Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Cказкотерапия в работе с дошкольниками | Лисавенко Марина Евгеньевна. Работа №364075

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сказка — это древний метод социализации и передачи опыта, который служит способом передачи необходимых моральных норм и правил, а также формирует у ребенка особое отношение к миру, принятому в данном социуме. Этот подход позволяет индивидууму усваивать важные моральные ориентиры, заложенные в фольклорных сказках, преданиях, былинах и притчах (по данным энциклопедии «Википедия»).

Сегодня сказкотерапия рассматривается как инструмент развития. В процессе слушания, создания и обсуждения сказок у ребенка развиваются важные для успешного существования навыки фантазии и творчества, а также усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.

Cказкотерапия в работе с дошкольниками

Сказка — это древний метод социализации и передачи опыта, который служит способом передачи необходимых моральных норм и правил, а также формирует у ребенка особое отношение к миру, принятому в данном социуме. Этот подход позволяет индивидууму усваивать важные моральные ориентиры, заложенные в фольклорных сказках, преданиях, былинах и притчах (по данным энциклопедии «Википедия»).

Сегодня сказкотерапия рассматривается как инструмент развития. В процессе слушания, создания и обсуждения сказок у ребенка развиваются важные для успешного существования навыки фантазии и творчества, а также усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия — это психотерапевтический метод, который позволяет человеку преодолевать свои страхи и негативные черты личности через анализ и использование образов сказочных героев. Этот подход особенно активно применяется в работе с дошкольниками, поскольку сказка для ребенка представляет собой уникальную реальность. Используя сказки и игровые элементы, можно корректировать негативные проявления у детей. Психологические исследования показывают, что любимые сказки детей отражают их внутренний мир. Как говорят психоаналитики: «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты».

Сказкотерапия — безусловно, один из самых детских и древних методов психологии. Наши предки, воспитывая детей, часто не спешили наказывать их, а вместо этого рассказывали сказки, которые помогали понять смысл поступков. Сказки служили моральным ориентиром, защищали детей от бед и учили их жизненным урокам. Понимание влияния сказок на жизнь человека может значительно помочь в воспитании ребенка. В работе с одаренными детьми сказкотерапия приобретает особое значение, так как способствует развитию творческих способностей и фантазии.

Метод сказкотерапии также заимствовал некоторые элементы арттерапии и направлен на решение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем. Сегодня сказка выполняет и диагностическую функцию: занятия сказкотерапией в детских садах помогают детям быстрее адаптироваться к новым условиям, раскрывают и развивают их внутренний потенциал, а также позволяют планировать работу и выявлять проблемные группы для психокоррекции.

Существует несколько видов сказок, согласно классификации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

Художественные сказки — делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств, таких как взаимопомощь, сопереживание, ответственность и другие.

Дидактические сказки — используются для передачи детям новых учебных знаний. В таких сказках абстрактные символы, такие как буквы и цифры, становятся одушевленными и рассказывают о новых понятиях.

Диагностические сказки — помогают выявить проблемы у ребенка, а также его характер и отношение к окружающему миру. Например, если ребенок предпочитает сказки о трусливом зайце, это может указывать на его застенчивость и повышенную тревожность. Такие сказки могут выявить состояния, о которых ребенок не может или не хочет говорить.

Психокоррекционные

сказки — помогают взрослым мягко влиять на поведение ребенка, заменяя неэффективные модели поведения на более продуктивные. В сказочной форме предлагается положительный пример, что может побудить

ребенка следовать примеру сказочного героя в преодолении своих страхов и проблем.

Медитативные сказки — активизируют положительные эмоции и учат позитивному восприятию. Эти сказки не содержат отрицательных героев и конфликтов, а рассказываются под успокаивающую музыку, способствующую расслаблению. Они создают атмосферу гармонии, уверенности в себе и спокойствия, помогая снять напряжение и возбуждение. Сюжеты таких сказок часто представляют собой путешествия, и педагог может начать с фразы: «Сейчас мы отправляемся в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес...».

Занятия сказкотерапией с дошкольниками могут включать как известные сказки, так и истории, придуманные педагогом или родителями. Главный герой в таких сюжетах часто напоминает конкретного ребенка, что позволяет ему легче соотнести себя с персонажем и увидеть свои поступки со стороны. Преодоление препятствий в сказке помогает ребенку найти выход из сложных ситуаций в реальной жизни. Также автором сказок могут выступать сами дети, что позволяет им выразить свои переживания, о которых они могут стесняться говорить со взрослыми или о которых родители даже не подозревают.

 

Каждая группа сказок ориентирована на определенную возрастную аудиторию. Дети с 5 лет начинают больше идентифицировать себя с человеческими персонажами, такими как принцы, царевны и солдаты, и предпочитают сказки о людях, поскольку в этих историях рассказывается о том, как человек познает мир. Сказкотерапия может быть эффективной для детей от 3 лет, а, согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, ее можно применять с 4 лет, когда ребенок начинает осознавать различие между сказкой и реальностью.

Заниматься сказкотерапией с дошкольниками достаточно 2 раза в неделю в малых группах до 10 человек. Важно правильно сформировать состав группы, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Занятие начинается с ритуала, например, приветствия с предметом (в дальнейшем этот момент может стать "детским советом"): дети образуют круг и передают друг другу колокольчик или клубочек, называя свои имена. Далее могут быть предложены различные сценарии.

Первый вариант — занятия в форме разыгрывания сказки, своего рода спектакля.

Здесь как раз подключается арт-терапевтическое направление –

куклотерапия

,

театротерапия

.

Необходимо заранее подготовить декорации, костюмы и подобрать подходящие мелодии, что создаст положительный эффект. Педагог озвучивает сказку, а дети могут представить себя любыми персонажами, переживая все события сюжета и эмоционально реагируя на них. Возвращаясь в реальный мир, ребенок чувствует себя более уверенно и способен справляться с жизненными трудностями.

Второй вариант — занятия в форме чтения или обсуждения сказки. Важно предоставить каждому ребенку возможность высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли — любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сначала стоит вспомнить, чему научились на предыдущем занятии, затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, как она соотносится с реальной жизнью, и в конце обобщить полученный опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой,

во время которой дети с закрытыми глазами слушают педагога и представляют описываемые образы.

Метод сказкотерапии с дошкольниками имеет множество преимуществ, так как он позволяет объединять логопедические, арт-терапевтические и другие упражнения, а также применять методы релаксации под музыку. Если дети начинают уставать, можно легко переключить их внимание, предложив нарисовать любимые моменты из сказки или слепить героев из пластилина.

Работая с детьми, мы часто задаемся вопросом, на что следует направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребенка. Как развить в нем веру в себя и свои способности, научить не бояться ошибок и уметь их исправлять, а также привить уважение и чуткость к окружающим?

От того, насколько внимательно и осознанно мы подходим к этим и другим вопросам воспитания, зависит, как дети будут воспринимать мир и свое место в нем. Но как же научить ребенка верить в себя и свои силы?

Существует ли что-то, что может соединить язык взрослого и ребенка? Конечно, это сказка, которая понятна как взрослым, так и детям.

Термин «сказкотерапия» появился относительно недавно, но воспитание через сказку практикуется с давних времен. Народная мудрость передавалась из поколения в поколение именно в сказках, которые являются источником мудрости, советов, доброты и решений различных жизненных ситуаций.

Каждый может стать сказкотерапевтом для себя. Воспитатели, учителя и все, кто общается с детьми, не могут не быть сказкотерапевтами для других. Это облегчает процесс воспитания, улучшает отношения и делает жизнь как взрослых, так и детей более яркой и насыщенной.

Народные пословицы полны мудрости. Например, "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокойный и послушный, а другой, родившийся в той же семье, упрямый и своенравный? Это значит, что так ему суждено, так ему ближе. С таким ребенком может быть сложнее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку и из сильной, стремящейся к самостоятельности личности сделать зажатого и озлобленного человека. Лучше помочь ему справляться с его упрямством самостоятельно. Пусть у него будут "палочки-выручалочки", которые он найдет в сказках, в которые его вовлекут взрослые.

В любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» ее, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.

«Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предает их от сердца к сердцу», - писал Игорь Вачков, российский психолог.

Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения. Сказкотерапия прекрасно подходит для работы с детьми с ОВЗ.

Этот метод помогает решать множество проблем, с которыми сталкиваются дети разных возрастов. В частности, с помощью сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными и застенчивыми детьми, а также с вопросами стыда, вины, лжи и принятием собственных чувств. Правильно подобранная сказка может помочь справиться с различными трудностями ребенка: преодолеть страхи и капризы, развить волю и смелость. Ребенок сам найдет выход из сложной ситуации благодаря сказке, что будет гораздо эффективнее, чем просто поучительный разговор.

Сказка обучает ребенка, не осуждая его и не затрагивая его личные чувства, все происходит через примеры героев. Ребенок часто эмоционально связывается с персонажем, принимая его нормы, ценности и образцы как свои собственные. Сравнивая себя с героем, он понимает, что не одинок в своих проблемах и переживаниях. В то же время, через ненавязчивые сказочные образы ему предлагаются решения различных сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов и позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, что способствует усвоению правильных моральных норм и ценностей, а также помогает различать добро и зло.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представляет себе сказку, а непосредственно взаимодействует с ней. Погружаясь в сказочный мир, ребенок легче усваивает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда сложно привить через традиционное обучение.

Основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей является внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия, направленные на помощь ребенку, должны сосредоточиться на гармонизации его внутреннего мира. Гармоничный человек — это Созидатель, тогда как дисгармоничный — Разрушитель. Задача сказкотерапии заключается в том, чтобы помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.

 

Сказкотерапия:

Способствует сплочению коллектива;

Закладывает нравственные ориентиры;

Стимулирует способность к размышлению;

Развивает творческое мышление;

Развивает фантазию и воображение;

Способствует глубокому образному мышлению и установлению причинно-следственных связей;

Способствует развитию эмпатии и умения слушать других;

Позволяет работать на ценностном уровне;

Ориентирована на будущее.

Совместное сочинение сказок является особенно полезным для маленьких детей, так как это упражнение способствует взаимодействию и сотрудничеству. Кроме того, сказка помогает усвоить законы жизни, легко и ненавязчиво донося до сознания важные истины.

Использование сказкотерапии – пути и возможности

Чтение сказок. Это простое, но очень важное занятие. Ребенку необходимо постоянно слушать сказки и проживать вместе с героями их истории. Если малышу особенно полюбилась какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Например, девочка, слушая сказку про Золушку, может пытаться решить какую-то свою проблему или ответить на важные для нее вопросы. Даже если маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, важно понимать, что это необходимо ребенку. Когда ответ будет найден, интерес может угаснуть, и можно будет

переключиться на другие сказки. Дети очень умные и способны находить решения своих проблем благодаря сказкам.

Инсценирование

сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку, устраивая кукольные спектакли, рисуя или лепя. Эти активности позволяют ребенку глубже погрузиться в сюжет, прожить определенные моменты сказки и на бумаге побороть свои страхи.

Сочинение сказок. Сочинение сказок вместе с ребенком — это важный и полезный урок. Этот прием помогает узнать, чего именно боится малыш и какая проблема его тревожит. В процессе создания сюжета можно помочь ему найти выход из сложной ситуации, так чтобы он сам пришел к нужному ответу. Важно не придумывать всю сказку за ребенка, а дать ему возможность говорить и воображать, при этом взрослый должен незаметно направлять его к решению.

Песочная и арт-терапия. Эти два направления работы с детьми также можно использовать в сказкотерапии. Проще говоря, это означает рисование сказки на бумаге или в песке. Такие занятия помогают детям выразить свои чувства и переживания, а также визуализировать свои мысли и страхи.

Правила работы в сказкотерапевтическом подходе для дошкольников

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться простым чтением сказки. Обычное прочтение не несет в себе терапевтической нагрузки. Важно обыграть, тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по содержанию сказки.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. После прочтения необходимо провести подробное обсуждение сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребенку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, который помогает ему понять законы мира, в котором он живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходят в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребенком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребенок начинает размышлять о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности, что способствует формированию умения видеть причинно-следственные связи и осознанно действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры и релаксационные упражнения. Например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребенка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (например, заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребенка).

Заключительный этап может включать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее. Это помогает ребенку не только осознать свои страхи и проблемы, но и найти пути их преодоления, формируя уверенность в себе и своих силах.

Сказкотерапия - инновационная технология

Так как сказкотерапия является интегративным средством, способствующим развитию у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества и умения регулировать собственные эмоции, то через сказку ребенок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие решения и затем переносить этот положительный опыт в реальные ситуации.

 

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется его общение с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. В этом возрасте он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно и рационально осмысливать его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения со стороны взрослых. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить и усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Таким образом, роль эмоций в развитии дошкольников трудно переоценить.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования эмоциональной сферы. Эмоции не развиваются сами по себе; на их становление оказывают значительное влияние условия жизни и воспитания ребенка. Сказкотерапия, как метод, позволяет создать такие условия, в которых ребенок может безопасно исследовать свои эмоции, учиться их выражать и регулировать, а также развивать эмоциональный интеллект, что является основой для успешной социализации и личностного роста в будущем.

Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов в педагогике эмоций значительно больше, чем разработанных и решенных. Актуальность исследования определяется тем, что в нашем обществе наблюдается увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут проявляться в виде тревожности, неврозов и агрессии. Эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Чтобы избежать этого, необходимо обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющим отставания в развитии эмоциональной сферы.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что дети дошкольного возраста требуют специальной развивающей работы, направленной на формирование их эмоциональной сферы и обогащение чувственного опыта. Одним из направлений такой развивающей работы может быть сказкотерапия.

Многие педагоги уже применяют магическое воздействие сказки в процессе воспитания. Однако не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки и метафоры могут быть синтезированы современные психологические технологии, которые необходимы педагогам, воспитателям, дефектологам и, конечно же, родителям. Именно они становятся основными потребителями психологических технологий, проводя значительное время с детьми.

Педагогические подходы многочисленны и сложно сформулированы, что делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы, а также объединение и адаптация множества терапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии.

Данный метод использует сказочную форму и ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также для обучения, диагностики и коррекции.

Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для решения конкретной проблематики. Сказки, терапевтические метафоры и истории становятся все более популярными в педагогической практике. Педагоги различных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ и притчу в своей работе, что подчеркивает значимость и актуальность сказкотерапии как инструмента для формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Концепции сказкотерапии разрабатывали Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. 

Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его чувствах или модели поведения и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

Таким объектом методической работы является формирование эмоциональной сферы дошкольников.

Так как сказкотерапиия может включать в себя не только арт-терапию, но и различные упражнения по развитию мелкой моторики и воображения, а также памяти и речи, этот подход в работе с дошкольниками делает его уникальным и универсальным.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз