ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫе ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ | Никифорова Елена Александровна. Работа №322870
Применении цифровых образовательных технологий открывают широкие возможности для улучшения качества образования, ее доступности для детей с ОВЗ. Также, использование цифровых технологий в учебном процессе учащихся с ОВЗ позволяет значительно улучшить процесс коррекционного обучения за счет индивидуализации процесса выполнения задания. Помогает в решении задач познавательного и коррекционного характера. Цифровые технологии содействуют привлечению и концентрации внимания на упражнениях за счет ярких и динамичных игровых техник.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Никифорова Елена Александровна
Введение.
На сегодняшний день особенно актуальным является использование современных информационных технологий в педагогической коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя содержание научных публикаций по проблеме исследования в области коррекционной педагогики позволил выделить ученых, исследовавших особенности внедрения цифровых образовательных технологий в систему специального образования. Среди них А. Качуровская, Н. Кравец, Л. Баряева, А. Легкий, Б. Мороз, С. Миронова, М. Шеремет и др. В своих трудах они определили роль и место цифровых образовательных технологий в системе специального образования и доказали целесообразность применения этих технологий во время обучения в специальных учреждениях для детей с различными патологиями.
Результаты анализа последних исследований и публикаций, свидетельствуют о недостаточной изученности проблемы использования цифровых образовательных технологий именно в коррекционной педагогике.
Цель доклада: проанализировать особенности применения цифровых образовательных технологий в коррекционной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наше настоящее насыщено разнообразными инновациями в различных сферах жизни: учеба, работа, быт и т.д. В течение последних лет компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться в различных сферах деятельности общества. Цифровые технологии – одна наиболее важных и устойчивых тенденциях развития мирового образовательного процесса.
Специфика использования цифровых технологий для обучения детей с ограниченными возможностями определяется общими закономерностями их психического развития, прежде всего те, что могут усложнить работу с техникой. Это, в частности, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, замедленный темп восприятия, длительное вхождение в процесс работы. Интерес к компьютеру повышает работоспособность, сосредотачивает внимание и несколько увеличивает темп работы.
Использование цифровых технологий в компенсационных целях означает применение их в качестве технической помощи, поддержки, которая позволяет учащимся с особыми потребностями участвовать в процессах взаимодействия и общения. Например, ребенку с нарушением двигательного аппарата они могут помочь при написании, ребенку с проблемами зрения – при чтении и т.д. Таким образом, цифровые технологии способны значительно облегчить учащимся доступ к учебной информации, их взаимодействие с ближайшим окружением и с миром, частично компенсируя или замещая отсутствие естественных функций [3, c. 231].
Следует отметить, что цифровые технологии – это технологии обучения с использованием компьютера, его мультимедийных средств и программного обеспечения, которые решают сложные дидактические задачи, решения которых без этого становятся менее эффективными.
Следует отметить, что цифровая компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном пространстве, оперативно принимать решения, управлять информацией, а у детей с особенностями психофизического развития - снижает дефекты слуха, зрения, речевой и моторно-двигательной активности. Положительно влияет использование новых информационных технологий и на мотивацию детей при проработке литературного текста. В частности, у них повышается интерес к изучению предмета.
Л.В. Краснова считает, что «сегодня компьютерная грамотность – необходимое условие успешного обучения и воспитания детей. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия, компьютерные технологии способствуют развитию психических процессов у детей с нарушением интеллекта, личности ребенка в целом, повышают качество его обучения» [1, с. 364].
Для содействия личностному развитию, образовательные инициативы в рамках инклюзивного подхода с использованием цифровых технологий должны быть направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей, раскрытию способностей каждого ученика, его полноценной инклюзии, включения в образовательную и общественную среду [4, c. 27].
Е.Г. Мережко считает, что «использование цифровых технологий в инклюзивном образовании связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей пользоваться новыми инструментами деятельности и использовать новые компьютерные технологии с целью коррекции нарушений и общего развития етей с ОВЗ» [2, с. 316].
Выводы.
Итак, цифровые технологии в процессе обучения становятся эффективным средством развития ребенка, способствуют формированию у него способности к самостоятельности, самосовершенствованию и самореализации.
Новые информационные технологии позволяют общаться с другими людьми, повышают мотивацию к действиям, стимулируют большую активность. Сосредоточение на потребностях людей с ограниченными возможностями в плане доступа к компьютерам не только гарантирует каждому человеку право на знания, но и возможности эффективного общения с окружающим миром. Лица, которые из-за инвалидности не могут в полной мере воспользоваться некоторыми формами деятельности, благодаря цифровым технологиям могут стать более уверенными и независимыми.
Использование цифровых образовательных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ способствует выработке у них коммуникативных навыков, инновационных умений обработки информации и в значительной степени влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, применение цифровых образовательных технологий открывают широкие возможности для улучшения качества образования, ее доступности для детей с ОВЗ. Также использование цифровых технологий в учебном процессе учащихся с ОВЗ позволяет значительно улучшить процесс коррекционного обучения за счет индивидуализации процесса выполнения задания. Помогает в решении задач познавательного и коррекционного характера. Занятия можно проводить индивидуально или небольшой группой. Цифровые технологии содействуют привлечению и концентрации внимания на упражнениях за счет ярких и динамичных игровых техник.
Литература
Краснова Л.В., Слюсаренко Э.Е. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. С. 364-367
Мережко Е.Г., Томаровская И.Н., Ефанова Е.А. Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ // Молодой ученый. 2020. № 5 (295). С. 316-318.
Сунагатуллина ИИ., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан ЕЛ. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста С ОВЗ // ПНиО. 2021. №3 (51). С. 231-246
Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (27 января 2021 г., г. Москва). Вып. 5. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. – 61 с.