Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС» | Мой кабинет. Работа №349567

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты,  эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию  в условиях реализации ФГОС».

 Выполнила:

Воспитатель МБДОУ д/с № 52

Мишина Е.Н.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты,  эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

- концептуальность;

- системность;

- управляемость;

- эффективность;

- воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

логикой процесса,

взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Хочется  отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающая технология;

Технология проектной деятельности;

 Информационно-коммуникационная технология;

 Личностно-ориентированная технология;

 Игровая технология;

Кейс-технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификация   здоровьесберегающей  технологии:

- медико-профилактическая;

- физкультурно-оздоровительная;

- обеспечение социально-психологического  благополучия ребенка;

- здоровьесбережение и здоровьеобогащение     педагогов;

- образовательная;

- обучение здоровому образу жизни;

- педагогическая  технология активной сенсорно-развивающей  среды.

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п.  Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.

Технология проектной деятельности.

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- исследовательско-творческие;

- ролевые, игровые; 

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные);

- творческие.

Был разработан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!».

Цель: Сплочение детского коллектива, создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-коммуникативному развитию были проведены серии социометрических диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя проведение коммуникативных игр, сюжетно-ролевых игр, проведение продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои друзья», а так же экскурсий в музей, ПЧ №71 , по аллее парка г. Пласта. Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие, умелые!»

Информационно-коммуникационная технология.

Цель:  Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через  совершенствование  информационной  культуры  и  активное использование  компьютерной  технологии.

Использование  компьютерной  технологии помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный  интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный      подход в обучении;

- активизировать социально-коммуникативные      навыки у детей.

Личностно-ориентированная технология.

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей  ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы  личностно-ориентированной   технологии:

- Построение доверительных отношений с ребёнком.

- Общение с ребенком на равных.

- Уважение личности и достоинства ребёнка.

- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.

 Игровые технологии.

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие  функции  игр:

- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных  способностей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных      ценностей;

- социализация: включение в систему   общественных отношений, усвоение      норм человеческого общежития.

Игры, используемые с целью социально-коммуникативного развития дошкольников.

Творческие игры:

Театрализованные игры:

 Игры – драматизации.

Режиссёрские игры,

Сюжетно – ролевые игры;

Конструкторские игры.

2. Коммуникативные игры:

Игры-ситуации.

3. Двигательный тренинг:

Анималотерапия.

Рассмотрим театрализованные игры.

Задачи театрализованных игр:

Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

Преимущества игры.

Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.                              

Сюжетно-ролевая игра.

- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья», «Дом», «Ателье мод», «Поликлиника», «Строим лом».

Коммуникативные игры.

Цель использования.

Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи коммуникативных игр:

Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к себе и к сверстникам.

Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся», «Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д.

Коммуникативно-двигательный тренинг.

Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на увеличение степени телесного осознавания.

Цели двигательного  тренинга:

Расширить способы взаимодействия с окружающими.

Увеличить диапазон и потенциал движений.

Развитие умения находить свое место в группе через совместную деятельность, что способствует наиболее полному и продуктивному взаимодействию.

Задачи тренинга:

Развитие поведенческой пластичности.

Снятие телесных напряжений.

Повышение самооценки подростка.

Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при взаимодействии с другими людьми.

Средства достижения (целей и задач):

- Ролевая игра.

- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники

- Упражнение на установление контактов в общении.

- Упражнение на объединение и сплочение.

- Упражнение на освобождение от напряжения.

- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент).

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для работы с дошкольниками. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки.

Анималотеапия призвана преодолеть  нарушения эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.

коррекционно-развивающие цели:

совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;

развитие активного отношения к жизни;

отработка механизмов межличностной коммуникации;

развитие воли и навыков самостоятельности;

 коррекция самооценки;

отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;

снятие психо-мышечного напряжения;

обучение навыкам саморегуляции;

Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:

раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,

коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.

Кейс – технологии – это способ организации  обучения на основе реальных  ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.  Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

умение дошкольников принять на себя роль;

умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

ролевое взаимодействие.

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

 Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии  - «ролевое проектирование»:

Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Навык положительного отношения к миру.

Пример «Настоящие друзья»

Ситуация: «Денису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо унести телевизор и он просит помочь друга.

Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг?

Обыгрывание ситуаций и обсуждение.

Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от  уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом.  Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить  на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×