Цифровизация в образовании младших школьников | Зубкова Александра Андреевна. Работа №327891
Цифровизация вносит свои коррективы в образование четвероклассников, роль учителя также меняется, и поэтому он должен идти в ногу со временем, владеть новейшими цифровыми ресурсами, быть компетентным во внедрении цифровизации в образовательных процесс, так как она является неотъемлемой часть развития общества, в том числе и обучающихся. Также в основе правильной организации образовательной среды с применение цифровых ресурсов лежит СанПиН, которому учитель должен следовать при организации уроков.
Таким образом, цифровизация всё больше внедряется во все виды деятельности, в том числе, и в образовательный процесс и главная задача учителей направить обучающихся на правильное и безопасное использование цифровых ресурсов.
Цифровизация в образовании младших школьников
В мире, где экранная цифровизация занимает все большую и большую часть детской жизни, наблюдается кардинальное изменение отношений ребёнка с миром вокруг него – как в предметной, так и в социальной сферах. Этот эпохальный сдвиг приводит к появлению новых угроз и рисков для учебной среды и безопасного развития детства, что подтверждают эксперты, родители и педагоги. В таком контексте надо заметить, что социально-экономические изменения не дают шансов традиционным методикам и схемам в образовании. Начальная школа становится все более гибкой и открытой, а учитель – не единственным источником знаний. Рядом с учителем появляется образовательная среда, которая обеспечивает все необходимые ресурсы для обучения: учебники, обучающие материалы, игры, тренажёры и, конечно же, цифровые образовательные ресурсы. Все это делает образование более равноправным и привлекательным для современных ребят. [35]
С точки зрения педагогики, такое изменение в образовательной среде требует новых подходов в работе учителей, что позволит перестроиться на новые отношения с учениками. Роль учителя начинает меняться: теперь вместо классического транслятора знаний он становится гибким консультантом, наставником и партнёром в учебном процессе. Он участвует в создании учебных материалов, выбирает методы обучения и активно использует цифровые технологии. В итоге учитель и ученик становятся равноправными участниками учебного процесса, который направлен на развитие ученика как полноценной личности.
Сегодняшние школьники растут в цифровой эпохе и поэтому им крайне важно учиться взаимодействовать с цифровыми материалами, учитывая все особенности и преимущества, которые предоставляет современная образовательная среда. Ведь только так они могут обрести уверенность в себе и своих навыках, и успешно выстраивать свою будущую карьеру, отвечающую движущим силам этого времени.
Термин «цифровизация» появился в связи с усилением информационно−коммуникационных технологий, некоторые учёные, например, Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов рассматривают это понятие как перевод информации в цифру и вместе с этим одновременно инфраструктурную, управленческую, поведенческую, культурную составляющие содержания образования. Цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом рассмотрел А. Марей.
Эпоха цифровизации неумолимо наступает, переворачивая не только образование, но и экономику. На фоне этого наблюдается новое распределение ролей, где происходит перевес в пользу инновационных методик и технологического прогресса в целях создания высококачественных информационно-образовательных сред. Пандемия выступила с главным катализатором этого процесса, ускорив его до неимоверно высоких темпов. Даже в условиях ограниченного доступа к компьютерам и высокоскоростной интернет-связи, невозможно сбросить с этого поприща (Клецкина А.А.). [27]
Для учителей в настоящее время возникает острейшая необходимость изменения старых, изживших свой век методов, адаптации к новым условиям, поиску новых возможностей для обучения младших школьников в духе цифровой эпохи, чтобы сделать учебный процесс максимально быстрым, эффективным и увлекательным. Дети меньше всех опасаются перемен, а следовательно, быстрее приспосабливаются к новым формам обучения, если, конечно, есть доступ к свежим гаджетам и качественной связи. Главная задача всех учителей - применить новые дидактические подходы для цифровизации образования и поколений начальной школы. Ведь только так мы сможем существенно приблизится к решению этой важной проблемы.
Необходимость цифровизации образования в настоящее время является неотъемлемой частью развития общества. Это вызывает интенсивный поиск новых способов использования современных технологий в обучении, что предоставляет множество перспектив для обучения и развития учащихся. В рамках этого процесса стоит обратить внимание на новые способы организации учебного процесса, где цифровые технологии используются как эффективный инструмент.
В таком контексте учителя начальной школы имеют важное значение, ведь это их забота обеспечить соответствующий уровень образования в цифровую эпоху. В частности, следует принять во внимание различные функции, которые цифровые ресурсы могут выполнять в обучении, и оптимизировать их в соответствии с задачами обучения. Поэтому важно создавать максимально комфортную образовательную среду для студентов, а также ориентировать их на новые методы работы, сфокусированные на цифровой технологии.
Фактически, цифровизация образования открывает дверь к более эффективному и прогрессивному подходу. И хотя некоторым учителям может быть сложно перестроиться и адаптироваться к новым технологиям, но, несмотря на это, цифровизация становится все более необходимой и доказанной. Поэтому, с каждым днём все больше учителей понимают, что новые технологии будут служить прекрасному инструменту для обучения и помогут добиться наивысших результатов. [35]
В доцифровую эпоху за основу информационных носителей считали учебники, учебные пособия, мел и доску, живое слово учителя, современность образования внесла свои нововведения и носители стали более разнообразными: различные приложения для гаджетов, интерактивные онлайн− доски, которые позволяют выходить в Интернет, проекторы, образовательный онлайн− контент с поурочными разработками для различных этапов урока и др.
Для того, чтобы у обучающихся не возникало трудностей при работе с цифровыми технологиями, учитель должен обладать определёнными знаниями и практикой внедрения цифровизации в образовательный процесс младших школьников. Многие исследователи в качестве одной из психолого− педагогических проблем цифровизации в обучении указывают на наличие значительного разрыва между доцифровым и цифровым поколениями (Дидактическая концепция 2020). Доцифровое поколение представляют педагоги старшего возраста и родители, которые, в основном, испытывают значительные затруднения при использовании цифровых технологий в образовании. Учащиеся младшего школьного возраста представляют цифровое поколение испытывают трудности при овладении навыками обучения цифрового периода, так как многие учителя не владеют методикой внедрения цифровизации в образовательный процесс.
Среди тенденций в современном обществе цифровизация сложно не заметить. Она меняет не только наш образ жизни, но и традиционные методы обучения. Однако, существует проблема, которая удерживает учителей начальной школы от полной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс. Хоть педагоги уже обладают теоретическими знаниями в области цифровой сферы, они сталкиваются с проблемой применения этих знаний на практике, что является значительным вызовом для них. Многие учителя, которые прошли курсы переподготовки и получили определённые знания и навыки в области цифровизации, активно применяют их вне образовательной деятельности, но при этом твёрдо убеждены, что процесс обучения должен носить традиционный доцифровой характер. [47]
Для того, чтобы внедрение цифровизации в процесс обучения младших школьников стало максимально эффективным и безопасным, педагогам необходимо:
целенаправленно формировать познавательные интересы детей;
при выборе форм обучения учитывать возрастные особенности;
формировать у детей навыки самостоятельного поиска и «процеживания» учебной информации в Интернете;
организовывать совместную учебную деятельность и обеспечивать её мотивационную сторону.
Конечно, на первом месте находится максимальное сохранение здоровья учащихся. Важно учитывать все возможные потенциальные риски, к которым относятся:
негативное влияние длительного пребывания у монитора на опорно−двигательный аппарат;
воздействие цифровых гаджетов на зрение и на психику младшего школьника.
В основе правильной организации образовательной среды лежит забота о здоровье и комфорте детей. Для того, чтобы избежать негативных последствий, необходимо ориентироваться на СанПиН, требования которых изложены в приложении 1, определяющие соответствующие меры профилактики. Важно интегрировать в уроки элементы физической активности, такие как физкультминутки, зрительную гимнастику и техники психологической разгрузки. Также важно не злоупотреблять использованием компьютерной техники в учебном процессе, особенно для младших школьников. Минимальное количество уроков, где применяются компьютеры, необходимо контролировать и не превышать один урок в день, а внеурочные занятия лучше проводить не более двух раз в неделю и не свыше 60 минут, чтобы избежать перенапряжения. С таким подходом обучение становится более эффективным и безопасным для здоровья детей. [61]
Режим использования компьютеров и других цифровых устройств должен быть ограничен, чтобы учащиеся могли сосредоточиться на других видах учебной деятельности, укрепляющих их физическое и эмоциональное состояние. Не стоит забывать, что младшие школьники находятся в фазе активного физического и психологического развития, и слишком долгое пребывание за компьютером может вызвать усталость и стресс.
Однако, использование цифровых технологий в образовании также имеет много преимуществ. Открытие доступа к качественному онлайн-образованию и программам, ориентированным на практические навыки, может повысить мотивацию и интерес учащихся к учебному процессу. При правильном подходе цифровая технология может стать полноценным инструментом для улучшения и повышения качества обучения младших школьников. [35]
Таким образом, необходимо строить образовательную среду с учётом потребностей и возможностей детей, а внедрение цифровых технологий следует осуществлять умеренно, с соблюдением рекомендаций СанПиН и с учётом психолого-педагогических особенностей младших школьников.
Следуя точке зрения учёных и медиков, надо признать, что цифровизация в обучении младших школьников не должно рассматриваться как многочасовая работа детей с цифровыми ресурсами. Необходимо чередовать различные виды деятельности и активно использовать различные формы работы на уроке.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровизация пронизывает все сферы жизни и кардинально меняет большинство аспектов жизни и, конечно, образование. В любом месте, в котором присутствуют мобильные устройства, Интернет, мобильная связь и другие цифровые технологии, дети будут активно пользоваться ими и будут включены в цифровую среду. Воздействие этой среды на детей может быть как позитивное, так и негативное. Главная задача педагогов направить обучающихся в нужное (позитивное) русло цифровой среды.