"Что и как развивают умелые руки" | Богданова Ольга Сергеевна. Работа №325712
Перед учителями -логопедами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования речи детей с нарушениями в развитии. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
«Руки учат голову,затем поумневшая
голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Великий ученый России
Иван Петрович Павлов
В последнее время педагоги, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ, в том числе и дети с нарушениями речевого развития. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, освоения письма и чтения, то на данный момент учителя-логопеды столкнулись с речевыми нарушениями причиной которого, является дизонтегенез различного вида: ЗПР, ТНР, РАС, СДВГ и др.
Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях, которые поступают к нам в логопедические группы. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ОНР у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.
Перед учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования речи детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. Так как дети данной категории имеют не только речевые дефекты, но и нарушения функционирования высших психических функций, то и, работая с такими детьми, невозможно опираться только на традиционные методы коррекционно-логопедической работы. Поэтому для того, чтобы организовать грамотную логопедическую работу требуется использовать научную информацию о развитии психических процессов и особенностях становления детской психики. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия, основатель этого подхода, отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Опыт отечественных учёных (А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». Именно двигательные методы, по их мнению, активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности.
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Речевая функция рассматривается, как с точки зрения её психологической особенности, так и мозговой организации. Структура речи очень сложна – это и гностическая, смысловая и практическая функции, с помощью которых строится смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.
Речь, как и любая другая высшая психическая функция, осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга:
Энергетический блок
;
Блок приёма, переработки и хранения информации
;
Блок програм
мирования, регуляции и контроля.
При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.
Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительными. Они вялы, эмоционально неуравновешенны, часто болеют. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, – гипо или гипертонус. Дети пишут «как курица лапой», долго не могут научиться завязывать шнурки. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма); вычурные позы; дизартрии, дисграфии; сужение полей зрения.
Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное написание букв). Так же этот бок обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений.
При недостаточном развитии 3 блока ребёнок не может себя контролировать и выполнять действия по образцу, им трудно решать смысловые задачи. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения
Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Из вышесказанного я для себя сделала вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, так как они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда.
По наблюдениям педагогов, работающих с детьми со статусом ОВЗ, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
Развивается зрительно-моторная координация
(глаз-рука, способность точно направлять движение)
Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют нафункции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
3. Упражнения для развития артикуляции.
Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. Д
В структуре логопедического занятия мною используются следующие нейропсихологические упражнения:
Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно
«рисовать»
круги по контуру щек
(массирующими круговыми движениями)
.
Указательными и средними пальцами рук
«рисовать»
вокруг глаз очки
(глаза в это время должны быть открыты)
.
«Энергетическая зевота»
. Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при
этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
На вдохе необходимо, как бы «надуть в животе шарик», а на выдохе сдуть его.Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе — руки вверх, на выдохе — вниз.
Упражнения на развитие внимания – направлены на восприятие речевых звуков и их осознание (эффективно применять визуальную опору – звуки-символы). Произвожу посредством повторения детьми за моими действиями.
Упражнения для приведения в норму мышечного тонуса, растяжки Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на стол. Предлагаю детям расслабиться, даю слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Играем с детьми в игру «мороженое»: представляем себя мороженным, которое тает,. Выполняем упражнение стоя в кругу. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.
Контрастные упражнения на тонус.
Упражнение «мороженое»: представляем себя растаянным мороженным, которое попадая в холодильник, замерзает.
Упражнение «Силачи» —представляем, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднять штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
Упражнение «Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
Упражнения на развитие внимания.
«Запретное движение». показываю детям различные движения. Одно из движений повторять нельзя. Дети повторяют упражнения, пропуская запрещенное.
«Найди и обведи(или зачеркни) букву». Ребенку предлагается лист бумаги с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
Упражнения на формирование взаимодействия между полушариями мозга –кинезиологические упражнения.
«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки — 6-8 раз.
«Письмо букв двумя руками одновременно» (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
«Раскрашивание двумя руками» (связываю с темой занятия
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
«Кольцо». По очереди перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
«Ладошки» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [Э],а на пальчики колечки с изображением символов звуков [А](большой), [О] (указательный), [У](средний), [Ы](безымянный), [И](мезинец).Произносим звук и поднимаем соответствующий пальчик. Сначала отрабатываем задание на одной руке, потом на двух симметрично. Можно проводить занятия на массажном коврике. Можно автоматизировать звуки с в слогах.
Упражнения на развитие пространственных ориентаций
Провожу в четыре этапа:
1.Формирую пространственные представления в схеме собственного тела. Отрабатываю понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
2.Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
«Робот» — ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.
«Кладоискатели» — ребенок ищет клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.
3. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
«Продавец канцелярских товаров» — прошу детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.
«Очередь» — предлагаю детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.
4. Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
«Делай как я» — дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ребёнок из пары должен принять такую же позу.
Упражнения на формирование слухового и визуального восприятия
«Звук спрятался». Прошу ребенка запомнить звук, который я произнесла. Затем произношу несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
«Найди общий звук». Прошу ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Называю слово. Прошу ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
«Слово по звукам». Произношу слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спрашиваю у ребенка, какое слово получилось. Меняюсь с ребенком ролями.
«Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываю в ряд карточки со слогами. Ему предлагаю поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
Ритмические упражнения – повторение ритмов за логопедом с помощью хлопков; «прохлопывание» детских стихов.
«Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
ДА – топнуть, ТА – хлопнуть ДО – топнуть, ТО – хлопнуть, ДУ – топнуть, ТУ — хлопнуть
В упражнениях контролирую согласование процесса движения и речи, тренирую внимание и память.
«Веселая цепочка». Назову слово и прошу ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву моего. Следующий этап – усложнение задания.
«Зашифрованное слово». Предлагаю ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.
«Буква заблудилась». Ребенку предлагаю определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова.
«Арабское письмо». Диктую слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.
РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ, ТОК – КОТ, ТОП- ПОТ
«Древнерусское письмо». Записываю слово либо только согласными буквами, либо гласными.
МЫШИ М. Ш.,. Ы. И КРЫША КР. Ш.,. Ы. А
Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы
по развитию речи у детей с ТНР.
Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если нарисован символ звука [О], наступать на него нужно правой ногой. Если нарисован символ звука [И], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
«Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание.
«Сортировка» Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
Все эти элементы нейрокоррекции - это не панацея, не исключают традиционные подходы, а дополняют, повышая их коррекционный результат.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционно-логопедической работы и по её завершению).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Брейн Джим
«Гимнастика мозга»
Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
Назаревская Т.Н.
«Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»
Назаревская Т.Н.
«Смотри и повторяй»
. 45 карточек для развития мозга.
Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223