В. М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения // Вестник науки. 2022. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-v-protsesse-obucheniya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×