Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы ☼ | Сливка Оксана Николаевна. Работа №225917
Автор: Сливка Оксана Николаевна
Уроки с использованием ЦОР и ЭОР является одним из самых важных результатов инновационной работы в образовательном процессе, поэтому данная статья актуальна для учителей русского языка и литературы.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.
Сливка Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия №1" с.Красногвардейского
Республики Адыгея,
Почётный работник общего образования РФ
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации, а если при этом действует сам – до 80% информации. Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Одним из таких средств являются цифровые образовательные ресурсы, необходимость применения которых на уроках в настоящее время несомненна.
Каковы же цели использования ЦОР на уроках русского языка и литературы? Это, прежде всего:
- создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли);
- повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов);
- доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении);
- экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами);
- эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера);
- формирование универсальных навыков.
Что же можно сделать при использовании цифровых технологий на уроках русского языка и литературы? А вот смотрите:
- показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
- предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
- предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
- предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
- предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
- создавать общие презентации,
- создавать профили литературных героев в соцсетях,
- создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
- создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
- создавать читательские дневники в блогах,
- создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
-анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
- работать с электронными словарями,
- изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова.
В наши дни огромен выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое внимание заслуживают мультимедиа - пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.
Также хочется отметить образовательный потенциал активно развивающегося проекта «Живые страницы», представляющего собой мобильное приложение для смартфонов и планшетов для чтения художественных произведений с возможностью использовать различные технологии углубленного знакомства с текстом (ход времени, карта событий, герои и судьбы, игра в слова, интерактивная литературная энциклопедия и др.). Примечательно, что это не просто возможность в более привычной для подростков электронной форме прочитать текст, изучаемый на уроках литературы в школе, но и мотивация развивать их предметные и метапредметные компетенции: приложение, помимо всего прочего, снабжено большим количеством дополнительной информации, так или иначе связанной с изучаемым произведением, - по истории, географии, лингвистике. Сейчас уже доступна работа с помощью этой DH-технологии по таким важнейшим произведениям школьной программы, как романы Л.Н. Толстого «Война и мир», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Кроме того, зная интерес подростков к социальным сетям, уместно предложить им почувствовать себя видеоблогерами. Например, после изучения биографии и творчества В.В. Маяковского ученикам предлагается создать видеоролик по любому понравившемуся стихотворению поэта. Такие задания преследуют не только дидактические, но и когнитивные и эстетические цели: разместить получившееся видео на своих страницах ВКонтакте, на Фейсбуке, в Инстаграме и посмотреть, чей видеоролик станет самым популярным. Стоит также отметить, что мультимедийная информационно-справочная база включает в себя полезные интернет-ресурсы (электронные библиотеки; сетевые словари и энциклопедии; сайты, посвященные персоналиям; образовательные порталы; виртуальные литературные музеи и др.), а также электронные учебные модули. Интерактивная поддержка учебного процесса позволяет осуществлять качественную подготовку к учебным занятиям, проверку при выполнении учащимися тестовых заданий, создавать учебные проекты для участия в научно-практических конференциях. Безусловно, каждый урок преследует собственно образовательные цели, однако информационная цифровая среда обеспечивает интерес к процессу обучения, воспитывает критическое мышление, даёт широкий простор для творчества и развития познания.
При внедрении ЦОР появляются признаки «смешанного обучения на уроке»: видео лекции, видеоролики, например, содержащие записи спектаклей по классическим литературным произведениям (Чехов, Островский, Толстой, Грибоедов). Неожиданно отличным способом закрепления материала, даже в филологической, казалось бы, сугубо гуманитарной области знания, становится использование инфографики – создание плакатов по изученной теме, оформление выставки рисунков, графиков, инсталляций и т.д. В средней школе ученики, самостоятельно используя специальные компьютерные программы, создают анимационные ролики по темам изучения правил правописания в русском языке или развития характера литературных героев. В старшей школе появляются медиа-книги, видеоролики, литературные блоги. Таким образом, не превращаясь в совсем не интересное повторение, с помощью медиасредств поддерживаются способности к запоминанию и углубление когнитивного уровня. Все это становится частью образовательного процесса и той среды, которую создает учитель вместе с учениками.
Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить также и веб-сайты, и информационные и справочные порталы, и ресурсы электронных библиотек, и специализированных баз данных.
Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.
Хотелось бы остановиться на образовательном портале «Грамота.Ру». Портал, посвященный русскому языку, предоставляет не только возможность поиска по многочисленным ресурсам, но и консультации специалистов в области русского языка и культуры речи. Любой учитель может использовать ЦОР, продумав свою структуру проведения урока. Составив свой вариант урока, учитель может перейти к его расширению, добавляя различные элементы для каждого тематического элемента. При этом уровень вносимых изменений определяется только IT-компетентностью учителя и имеющимися в его распоряжении материалами.
Таким образом, шаг за шагом учитель может выстроить авторский вариант учебного ЦОР по предмету. В предельном случае такая траектория, составляемая для каждого учащегося, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколько-нибудь существенной переработки.
В своей работе активно использую цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается на результатах диагностики; качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка; уроки с использованием ЭОР и ЦОР являются одним из самых важных результатов инновационной работы в образовательном процессе.
Следовательно, можно говорить о том, что электронно-цифровая среда прочно вошла в состав системы подготовки учащихся в сфере изучения русского языка и литературы. Она обеспечивает индивидуальную траекторию для каждого ребенка, а также позволяет вооружить его не только основными, но и фоновыми, культуроформирующими знаниями, направленными на совершенствование языковых, речевых и коммуникативных компетенций учащихся, что является особо актуальной задачей для современного понимания результативности образовательного процесса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.
Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.