Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Что гибель нам? Мы даже смерти выше (ГЕРОИЗМ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ) | Амелькина Раиса Александровна. Работа №352237

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данный урок является заключительным после изучения произведения М. Шолохова «Судьба человека». Следовательно, на уроке повторяется идейное содержание этого произведения, а также фрагмент романа «Они сражались за Родину». Новым материалом на уроке  является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Учитывая то, что повесть Б. Васильева будет подробно изучаться в 11-м классе, на уроке будет организован анализ только тех эпизодов, в которых изображается героизм женщин.

 

Обобщающий урок по произведениям о войне: «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» А.М. Шолохова,

«А зори здесь тихие…» Б. Васильева

Что гибель нам? Мы даже смерти выше

(ГЕРОИЗМ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)

Данный урок является заключительным после изучения произведения М. Шолохова «Судьба человека». Следовательно, на уроке повторяется идейное содержание этого произведения, а также фрагмент романа «Они сражались за Родину». Новым материалом на уроке является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Учитывая то, что повесть Б. Васильева будет подробно изучаться в 11-м классе, на уроке будет организован анализ только тех эпизодов, в которых изображается героизм женщин.

 

Тип урока: комбинированный урок (закрепление, обобщение и изучение нового)

 

Ведущая технология: проблемно-диалогическое обучение с элементами ИОСО

 

Тема: Героизм на страницах литературных произведений о ВОв

 

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа эпизода, организуя фронтальную, индивидуальную и групповую работу

 

Задачи: формировать у учащихся универсальные учебные действия, согласно ФГОС:

1. Личностные: формировать уважительное отношение к истории и к ее героям, воспитывать неприятие войны.

2. Предметные: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения.

3. Метапредметные:

- познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, делать выводы;

- регулятивные: умение упределять цели своего обучения, корректировать свои действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

- коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстником, работь индивидуально и в группе.

 

Оборудование: Презентация «Б. Васильев. «А зори здесь тихие…»

 

Раздаточный материал: см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Эпиграф к уроку:

Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Б. Майоров

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

- Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл?

В стоках эпиграфа к уроку говорится как раз о тех корнях, которые должен помнить каждый из нас. Мы должны помнить тех, кто боролся за то, чтобы мы жили в мире.

На уроке нам мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. Через полмесяца мы будем праздновать 70-летие Победы русского народа над фашистской Германией.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова и Бориса Быкова. И помогут нам в этом фрагмент романа «Они сражались за Родину», «Судьба человека» и «А зори здесь тихие».

Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас шестнадцатилетних Великая Отечественная война - далёкая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, как Б. Васильев и М. Шолохов в своих произведениях решает проблему героизма.

- Как вы понимаете слово «герой»?

- Каких героев Великой Отечественной войны вы можете назвать? Ответ: Герой - это сильный, мужественный, бесстрашный человек, а в качестве примеров называют имена Жукова, Гастелло, Панфилова и других)

 

III. Постановка цели учащимися

Еше раз посмотрите на тему урока.

- Какую цель для себя вы можете поставить?

Запишите ее в левой колонке в листах целеполагания и рефлексии.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ1)

 

 

VI. Актуализация знаний через повторение.

1. «Судьба человека»

В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

Фронтальная беседа

Индивидуальное задание

- Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

Сделайте мини-отзыв по плану на

рассказ «Судьба человека»

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

 

2. «Они сражались за родину»

Главы романа «Они сражались за Родину» печатались в мае 1943 года на страницах центральной газеты страны «Правда». Они вводили читателя в атмосферу фронтовых будней, напряженных боев летнего отступления на втором году великой войны. Вспомним главу «Один из боевых дней Николая Стрельцова»

Фронтальная беседа

Индивидуальное задание

- Какие чувства испытывают бойцы в ожидании наступления врага? Какие мысли приходят к ним?

 

Сделайте мини-отзыв по плану на

роман «Они сражались за Родину»

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

 

V. Изучение нового материала

3. «А зори здесь тихие…»

1) Сообщение подготовленного ученика о Борисе Васильеве. (СЛАЙД 1)

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.
Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии.

После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

В 1954 году он ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

 

2) Слово учителя:

Как мы уже сказали, «герой» в нашем понимании - это сильный, мужественный человек, одним словом, - мужчина. Но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, может быть, и не было бы победы.

Медсёстры, почти ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли.

Война, битва, как и слава, честь, совесть, победа - слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, а на войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам родной земли, женщинам тоже приходится воевать. Об этом повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». (СЛАЙД 2)

Фронтальная беседа

Индивидуальное задание

- Где и когда происходят изображённые в повести события?

- О чем и о ком эта повесть?

Сделайте мини-отзыв по плану на

повесть «А зори здесь тихие…»

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

VI. Закрепление

1. Реализация индивидуального задания:

Выступление учащихся

Работа класса

Отзыв по плану на произведения:

«Они сражались за Родину»;

«Судьба человека»;

«А зори здесь тихие»

Учащиеся записывают со слов выступающих тему, идею произведений.

 

Важным в понимании идейного содержания произведения являются эпизоды. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться анализировать эпизоды, в которых изображается героизм людей.

 

VII. Фронтальная работа – анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером

1. Выразительное чтение эпизода, если позволяет время на уроке.

2. Беседа:

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы? В чем смысл героизма Соколова в данном эпизоде

- Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

Ответ:

Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”. В этом героизм Андрея Соколова.

 

VIII. Анализ повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева. (СЛАЙД 3)

1. Краткий аналитический пересказ учителя начала повести с вопросами.

Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на 171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки.

Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто посмеиваются над своим «деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную неловкость с такими бойцами. Однако стоит дойти до настоящего дела, Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.

Рита Осянина, тайком навещая в городе трёхлетнего сына, сообщает Васкову о двух диверсантов около разъезда.

- Какое решение принимает Васков, услышав это?

Ответ: Комендант принимает решение отправиться с пятью зенитчицами на перехват. Итак, пять девушек идут с Васковым. Это Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак и Лиза Бричкина.

- Какие черты характера героинь можно считать определяющими? (СЛАЙД4)

- Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?
Ответ: Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами. Преданность и любовь к Родине. Война перечеркнула их судьбы, и сейчас они должны во сто бы то ни стало задержать немцев, «покружить» их по лесу, пока не подоспеет помощь, т.к. выяснилось, что немцев не 2, а 16 здоровенных мужиков, до зубов вооружённых.

 

2. Реализация домашнего задания.

Дома вы готовили рассказ о девушках по следующему плану:

1) К какой среде принадлежит героиня?
2) Как складывалась довоенная судьба героини?
3) Какие черты характера героини можно считать определяющими?
4) Что привело героиню на войну?
5) Как проявила она себя на войне?

Расскажите о девушках
Учащиеся рассказывают о девушках по плану.

 

VIII. Групповая работа – анализ эпизодов повести «А зори здесь тихие».

Прочитайте памятку- правила работы в группе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

 

1. Задание: сделайте анализ эпизодов, в которых изображается героизм женщин в повести Б. Васильева. Ответ стройте, отвечая на вопросы по часовой стрелке, каждый отвечает на один предложенный вопрос. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

 

1 группа: Лизу Бричкину как «лесного человека» Васков отправляет назад чрез болото за подмогой, строго приказывая не сходить с тропы. Но Лиза оступается в болоте.

Зачитать сцену гибели Лизы

2 группа: Соня Гурвич.

3 группа: Гале Четвертак.

4 группа: Рита Осянина

5 группа: Женя Камелькова

 

2. Выступление представителей групп

3. Обобщение итогов работы в группах. (СЛАЙД )

Следуя основной мысли ваших групповых ответов, можно сделать вывод, что у каждой девушки была героическая смерть.

Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное - она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия. (СЛАЙД )

 

IX. Подведение итогов

Подводя итог уроку, мы должны выполнить два задания:

1. Ответить на вопрос: «В чем заключается героизм людей на войне?»

Ответ: Героизм людей на войне заключается в подвиге, в незаметном, тихом и маленьком, но великом поступке, который стал частью большой Победы!

2. Заполните правую колонку листа целеполагания и рефлексии, сдайте учителю (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

3. Оценки за урок.

 

X. Домашнее задание. Написать сочинение «Героизм на страницах произведений о Великой Отечественной войне» (По произведениям М. Шолохова «Судьба человека», «Они сражались за Родину», Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист целеполагания и рефлексии

 

Дата

Тема урока

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План мини-отзыва о прочитанном произведении

 

1. Тема произведения.

 

2. Идея произведения.

 

3. Герои и их поступки как выражение идеи произведения.

 

4. Средства художественного изображения и содания образов.

 

5. Над чем заставило задуматься произведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правила работы в группе по вопросам

 

Правила работы в группе:

 

- высказывается каждый член группы по часовой стрелке. Затем совместно выбирается один правильный ответ и записывается в тетрадь схематично, либо сокращенно, либо полностью;

 

- держатель времени следит за временем и останавливает ответ ученика, если он говорит более, чем минута. Это позволяет высказать свое мнение каждому в определенное время;

 

- члены группы выбирают ученика, который будет давать полный развернутый ответ. Допускаются дополнения членов группы к ответу товарища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Групповая работа

 

ГРУППА 1

 

Анализ эпизода

по произведению «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

 

Задание: найдите эпизод, в котором изображается героизм Лизы Бричкиной и ответье на вопросы:

 

- Какое задание от Васкова получила Лиза Бричкина?

- Как погибает Лиза?

 

- Какие средства использует автор, чтобы изобразить героизм девушки?

 

- Какую роль играет данный эпизод в повести?

 

- В чем героизм Лизы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППА 2

 

Анализ эпизода

по произведению «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

 

Задание: найдите эпизод «Купание» и эпизод гибели жени Камельковой и ответье на вопросы:

 

- Почему Женька решила купаться в ледяной воде в 10 метрах фашистских автоматов?

 

- Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов?

 

- Было ли страшно Жене в сцене купания? Откуда мы это видим?

 

- Как погибает Женя?

- Какими средствами изображается героизм Жени?

 

- В чем героизм Жени Камельковой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППА 3

Анализ эпизода

по произведению «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

 

Задание: найдите эпизод, в котром изображается героизм Сони Гурвич и ответье на вопросы:

 

- Как погибла Соня Гурвич?

 

- Какова роль данного эпизода в повести?

 

- Как изображается героизм Сони?

 

- В чем заключается подвиг Сони Гурвич?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППА 4

Анализ эпизода

по произведению «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

 

Задание: найдите эпизод, когда Васков берет Галю Четвертак с собой в разведку, где проявляется ее героизм и ответье на вопросы:

 

- Чем напугана и сломлена Галя?

 

- Как ведет себя Галя в разведке?

 

- Какими средствами изображается героиня?

 

- Какую роль играет данный эпизод в изображении женского героизма?

 

- В чем заключается героизм девушки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППА 5

Анализ эпизода

по произведению «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

 

Задание: найдите эпизод «Смерть Риты Осяниной», в котром изображается ее героизм и ответье на вопросы:

 

- О чем просит Рита Васкова перед смертью?

 

- Как умирает Рита?

 

- Почему она решила убить себя сама?

 

- Какой смысл содержат данный эпизод в повести?

 

- В чем заключается героизм Риты?

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×