Cтруктура тренировочных нагрузок в годичном цикле спортивной подготовки для юношей каратистов | Баталов Александр Владимирович. Работа №350412
В работе описана структура тренировочных нагрузок в годичном цикле спортивной подготовки для юношей каратистов 12-14 лет, которая характеризуется высокой интенсивностью нагрузок в количестве 5% от общего объема, а также сопровождается дальнейшим повышением показателей физической подготовленности, помогает освоению сложных технических элементов каратэ.
Цель исследования. Разработка структуры спортивной подготовки юных каратистов на начальном этапе спортивной специализации с учетом применения высокоинтенсивной нагрузки.
Задачи исследования:
1. Определить структуру тренировочных нагрузок юных каратистов в годичном цикле спортивной тренировки.
2. Разработать модель тренировочных нагрузок в процессе освоения сложных технических элементов каратэ юных каратистов 12-14 лет.
3. Экспериментально обосновать структуру тренировочных нагрузок юных каратистов в процессе спортивной подготовки на начальном этапе спортивной специализации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Cтруктура тренировочных нагрузок в годичном цикле спортивной подготовки для юношей каратистов
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Баталов Александр Владимирович
Магнитогорск, 2023
Аннотации: в работе описана структура тренировочных нагрузок в годичном цикле спортивной подготовки для юношей каратистов 12-14 лет, которая характеризуется высокой интенсивностью нагрузок в количестве 5% от общего объема, а также сопровождается дальнейшим повышением показателей физической подготовленности, помогает освоению сложных технических элементов каратэ.
Цель исследования. Разработка структуры спортивной подготовки юных каратистов на начальном этапе спортивной специализации с учетом применения высокоинтенсивной нагрузки.
Задачи исследования:
Определить структуру тренировочных нагрузок юных каратистов в годичном цикле спортивной тренировки.
Разработать модель тренировочных нагрузок в процессе
освоения сложных технических элементов каратэ юных каратистов 12-14
лет.
Экспериментально
обосновать
структуру
тренировочных
нагрузок юных каратистов в процессе спортивной подготовки на начальном этапе спортивной специализации.
Актуальность исследования. Одним из восточных единоборств является каратэ, которое получило мировое признание еще в прошлом веке. Каратэ приобрело большую известность и на сегодняшний день этот вид спорта продолжает борьбу за включение в программу Олимпийских игр. На данном этапе важное значение имеет подготовка спортивного резерва и построение тренировочного процесса у спортсменов, но у нее нет точного научно-педагогического обоснования.
Быстрый рост достижений на спортивной мировой арене требует постоянного поиска новых методов и средств, для подготовки спортивного резерва. В училищах олимпийского резерва и в детско-юношеских спортивных школах ведутся постоянные исследования по научному обоснованию и совершенствованию системы подготовки.
Основными задачами спортивных школ и училищ являются подготовка спортивного резерва, гармоничное развитие организма и укрепление здоровья.
Проанализировав научно-методическую литературу, находим подтверждение о наличии данных, посвященных тренировочным нагрузкам в единоборствах.
Вопросы, которые связаны со структурой тренировочных нагрузок на организм юных каратистов, недостаточно освящены и ограничивают степень разработанности данной тематики.
Повышение общей, так и специальной физической подготовленности каратистов раскрыты недостаточно хорошо, так как в 12-14 лет формируются умения, благодаря которым в будущем будут достигнуты высокие результаты. Проблема адаптации организма юных спортсменов каратистов недостаточно изучена к нагрузкам различной интенсивности, так как играет одну из важнейших ролей в освоении сложных технических элементов.
Методика и организация исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие исследования:
Анализ
научно-методической
литературы;
Педагогическое
тестирование;
Педагогический
эксперимент;
Пульсометрия;
Определение
состояния
физической
работоспособности;
Статистическая обработка полученных результатов
Соответствующими программными требованиями оценивалась
общая физическая подготовленность:
подтягивание
на
перекладине;
подъем
туловища;
прыжок
в
длину
с
места;
лазание
вверх
по
канату
(4
м);
бег
30
м;
бег
100
м;
бег
3000
м;
координация движения каратистов оценивалась упражнениями: удержание позы «Ласточка» и максимальное количество оборотов тела вокруг своей оси.
Специальная подготовленность определялась с помощью подсчета количества ударов по боксерской груше за 8 секунд и за 3
минуты.
С целью выполнения задач были обследованы спортсмены, средний возраст которых составлял 12 лет. Было создано 3 группы (Х, Y, N). Исследования разделили на три этапа.
Первый этап включал в себя педагогический эксперимент, который определял эффективность подготовки, согласно которому одна группа исследуемых юных спортсменов-каратистов проводила тренировки, где большее внимание уделялось ОФП 65%/35% подготовки, а другая использовала более выраженную нагрузку СФП 54%/46%.
С целью изучения динамики подготовленности юных спортсменов-каратистов, провели исследование и сравнили показатели работоспособности групп (Х и Y) в начале и в конце подготовительного периода, а также в конце соревновательного периода.
При выполнении тренировочных упражнений в первой группе X контроль интервалов отдыха не учитывался. Юные спортсмены начинали выполнять последующие серии упражнений по субъективным признакам.
У группы Y учитывался контроль интервалов отдыха при выполнении тренировочных упражнений, режим которого соответствовал полному восстановлению между подходами.
На начальном этапе проведено исследование, оно показало, что в течение годичного цикла подготовки изменение показателей функциональной и физической подготовленности у группы Х, по сравнению с группой Y, ярко выраженной положительной динамики не имеет.
Отсутствие динамики показателей физической работоспособности говорит о том, что программы ОФП и СФП не способствуют улучшению. Они являются малоэффективными в тренировочном процессе и ухудшают рост физических качеств
На начальных этапах подготовки система тренировки юных каратистов основана на использовании нагрузок невысокой интенсивности.
Педагогический эксперимент показал, что на начальном этапе подготовки структура тренировочных нагрузок юных спортсменов- каратистов не приводит к росту физической работоспособности, не развиваются необходимые физические качества для данного вида спорта.
При этом, используемая методика нагрузок приводит к снижению, как физической работоспособности, так и к снижению необходимых показателей функциональной и физической подготовленности в конце годичного цикла тренировки.
Можно предположить, что более гармоничному развитию основных физических качеств и повышению эффективности тренировочного процесса будет способствовать введение в структуру подготовки 5 % от общего объема нагрузок.
С целью подтверждения на начальном этапе был проведен педагогический эксперимент, доказывающий эффективность применения высокоинтенсивных нагрузок, составляющих 5% от общего объема в тренировочном процессе.
Для педагогического эксперимента были сформированы три группы юных спортсменов-каратистов, воспитанников ДЮСШ занимающихся 1-2 года, без спортивной квалификации. В каждой группе было по 18 спортсменов, возрастная категория 12-14 лет. По функциональной подготовленности воспитанники ДЮСШ обеих групп в начале подготовительного периода были примерно в одной физической форме.
По общепринятой программе без использования высокоинтенсивных нагрузок тренировалась первая группа спортсменов (контрольная), общая нагрузка составляла 54%, а специальная нагрузка 46 % от общего объема.
Соотношение ОФП и СФП у второй экспериментальной группы также составляло 54/46%, но в годичном цикле подготовки была использована высокоинтенсивная нагрузка, которая составляла 5% от общего объема.
Высокоинтенсивную нагрузку в количестве 5% от общего объема имела и третья экспериментальная группа также, как и вторая, но при этом соотношение ОФП и СФП составляло 65% / 35 %.
В первой и второй группах нагрузки аэробной (ЧСС до 150 уд/мин, аэробно-анаэробной (ЧСС 150-174 уд/мин) направленности, а также высокоинтенсивные нагрузки, использовались в равном объеме.
Подводя итоги экспериментального исследования адаптации
сердечно-сосудистой системы к основному режиму специальной нагрузки, показали, что только при высокоинтенсивных нагрузках происходит наибольшая мобилизация функциональных систем организма.
Таким образом, введение высокоинтенсивных нагрузок в тренировочный процесс каратистов способствует росту функциональной, а также физической подготовленности спортсменов.
В тренировочном процессе у спортсменов контрольной и двух экспериментальных группах в различных зонах интенсивности нагрузки выполнялись до отказа. Главным показателем работы было снижение скорости при выполнении упражнения на 5-10% от запланированного уровня структуры движений. Такой контроль позволял выполнять тренировочные упражнения без перенапряжения организма.
В педагогическом эксперименте основной задачей было выявить влияние высокоинтенсивных нагрузок при ЧСС в пределах 174 уд/мин на состояние подготовленности спортсменов. Оценивались два метода подготовки: в первом методе большее внимание в тренировочном процессе уделялось СФП (вторая исследуемая группа), второй метод ОФП (третья исследуемая группа) при одинаковом объеме высокоинтенсивных нагрузок (5%) в обеих группах.
В результате у второй экспериментальной группы структура тренировочных нагрузок позволяет достичь более высокого роста функциональной и физической подготовленности, это ведет к разно- стороннему развитию организма юных спортсменов и может быть рекомендовано для подготовки на начальном этапе тренировки.
Результаты исследования и их обсуждение
При исследовании, у юных спортсменов-каратистов было установлено наиболее эффективное соотношение тренировочных нагрузок специальной и общей физической подготовки. Как результат, мы видим достоверный прирост показателей их физической подготовленности к концу подготовительного периода.
Была разработана методика тренировочных нагрузок при освоении различных технических действий в каратэ. Проведенные исследования еще раз доказали, что высокоинтенсивные нагрузки в количестве 5% от общего объема способствуют освоению сложных технических элементов каратэ, а также повышают показатели физической подготовленности.
Если увеличить количество времени для отдыха между упражнениями в начале подготовительного периода, то это будет способствовать полному восстановлению организма юных спортсменов-каратистов.
После того, как были отработаны основные требования к технико-тактической подготовке в конце подготовительного периода, интервалы отдыха требовалось сократить, так как в процессе тренировочных нагрузок это отражалось на характере ответных реакций.
В годичном цикле была доказана необходимость применения комплексной оценки физической подготовленности, которая отражает реальность специальной подготовленности, а именно: набор тестов, отражающих скоростной и силовой показатель и психо-функциональную работоспособность.
Снижение точности упражнений на 5-10% от запланированного уровня выполнения является критерием оценки выполнения специальных тестируемых упражнений.
На этапе начальной спортивной специализации была разработана структура тренировочных нагрузок юных спортсменов- каратистов, она приводит к достоверному повышению показателей физической подготовленности (p≤0,05) в процессе освоения сложных технических элементов и эффективна на этапах годичного цикла тренировки.
Литература
Алхасов, Д. С. Структура тренировочных средств различной направленности на этапе начальной подготовки в косики каратэ: автореф. дис. канд. пед. наук / Д.С.Алхасов. – М., 2007. – 23 с.
Блеер, А. Н. Технология индивидуальной подготовки борцов: актуальные
проблемы
спортивной
борьбы
/
А.
Н.
Блеер,
А.
К.
Морозов, В.
Г.
Охотин, А. Н. Пархоменко. – М.: Физкультура, образование и наука, 1998. – С. 26-29.
Крючков, А. С. Конституционально-ориентированная технология физического воспитания мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет на предварительном
этапе
в
дзюдо:
автореф.
дис.
…
канд.
пед.
наук
/
А. С. Крючков. – М., 2009. – 24 с.
Сафошин, А. В. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. Наук /
А. В. Сафошин. – М., 1994. –24с