ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | Лукьянов Иван Михайлович. Работа №337898
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Шапошников Владислав Алексеевич, к.ф.н., доцент Лукьянов Иван Михайлович Студент ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Научный руководитель: Шапошников Владислав Алексеевич к.ф.н., доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Аннотация: цифровизация высшего образования позволяет создавать для каждого обучающегося персональную среду для обучения, а также саморегулировать процесс обучения формально и неформально.
Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, тенденции, среда обучения.
УДК 330
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Шапошников Владислав Алексеевич,
к.ф.н., доцент
Лукьянов Иван Михайлович
Студент
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Научный руководитель: Шапошников Владислав Алексеевич
к.ф.н., доцент
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Аннотация: цифровизация высшего образования позволяет создавать для каждого обучающегося персональную среду для обучения, а также саморегулировать процесс обучения формально и неформально.
Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, тенденции, среда обучения.
DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: MAIN TRENDS
Shaposhnikov Vladislav Alekseevich,
Ph.D., Associate Professor
Lukyanov Ivan Mikhailovich
Student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State Vocational Pedagogical University»
Scientific supervisor: Shaposhnikov Vladislav Alekseevich
Ph.D., Associate Professor
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State Vocational Pedagogical University»
Abstract: digitalization of higher education makes it possible to create a personal learning environment for each student, as well as self-regulate the learning process formally and informally.
Key words: digitalization, higher education, trends, learning environment.
В области цифровизации высшего образования выделяют четыре тренда, при этом все они связаны с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и институтов:
формирование смешанной модели обучения;
переход к онлайн-обучению;
создание виртуальной образовательной среды;
изменение к управлению образовательным процессом
[
1, с. 78
]
.
Перечисленные выше тренды тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на институт высшего образования.
Отметим, что цифровизация способствует повышению открытости взаимодействия вузов, гибкости в образовательном процессе, повышает интерес студентов к процессу образования, вовлечение в процесс образования среди студентов.
Цифровизация вносит существенные изменения в роли преподавателя и студента в процессе обучения, что требует соответствующей адаптации. Переход к онлайн-образованию, создание виртуальной образовательной среды порождают потребность в изменении управления образовательной организацией. И если эти изменения не происходят, то цифровизация может привести к негативным последствиям.
Обоснована необходимость систематизации социальных эффектов цифровизации высшего образования и проведения соответствующих лонгитюдных исследований.
Цифровизация высшего образования означает трансформацию учебно-образовательного и управленческого процесса, повседневных социальных практик в системе высшего образования, обусловленную внедрением технологий создания, обработки, обмена и передачи больших массивов информации на небумажных носителях.
Цифровизация предполагает интеграцию образования с информационными ресурсами.
Несмотря на большое количество положительных факторов к переходу на цифровое обучение, довольно большое количество и негативных отзывов, далее кратко:
высокий уровень конкуренции и дальнейшее его повышение с появлением большого количества провайдеров;
высокий уровень мобильности обучающихся;
изменение содержания образовательного процесса и обучения в негативную сторону;
изменение форм и технологий обучения;
неспособность вузов освоить новые требования;
невозможность вузов использовать в полном объеме возможности цифровых технологий
[3]
.
Онлайн-образование, в отличие от использования отдельных цифровых технологий и инструментов, связано с активным внедрением взаимосвязанных цифровых технологий, которые предполагают перевод всего образовательного процесса в онлайн-режим:
разработку и реализацию онлайн
-
курсов на специально создаваемых интернет-порталах, использование онлайн-оценивания
;
переход
к онлайн-коммуникации между студентами, преподавателями, администрацией
[
2, с. 123
]
.
Онлайн-образование, по мнению экспертов, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной образовательной моделью.
Оно дает доступ к высшему образованию более широкому кругу желающих его получить, позволяет многократно воспроизводить учебный материал, что облегчает его усвоение, предоставляет возможность студентам самостоятельно выбирать удобную форму освоения материала и формировать расписание занятий, тем самым обеспечивая индивидуализацию образовательных траекторий. Оно существенно снижает общественные затраты на высшее образование за счет формирования сетевой модели обучения с распределенными между вузами ключевыми компетенциями и сокращения численности преподавателей вузов [4].
Таким образом, названные выше тренды взаимосвязаны, но в то же время в каждом из них есть своя специфика, свои социальные эффекты. Несмотря на большое количество положительных факторов к переходу на цифровое обучение, довольно большое количество и негативных мнений разных авторов по развитию данного направления.
Список источников
Зарипова Р.Р., Салехова Л.Л., Данилов А.В. Интерактивные Web 2.0-инструменты в интегрированном предметно-языковом обучении // Высшее образование в России.
–
20
21
.
–
№ 1.
–
С. 78
Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования
в России // Высшее образование в России.
–
20
23
.
–
№ 3.
–
С.
123
3. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/17547/1/84-101.pdf. (24.06.2024)
4. Цифровизация системы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://skillspace.ru/blog/chto-takoe-cifrovizaciya-obrazovaniya. (20.06.2024)