Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Что слушать: разум или сердце? | Афанасенкова Вера Альбертовна. Работа №331034

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе. Работа ведется по подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению. Урок построен на материале стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. Используются методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа. На уроке анализируется творчество писателей, ведется работа с теоретическими понятиями (повторяются размеры стиха, их функции), средствами выразительности ( рецензия в формате ЕГЭ). К уроку предполагается наличие у учащихся текстов стихотворений (либо они проецируются на экране), распечатанные рабочие карты урока. Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом, его цель: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, работы с рецензиями.

Что слушать: разум или сердце? Интегрированный урок подготовки к итоговой аттестации.

Урок подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ БГЛ №2

Афанасенкова Вера Альбертовна

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, работы с рецензиями

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

 

Слово учителя. Мотивация. Постановка целей и задач.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас не простой урок – не изучения нового и даже не повторения. А какой же тогда, спросите вы? Посмотрите на доску. Перед нами вопрос. А какой самый главный наш вопрос, для старшеклассников? (как сдать ЕГЭ). Правильно. А начинается с ….итогового сочинения.

На доске написаны тематические направления к итоговому сочинению 2016.

В этом году ФИПИ представил нашему вниманию следующие тематические направления:

«Разум и чувство»,

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»,

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

 

Орфографическая работа.

С каким же направлением мы будем работать сегодня? Чтобы узнать это, обратимся за помощью

к тематическим словосочетаниям. (запись с объяснением орфограмм)

. Работаем в парах.

Нежные чувства, душевные невзгоды, романтический лирический герой, вдохновенье, томленья грусти безнадежной, внутренняя свобода и гармония, сердце бьется в упоенье, холодное вниманье, рассудок.

- к какому тематическому направлению принадлежат данные слова?

(разум и чувства)

Не забывайте подсчитывать баллы после выполнения каждого задания!

Работа с эпиграфом.

Все мы сталкивались в жизни с этими понятиями. Немецкий философ Эрих Фромм сказал однажды: «Разум – счастливый дар человека и его проклятие».

Эрих Фромм. Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Во все века поэт

ы

и писатели

всего мира

задумывались над вопросом, что слушать

:

разум или сердце? Каждый находил свой ответ, многие меняли мнение на протяжении жизни.

Стихотворения, посвященные этому вопросу, есть и в лирике великих русских поэтов. Я предлагаю сегодня нам провести сравнительную характеристику двух стихотворений, принадлежащих перу разных поэтов. Кого именно – ответите мне вы.

О них в 20 веке

философ Дм.Мережковский сказал: «…. – дневное, а ….. – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется». 

Кто эти поэты и почему вы так решили? (Пушкин и Лермонтов)

Но прежде чем говорить о лирических произведениях, мне бы хотелось вместе с вами осмыслить понятия «дневное» и «ночное». Какие ассоциации вызывают у вас эти образы? (Уровень природы, уровень чувств, уровень человека)

Дневное светило
Природа 
Солнце
День
Свет
Тепло

Ночное светило
Природа 
Луна
Ночь
Тьма
Прохлада

Чувства
Радость
Уверенность

Чувства 
Печаль
Сомнения, неопределённость

Человек
Полон жизненной энергии
Душевная гармония, покой
Способен понять и принять противоречия жизни

Человек 
Сомнения в себе
Лишён внутренней гармонии
Борьба чувств в душе
Разочарован в мире и себе

 

 

- Как вы считаете, какие размеры должны были использовать в основном в своих стихотворениях эти поэты? Почему?

(чтение стихотворений, ответ с пояснением об авторе)- у Лермонтова любимые размеры трехсложные, у Пушкина – двусложные.

Тест-сопоставление по размерам с их характеристикой, 2 чел у доски определяют размеры.

Ямб – Это энергичное, торжественное звучание стиха.

Амфибрахий – лирические стихотворения-размышления, эпические баллады.

Ребята, а на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы вернуться к теме урока?

Какой выбор делают лирические герои? Кто счастливей – поддавшийся разуму или чувствам? Какой вывод мы можем сделать о характере поэтов?

Что помогает поэтам, помимо размера, донести свои мысли до адресата?

Работа

с резензиями (по группам – с Пушкиным те, кто считают чувства важнее, с Лермонтовым – разум)

. Давайте мы разделимся на группы.

Повествование ведётся от первого лица. Это стихотворение является лирическим. Оно написано с очень искренними и трогательными чувствами. Жанр его – любовное послание. Это подтверждают ___________________(«Алина», «Мой ангел»). Уже в первой строке А.С.Пушкин раскрывает перед возлюбленной свои истинные чувства, используя прием_______________________________: Я вас люблю, - хоть я бешусь… Кажется, столь противоречивые слова, но это связано с тем, что поэт не может добиться взаимности. Однако ничего не может поделать со своей неутолимой любовью: « … болезнь любви в душе моей…». Невозможность находиться вдали от возлюбленной Пушкин подчеркивает при помощи синтаксического приема_______________________________: Без вас мне скучно,- я зеваю;При вас мне грустно, - я терплю; Вы улыбнётесь – мне отрада;Вы отвернётесь – мне тоска;…

А.С.Пушкин использует множество _______________________, чтобы подчеркнуть эмоциональность и чувственность данного стихотворения: «люблю», «бешусь», «признаюсь», «терплю», «слышу», «теряю», «улыбнётесь», «отвернётесь»…

В конце стихотворения использует много ____________________________________, которые подчёркивают все эмоции поэта, помогают нам увидеть, как голос сердца одерживает верх над разумом:Но притворитесь! Этот взглядВсё может выразить так чудно!Ах, обмануть меня не трудно!Я сам обманываться рад!

Список изобразительно-выразительных средств:

Обращение

Синтаксический параллелизм

Глаголы

Метафора

Риторические восклицания

Антитеза

монолог

Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Оно построено в виде лирического ____________________, напоминающего нам элегию. Герой — реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отличающаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В первой строфе герой говорит о своем одиночестве. Автор использует ________________________________________________

(Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!), показывая ход рассуждений героя.

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». Описывая жизнь, автор использует______________: жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и _________________, и __________________ лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».Чтобы подчеркнуть, что исчезает и забывается всё, автор использует ________________________________________________________(«И радость, и муки, и все там ничтожно…»).
 Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни».

Список изобразительно-выразительных средств:

Обращение

Ряд однородных членов

Глаголы

Метафора

Риторические восклицания и вопросы

Разговорная и высокая лексика

монолог

 

Возвращение к эпиграфу.

Ребята, мы рассмотрели 3 различных мнения: Фромма, Пушкина, Лермонтова.

А в каких произведениях и каких авторов мы еще сталкивались с противостоянием разума и чувств?

 

Рефлексия. Составление синквейна на выбор: разум или чувства.

Подведение итогов урока. Подсчет баллов. Объявление д.з.


Рабочая карта урока __________________________________

 

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. К какому тематическому направлению относятся данные словосочетания?

Нежные чу..ства, душевные (не)взгоды, р..мантический л..рический герой, вд..хновенье, т..мленья грусти бе(з,с)надежной, внутрен..яя свобода и г..рмония, сер..це бьется в упоен..е, х..лодное вн..манье, ра..судок.

 

 

Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б

 

 

Дополните понятия своими ассоциациями. Можно использовать слова для справок

Дневное светило
Природа 

Ночное светило

Природа

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувства

Чувства

 

 

 

 

Человек

Человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: солнце, луна, прохлада, уверенность, день, свет, ночь, тьма, тепло, душевная гармония, сомнения, способен понять противоречия мира, разочарован в мире и в себе, печаль, полон чувств и энергии, борьба чувств в душе.

 

Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б

 

 

 

 

 

 

Сопоставьте наименования размеров стиха с их характеристикой.

 

 

 

 

Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б

 

Добавьте в рецензию наименования изобразительно-выразительных средств из списка, следуя их характеристике и примерам. Выберите одну из предложенных рецензий.

Вариант 1. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Признание»

Повествование ведётся от первого лица. Это стихотворение является лирическим. Оно написано с очень искренними и трогательными чувствами. Жанр его – любовное послание. Это подтверждают ___________________(«Алина», «Мой ангел»). Уже в первой строке А.С.Пушкин раскрывает перед возлюбленной свои истинные чувства, используя прием_______________________________: Я вас люблю, - хоть я бешусь… Кажется, столь противоречивые слова, но это связано с тем, что поэт не может добиться взаимности. Невозможность находиться вдали от возлюбленной Пушкин подчеркивает при помощи синтаксического приема_______________________________: Без вас мне скучно,- я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю; Вы улыбнётесь – мне отрада;Вы отвернётесь – мне тоска;… А.С.Пушкин использует множество _______________________, чтобы подчеркнуть эмоциональность и чувственность данного стихотворения: «люблю», «бешусь», «признаюсь», «терплю», «слышу», «теряю», «улыбнётесь», «отвернётесь»… В конце стихотворения использует много ____________________________________, которые подчёркивают все эмоции поэта, помогают нам увидеть, как голос сердца одерживает верх над разумом: Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!

Список изобразительно-выразительных средств:

Обращение

Синтаксический параллелизм

Глаголы

Метафора

Риторические восклицания

Антитеза

монолог

Вариант 2. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Оно построено в виде лирического ____________________, напоминающего нам элегию. Герой — реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отличающаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В первой строфе герой говорит о своем одиночестве. Автор использует ________________________________________________

(Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!), показывая ход рассуждений героя.

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». Описывая жизнь, автор использует______________: жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и _________________, и __________________ лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».Чтобы подчеркнуть, что исчезает и забывается всё, автор использует ________________________________________________________(«И радость, и муки, и все там ничтожно…»). Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни».

Список изобразительно-выразительных средств:

Обращение

Ряд однородных членов

Глаголы

Метафора

Риторические восклицания и вопросы

Разговорная и высокая лексика

монолог

 

 

Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б

 

Придумайте стихотворение-синквейн:

 

Чувство

 

Разум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание: 3б за составленный синквейн.______________________

 

Подведите итоги. Посчитайте количество баллов, полученное за каждое задание. Оцените себя.

 

15-12б – «5» Я все усвоил!

11-8б - «4» Я усвоил материал, но нужно повторить.

7-4б - «3» Еще надо поработать дома.

3-0б - «2» Учиться, учиться, учиться!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз