Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | Лукьянов Иван Михайлович. Работа №337898

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

 Шапошников Владислав Алексеевич, к.ф.н., доцент Лукьянов Иван Михайлович Студент ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный руководитель: Шапошников Владислав Алексеевич к.ф.н., доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Аннотация: цифровизация высшего образования позволяет создавать для каждого обучающегося персональную среду для обучения, а также саморегулировать процесс обучения формально и неформально.

 

Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, тенденции, среда обучения.

УДК 330

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

 Шапошников Владислав Алексеевич,
к.ф.н., доцент
Лукьянов Иван Михайлович
Студент
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный руководитель: Шапошников Владислав Алексеевич
к.ф.н., доцент
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Аннотация: цифровизация высшего образования позволяет создавать для каждого обучающегося персональную среду для обучения, а также саморегулировать процесс обучения формально и неформально.

Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, тенденции, среда обучения.

 

 

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: MAIN TRENDS

Shaposhnikov Vladislav Alekseevich,

Ph.D., Associate Professor

Lukyanov Ivan Mikhailovich

Student

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State Vocational Pedagogical University»

Scientific supervisor: Shaposhnikov Vladislav Alekseevich

Ph.D., Associate Professor

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State Vocational Pedagogical University»

 

Abstract: digitalization of higher education makes it possible to create a personal learning environment for each student, as well as self-regulate the learning process formally and informally.

Key words: digitalization, higher education, trends, learning environment.

 

 

В области цифровизации высшего образования выделяют четыре тренда, при этом все они связаны с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и институтов:

формирование смешанной модели обучения;

переход к онлайн-обучению;

создание виртуальной образовательной среды;

изменение к управлению образовательным процессом

[

1, с. 78

]

.

Перечисленные выше тренды тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на институт высшего образования.

Отметим, что цифровизация способствует повышению открытости взаимодействия вузов, гибкости в образовательном процессе, повышает интерес студентов к процессу образования, вовлечение в процесс образования среди студентов.

Цифровизация вносит существенные изменения в роли преподавателя и студента в процессе обучения, что требует соответствующей адаптации. Переход к онлайн-образованию, создание виртуальной образовательной среды порождают потребность в изменении управления образовательной организацией. И если эти изменения не происходят, то цифровизация может привести к негативным последствиям.

Обоснована необходимость систематизации социальных эффектов цифровизации высшего образования и проведения соответствующих лонгитюдных исследований.

Цифровизация высшего образования означает трансформацию учебно-образовательного и управленческого процесса, повседневных социальных практик в системе высшего образования, обусловленную внедрением технологий создания, обработки, обмена и передачи больших массивов информации на небумажных носителях.

Цифровизация предполагает интеграцию образования с информационными ресурсами.

Несмотря на большое количество положительных факторов к переходу на цифровое обучение, довольно большое количество и негативных отзывов, далее кратко:

высокий уровень конкуренции и дальнейшее его повышение с появлением большого количества провайдеров;

высокий уровень мобильности обучающихся;

изменение содержания образовательного процесса и обучения в негативную сторону;

изменение форм и технологий обучения;

неспособность вузов освоить новые требования;

невозможность вузов использовать в полном объеме возможности цифровых технологий

[3]

.

Онлайн-образование, в отличие от использования отдельных цифровых технологий и инструментов, связано с активным внедрением взаимосвязанных цифровых технологий, которые предполагают перевод всего образовательного процесса в онлайн-режим:

разработку и реализацию онлайн

-

курсов на специально создаваемых интернет-порталах, использование онлайн-оценивания

;

переход

к онлайн-коммуникации между студентами, преподавателями, администрацией

[

2, с. 123

]

.

Онлайн-образование, по мнению экспертов, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной образовательной моделью.

Оно дает доступ к высшему образованию более широкому кругу желающих его получить, позволяет многократно воспроизводить учебный материал, что облегчает его усвоение, предоставляет возможность студентам самостоятельно выбирать удобную форму освоения материала и формировать расписание занятий, тем самым обеспечивая индивидуализацию образовательных траекторий. Оно существенно снижает общественные затраты на высшее образование за счет формирования сетевой модели обучения с распределенными между вузами ключевыми компетенциями и сокращения численности преподавателей вузов [4].

Таким образом, названные выше тренды взаимосвязаны, но в то же время в каждом из них есть своя специфика, свои социальные эффекты. Несмотря на большое количество положительных факторов к переходу на цифровое обучение, довольно большое количество и негативных мнений разных авторов по развитию данного направления.


Список источников

Зарипова Р.Р., Салехова Л.Л., Данилов А.В. Интерактивные Web 2.0-инструменты в интегрированном предметно-языковом обучении // Высшее образование в России.

20

21

.

№ 1.

С. 78

Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования

в России // Высшее образование в России.

20

23

.

№ 3.

С.

123

3. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/17547/1/84-101.pdf. (24.06.2024)

4. Цифровизация системы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://skillspace.ru/blog/chto-takoe-cifrovizaciya-obrazovaniya. (20.06.2024)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×