Что такое кинетический песок - консультация для воспитателей | Капсиргенова Елена Викторовна. Работа №234366
Автор: Капсиргенова Елена Викторовна
Кинетический песок или «Умный песок» - это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.
Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Кинетический песок или «Умный песок» - это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.
Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Что такое кинетический песок?
Кинетик – это разработанный учёными из Швеции инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком. Все новые качества обеспечиваются необычным составом вещества.
На 98 % кинетик состоит из обыкновенного кварцевого песка, остальные 2 % представлены синтетической силиконовой добавкой или «Пищевой добавкой E900» — то есть он абсолютно безвреден.
Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.
Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.
Развитие мелкой моторики рук. Игровые действия с мелкими предметами стимулируют важные рецепторы на кончиках пальцев. Поиск игрушек в песочнице, выдавливание лунок и узоров ладошками способствуют интеллектуальному развитию малышей.
Формирование исследовательских умений. Под руководством наставника ребёнок узнаёт о свойствах кинетического песка: лепится, не рассыпается.
Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельностью) органично переносятся в песочницу: здесь можно изучать различные формы (кубики, шары, цилиндры), животных, растения, цветы (играя в фигурки или делая куличики).
Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные». К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми, педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их.
Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:
Развить мелкую моторику
Совершенствовать сенсорное восприятие
Осуществлять подготовку руки к письму
Развивать речь
Развить творческое мышление
Вовлекать в ролевые игры
Тренировать внимание
Расслабляться и успокаиваться
Достоинства и недостатки материала.
Преимущества кинетического песка основываются, прежде всего, на его физических свойствах, о которых было сказано выше, и уникальном химическом составе. Другие достоинства отмечают мамы, которые уже опробовали этот инновационный материал со своими ребятишками: кинетический песок не может пересохнуть, даже если оставить его на открытом месте. На протяжении нескольких лет способен сохранять тягучую консистенцию, напоминая влажный морской песок; этот материал не является «привлекательным» для патогенных микроорганизмов, поэтому подцепить «заразу» при игре с ним практически невозможно; домашний песок не теряет своих свойств под воздействием воды. Вот почему его можно мыть под краном, а затем высушивать, не опасаясь за качество будущих поделок; из-за повышенной пластичности лепка становится более лёгкой и приятной.
Ожидаемый результат:
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».
3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче.
6. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.
Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. И лепить из него намного легче, чем из самого мягкого пластилина. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим.
Игры с песком помогают осуществить следующие цели и задачи в педагогической работе:
· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
· снимают мышечную напряжённость;
· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
· стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, отвлекают ребенка;
· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью;
· развивают творческий подход, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
· способствуют расширению словарного запаса.
Заключение.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.