Цифровая грамотность: как подготовить школьников к жизни в цифровом мире | Симоненко Лина Булатовна. Работа №346407. Номер работы: №346407
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты цифровой грамотности и её значение для подготовки школьников к жизни в современном цифровом мире. Описаны основные направления обучения цифровой грамотности, включая развитие навыков работы с информационными технологиями, критического мышления и ответственного поведения в интернете.
Ключевые слова: цифровая грамотность, информационные технологии, школьники, цифровая безопасность, критическое мышление, интернет.
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ЖИЗНИ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Симоненко Лина Булатовна, учитель информатики
МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты цифровой грамотности и её значение для подготовки школьников к жизни в современном цифровом мире. Описаны основные направления обучения цифровой грамотности, включая развитие навыков работы с информационными технологиями, критического мышления и ответственного поведения в интернете.
Ключевые слова: цифровая грамотность, информационные технологии, школьники, цифровая безопасность, критическое мышление, интернет.
Цифровая грамотность становится одним из ключевых навыков XXI века, который необходим каждому школьнику для успешной социализации и профессиональной реализации в современном мире. С развитием информационных технологий и активным внедрением интернета во все сферы жизни, школьники сталкиваются с новыми вызовами и возможностями, требующими от них уверенного владения цифровыми инструментами, критического отношения к информации и ответственного поведения в цифровой среде. В этой связи обучение цифровой грамотности в школе приобретает особое значение, так как именно школа может стать основным источником знаний и навыков, необходимых для жизни в цифровом мире.
Одним из ключевых аспектов цифровой грамотности является умение работать с информационными технологиями. Школьникам необходимо развивать навыки работы с компьютером, различными программами и интернет-сервисами, так как это становится неотъемлемой частью учебной и профессиональной деятельности. Обучение школьников базовым компьютерным навыкам должно начинаться с начальной школы, где они могут осваивать работу с текстовыми редакторами, электронными таблицами, презентациями, а также учиться пользоваться интернетом для поиска информации. Важной частью обучения является знакомство с основами программирования, что помогает школьникам развивать логическое мышление и творческие способности.
Неотъемлемой частью цифровой грамотности является критическое мышление и умение анализировать информацию. В условиях постоянного потока данных, поступающих из интернета и социальных сетей, школьники должны уметь оценивать достоверность источников информации, различать факты от мнений и не поддаваться влиянию ложной информации. На уроках информатики и обществознания школьники могут учиться проверять источники, использовать надёжные источники информации и осознавать опасности, связанные с дезинформацией. Критическое мышление также помогает школьникам более осознанно относиться к своему времени в интернете и эффективно использовать его для обучения и саморазвития.
Одним из важных направлений обучения цифровой грамотности является цифровая безопасность и защита персональных данных. Школьники должны понимать, как защитить свои данные в интернете, что такое киберугрозы и как от них защититься. Педагоги могут проводить занятия, посвящённые таким темам, как создание надёжных паролей, защита персональных данных, правила поведения в социальных сетях и способы защиты от кибермошенничества. Например, учащиеся могут изучать, как настроить конфиденциальность своих аккаунтов в социальных сетях, что нельзя публиковать в интернете и как правильно реагировать на подозрительные сообщения. Эти знания помогут школьникам избежать множества проблем, связанных с киберпреступностью, и научат их осознанному и ответственному поведению в интернете.
Ответственное использование интернета также является важной составляющей цифровой грамотности. В современном мире школьники не только потребляют информацию, но и активно участвуют в её создании, делая публикации в социальных сетях, блогах или создавая собственный контент. Важно, чтобы они понимали, что их действия в интернете могут оказывать влияние на окружающих и что они несут ответственность за свои поступки. Учителя могут обсуждать с учащимися такие темы, как этика онлайн-общения, уважение к правам других пользователей, цифровое следствие и последствия негативных действий в интернете. Например, учащиеся могут обсуждать темы, связанные с кибербуллингом, и изучать, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях в цифровой среде.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения цифровой грамотности. Учащиеся могут участвовать в создании собственных проектов с использованием цифровых технологий, таких как создание сайтов, разработка приложений или работа с мультимедийным контентом. Проектная работа помогает учащимся не только развивать технические навыки, но и учит их планировать свою деятельность, решать задачи и работать в команде. Например, школьники могут создать сайт для школьного проекта, записать видео или разработать приложение, что поможет им лучше понять, как работают современные цифровые технологии и как они могут быть использованы в различных сферах жизни.
Одним из перспективных направлений развития цифровой грамотности является интеграция цифровых технологий в образовательный процесс. Современные технологии могут использоваться на уроках для создания интерактивных презентаций, работы с учебными платформами или участия в онлайн-курсах. Учителя могут применять цифровые инструменты для создания интерактивных заданий, проверки знаний с помощью онлайн-тестов и проведения групповых занятий в виртуальной среде. Это помогает учащимся лучше усваивать материал и развивать навыки работы с цифровыми инструментами в учебной деятельности.
Подводя итог, обучение цифровой грамотности становится неотъемлемой частью подготовки школьников к жизни в современном цифровом мире. Важно, чтобы школа играла активную роль в развитии у учащихся навыков работы с информационными технологиями, критического мышления, цифровой безопасности и ответственного поведения в интернете. Цифровая грамотность становится важным условием успешной социализации и профессиональной реализации школьников, поэтому её формирование должно начинаться с младших классов и продолжаться на всех этапах школьного обучения.
Список литературы
1. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.
2. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы, 2018.
3. Корчагина, М. Ю. Анализ цифровой грамотности в школе / М. Ю. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 387-390.