Что такое аутизм | Переломова Людмила Алексеевна. Работа №223454. Номер работы: №223454
Автор: Переломова Людмила Алексеевна
В статье рассматриваются причины аутизма, признаки проявления в раннем детстве, подростковом возрасте. Виды аутизма и его коррекция.
Что такое аутизм?
(причины, признаки, коррекция). Переломова Л.А., учитель-логопед МБОУ «КШ «Надежда» г. Южно-Сахалинск
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобным заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Центральными дефицитами детей с РАС являются навыки разделенного (то есть согласованного с партнером по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии.
Каковы причины развития заболевания?
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
ДЦП;
перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха,
цитомегаловирус
;
ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случ
аи ау
тизма у детей.
Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Симптомы и признаки аутизма
Признаки аутизма в раннем возрасте (до 2 лет) Ранний детский аутизм проявляется сразу после рождения ребенка. В течение первого года жизни малыша родители могут заметить существенные отличия в его поведении в сравнении с ровесниками.
Признаки заболевания до 2 лет:
• Ребенок никогда не смотрит в глаза родителей;
• Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям;
• Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз;
• Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть;
• Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться.
Родителям следует научиться четко отличать признаки аутизма от психологических особенностей личности с проявлениями скромности и молчаливости. Неуверенность и погружение в себя требует тщательного анализа со стороны психологов. Если мама обнаруживает подобные симптомы у своего малыша, следует проконсультировать с педиатром.
Симптомы аутизма у ребенка 2-11 лет Симптомы аутизма у ребенка в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.
Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:
• Часто повторение одной и той же фразы;
• Не поддерживает беседу;
• Ребенок не разговаривает;
• Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
• Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
• У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
• Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.
Как проявляется аутизм у детей после 11 лет Ранний детский аутизм не излечивается, поэтому его проявления сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют специфические признаки заболевания у детей после 11 лет. Данный возраст интересен тем, что наступает период полового созревания ребенка, когда под влиянием гормональной сферы перестраиваются практически все органы и ткани, в том числе и головной мозг. Если до этого времени, больной был молчаливым и необщительным, то во время полового созревания данные проявления усиливаются. Агрессивность, тревожные расстройства, депрессия, эпилептические припадки и множество других проявлений заболевания приводят к тому, что подросток аутист после 11 лет становится неконтролируемым. Он стойко отстаивает свои интересы и практически игнорирует советы, просьбы окружающих и близких людей. На фоне агрессивности возможно выполнение социально опасных действий. Это свидетельствует о том, что школьники с аутизмом должны постоянно находиться под контролем родителей.
По современному классификатору психических расстройств DSM-V, к аутистическому спектру относят:
• аутизм (синдром Каннера);
• синдром Аспергера;
• детское дезинтегративное расстройство;
• синдром Ретта; • неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм).
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к расстройствам аутистического спектра относятся:
• F84.0 Детский аутизм
• F84.1 Атипичный аутизм
• F84.2 Синдром Ретта
• F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
• F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
• F84.5 Синдром Аспергера
• F84.8 Другие общие расстройства развития
•F84.9 Общее расстройство развития неуточненное
Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими.
Без своевременной диагностики и адекватной клиникопсихолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Патогенетические механизмы РДА, остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов эффективности, о первичной слабости инстинктов, об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, о недоразвитии внутренней речи, о центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребности в контактах и многие другие. Синдром РДА оформляется к 2,5– 3 годам. Клиническая картина аутического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознованию посторонних персон и неодушевленных предметов, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования; недостаточна реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таки детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту, вовнутрь себя, взгляд мимо, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, «закостенелые». Речь, обычно, не направлена на собеседника, в периоде речи отсутствует жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков – от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, бессвязность, неспособность к диалогу. Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно. Используются адаптированные для работы с аутистами программы. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляции с предметами развивают тактильное, зрительнотактильное, кинетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений и также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности. У большинства детей, на начальном этапе работы с ними запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2– 3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, они не соотносят игры с истинным назначением игрушек, не возникает ориентировочной реакции на новые игрушки, лица, участвующих в игре. На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме. Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в пространстве.
Ребенку с РДА необходима работа с логопедом, которая начинается с определения речевой патологии. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонетического, речевого слуха. Осуществляться должна постановка звуков, должны проводиться дыхательные, голосовые упражнения. Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке. Перед врачом, педагогом, логопедом, которые консультируют или постоянно курируют семью с аутичным ребенком, всегда встает вопрос о его обучаемости, о возможности подготовить такого ребенка к школе.
Отметим и тот факт, что по данным Всемирной организации аутизма за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Можно встретить лиц данной категории в массовых детских садах и школах, а также в специальных группах и классах. Это подтверждает необходимость в человеческом понимании различных определений РАС, так как помимо классического аутизма выделяется множество других схожих с ним расстройств. Согласно известной классификации аутистических расстройств детей РАС можно разделить условно на четыре группы.
Дети 1-й группы характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. У таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях. Тем не менее, в случае интенсивной психолого-педагогической коррекции они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя.
Дети 2-й группы способны бороться со своими страхами и тревогой, препятствующими их адаптации к окружающей среде, с помощью двигательных, сенсорных и других стереотипий, которые позволяют им заглушать неприятные воздействия извне. При адекватной длительной коррекции эти дети могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще в массовой, реже во вспомогательной).
Дети 3-й группы характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего, страхам. Для них характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. При активной медико-психолого-педагогической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
У детей 4-й группы патология аффективной и сенсорной сфер выражена слабо. Им свойственны только неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость (особенно в контактах), чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Дети этой группы могут учиться в массовой школе и часто обнаруживают парциальную одаренность.
В наиболее тяжелых случаях, связанных с глубоким нарушением умственного развития, ребенок-аутист может быть признан психолого-медикопедагогической комиссией необучаемым. Довольно часто аутичным детям рекомендуют учиться в домашних условиях по программе массовой или вспомогательной школы.