"Что нужно помнить родителям при обучении грамоте детей дошкольного возраста" | Агаева Ирада Рауф кызы. Работа №294133
Автор: Агаева Ирада Рауф кызы
Памятка для родителей
1. Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита: [а], [бэ], [вэ], [гэ], [дэ], [е], [ё], [жэ], [зэ], [и], [и краткое], [ка], [эль], [эм], [эн], [о], [пэ], [эр], [эс], [тэ], [у], [эф], [ха], [цэ], [чэ], [ша], [ща], [твердый знак], [ы], [мягкий знак], [э], [ю], [я].
2. Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
3. В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
4. Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают об этом в школе.
5. Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове снег и место звука [з]в слове мороз. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
6. Обучение слоговому анализу и синтезу слов следует проводить по следующей схеме:
· двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, кино);
· трехсложные слова, состоящие из трех открытых слогов (батоны, канаты);
· односложные слова без стечения согласных (дом, кит);
· двусложные слова с закрытым слогом (вагон, питон);
· двусложные слова со стечением согласных (банка, мишка);
· двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак, каштан);
· трехсложные слова с одним закрытым слогом (муравей, водовоз);
· трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях (лыжница, тарелка, бурундук);
· двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (штопка, стенка);
· односложные слова со стечением согласных (крот, мост);
· трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мартышка, пустышка);
· четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (кукуруза, бегемоты).
7. С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает это слово и т.п.
Что нужно помнить при обучении грамоте детей дошкольного возраста
(Памятка для родителей)
Называть буквы так же, как звуки (
[
б
]
, а не
[
бэ
]
,
[
р
]
, а не
[
эр
]
) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита:
[
а
]
,
[
бэ
]
,
[
вэ
]
,
[
гэ
]
,
[
дэ
]
,
[
е
]
,
[
ё
]
,
[
жэ
]
,
[
зэ
]
,
[
и
]
,
[
и краткое
]
,
[
ка
]
,
[
эль
]
,
[
эм
]
,
[
эн
]
,
[
о
]
,
[
пэ
]
,
[
эр
]
,
[
эс
]
,
[
тэ
]
,
[
у
]
,
[
эф
]
,
[
ха
]
,
[
цэ
]
,
[
чэ
]
,
[
ша
]
,
[
ща
]
,
[
твердый знак
]
,
[
ы
]
,
[
мягкий знак
]
,
[
э
]
,
[
ю
]
,
[
я].
Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина,
мал
ина). Не следует
брать
для этого вида анализа и синтеза
слова,
содержащие более шести звуков.
В ребусы, кроссворды, изографы
следует
включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают
об этом
в школе.
Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [
c
н’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове снег и место звука [з]
в слове мороз
. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
Обучение слоговому анализу и синтезу слов следует проводить по следующей схеме:
двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, кино);
трехсложные слова, состоящие из трех открытых слогов (батоны, канаты);
односложные слова без стечения согласных (дом, кит);
двусложные слова с закрытым слогом (вагон, питон);
двусложные слова со стечением согласных (банка, мишка);
двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак, каштан);
трехсложные слова с одним закрытым слогом (муравей, водовоз);
трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях (
лыжница, тарелка, бурундук);
двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (штопка, стенка);
односложные слова со стечением согласных (крот, мост);
трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мартышка, пустышка);
четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (кукуруза, бегемоты).
С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает это слово и т.п.