«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС» | Мой кабинет. Работа №349567
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС».
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ д/с № 52
Мишина Е.Н.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающая технология;
Технология проектной деятельности;
Информационно-коммуникационная технология;
Личностно-ориентированная технология;
Игровая технология;
Кейс-технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
- медико-профилактическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
- образовательная;
- обучение здоровому образу жизни;
- педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.
Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
- исследовательско-творческие;
- ролевые, игровые;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные);
- практико-ориентированные (прикладные);
- творческие.
Был разработан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!».
Цель: Сплочение детского коллектива, создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-коммуникативному развитию были проведены серии социометрических диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя проведение коммуникативных игр, сюжетно-ролевых игр, проведение продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои друзья», а так же экскурсий в музей, ПЧ №71 , по аллее парка г. Пласта. Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие, умелые!»
Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
- активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.
Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципы личностно-ориентированной технологии:
- Построение доверительных отношений с ребёнком.
- Общение с ребенком на равных.
- Уважение личности и достоинства ребёнка.
- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
Игровые технологии.
Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных способностей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игры, используемые с целью социально-коммуникативного развития дошкольников.
Творческие игры:
Театрализованные игры:
Игры – драматизации.
Режиссёрские игры,
Сюжетно – ролевые игры;
Конструкторские игры.
2. Коммуникативные игры:
Игры-ситуации.
3. Двигательный тренинг:
Анималотерапия.
Рассмотрим театрализованные игры.
Задачи театрализованных игр:
Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.
Преимущества игры.
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Сюжетно-ролевая игра.
- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья», «Дом», «Ателье мод», «Поликлиника», «Строим лом».
Коммуникативные игры.
Цель использования.
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи коммуникативных игр:
Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к себе и к сверстникам.
Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся», «Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д.
Коммуникативно-двигательный тренинг.
Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на увеличение степени телесного осознавания.
Цели двигательного тренинга:
Расширить способы взаимодействия с окружающими.
Увеличить диапазон и потенциал движений.
Развитие умения находить свое место в группе через совместную деятельность, что способствует наиболее полному и продуктивному взаимодействию.
Задачи тренинга:
Развитие поведенческой пластичности.
Снятие телесных напряжений.
Повышение самооценки подростка.
Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при взаимодействии с другими людьми.
Средства достижения (целей и задач):
- Ролевая игра.
- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники
- Упражнение на установление контактов в общении.
- Упражнение на объединение и сплочение.
- Упражнение на освобождение от напряжения.
- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент).
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для работы с дошкольниками. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки.
Анималотеапия призвана преодолеть нарушения эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
коррекционно-развивающие цели:
совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
развитие активного отношения к жизни;
отработка механизмов межличностной коммуникации;
развитие воли и навыков самостоятельности;
коррекция самооценки;
отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
снятие психо-мышечного напряжения;
обучение навыкам саморегуляции;
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.
Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии:
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
умение дошкольников принять на себя роль;
умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы
Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями
Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний
Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .
Мозговой штурм
Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация
Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия
Анализируют, делают выводы.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии - «ролевое проектирование»:
Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья»
Ситуация: «Денису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо унести телевизор и он просит помочь друга.
Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг?
Обыгрывание ситуаций и обсуждение.
Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.