Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Цвет и эмоции: как обучать детей пониманию цветовой гармонии и символики | Маслов Анатолий Евгеньевич. Работа №352603

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья раскрывает роль цвета в развитии художественного восприятия учащихся. Рассматриваются подходы к обучению школьников пониманию цветовой гармонии и символики. Приводятся примеры упражнений, направленных на формирование осознанного восприятия цвета и его эмоционального воздействия.

Ключевые слова: цвет, эмоции, цветовая гармония, символика цвета, преподавание искусства, восприятие, художественное образование, ИЗО.

Цвет и эмоции: как обучать детей пониманию цветовой гармонии и символики

 

Маслов Анатолий Евгеньевич, учитель ИЗО и технологии

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»

 

Аннотация. Статья раскрывает роль цвета в развитии художественного восприятия учащихся. Рассматриваются подходы к обучению школьников пониманию цветовой гармонии и символики. Приводятся примеры упражнений, направленных на формирование осознанного восприятия цвета и его эмоционального воздействия.

Ключевые слова: цвет, эмоции, цветовая гармония, символика цвета, преподавание искусства, восприятие, художественное образование, ИЗО.

 

Цвет играет важнейшую роль в жизни человека, воздействуя на его настроение, эмоции и восприятие окружающего мира. Для учащихся, только начинающих понимать мир искусства, освоение символики и гармонии цветов становится одним из ключевых аспектов творческого развития. Учитель изобразительного искусства должен помочь детям научиться видеть и чувствовать цвет, осознавать его значение и применять его выразительные возможности в своих работах. Правильное понимание цветовой гармонии и символики помогает школьникам глубже воспринимать произведения искусства и создавать собственные уникальные творения.

Прежде чем вводить учащихся в мир сложных цветовых сочетаний, важно рассказать о базовых понятиях. Одним из первых шагов может стать изучение цветового круга, который наглядно показывает, как взаимодействуют основные, дополнительные и промежуточные цвета. Занятия с использованием цветового круга позволяют детям на практике понять, почему теплые и холодные оттенки по-разному воздействуют на зрителя, и как их сочетания могут вызывать контраст или гармонию. Например, ученики могут попробовать создать абстрактные рисунки, используя только теплые или холодные цвета, а затем обсудить, какие эмоции вызвали эти работы.

Важной частью обучения является знакомство с символикой цвета. Разные культуры наделяют цвета определёнными значениями, и это открывает множество интересных тем для обсуждения. Так, красный может символизировать любовь и страсть, но также агрессию и опасность. Синий ассоциируется со спокойствием и стабильностью, однако в некоторых контекстах вызывает ощущение холодности и отстранённости. Для более глубокого понимания символики цвета ученики могут анализировать произведения великих художников, таких как Ван Гог, чьи картины наполнены глубокими эмоциональными оттенками. Например, при изучении «Звёздной ночи» можно обсудить, как использование синих и желтых оттенков создаёт ощущение мистики и динамики.

Чтобы помочь школьникам развить чувство цветовой гармонии, учитель может предложить задания, связанные с подбором цветовых сочетаний. Одной из эффективных техник является создание коллажей из разноцветной бумаги или журналов. Например, учащимся можно дать задание составить композицию, отражающую определённое настроение, такое как радость, грусть или спокойствие. В процессе работы ученики учатся подбирать гармоничные сочетания и осознавать, как разные оттенки взаимодействуют друг с другом, усиливая или ослабляя эмоциональное воздействие.

Примером успешного упражнения на цветовую гармонию может стать работа в технике градиента. Ученики выбирают один основной цвет и создают плавный переход от его насыщенного оттенка к более светлым или тёмным тонам. Такое упражнение не только развивает навыки смешивания красок, но и помогает понять, как изменение яркости и насыщенности влияет на восприятие цвета. Аналогичные задания можно выполнять и в цифровых программах для рисования, что особенно заинтересует школьников старших классов, знакомых с технологиями.

Работа с цветом становится особенно увлекательной, если привнести в неё элементы эксперимента. Например, можно использовать цветные фильтры или лампы, которые позволяют увидеть, как цвета меняются под разным освещением. Учащимся может быть предложено создать одну и ту же композицию в нескольких вариантах, используя разные цветовые схемы, такие как комплементарные, аналогичные или монохромные. После выполнения задания ученики могут обсудить, какая из схем наиболее удачно передала их задумку.

Символика цвета становится ещё более интересной, если связать её с литературой, музыкой или историей. Например, на уроке, посвящённом изображению пейзажа, можно обсудить, как художники используют цвет для выражения времени суток или сезона. В качестве примера подойдёт творчество Клода Моне с его сериями «Кувшинки» или «Руанский собор», где каждый мазок цвета передаёт изменение освещения или настроения. Учащиеся могут попробовать изобразить одну и ту же сцену, используя разные цветовые палитры, отражающие утро, день и вечер.

Интересным методом для изучения эмоционального воздействия цвета является создание так называемых «эмоциональных картин». Учащимся предлагается выбрать эмоцию (радость, гнев, страх) и передать её через абстрактные формы и цвета. После выполнения задания школьники обсуждают, какие цвета и их сочетания лучше передают определённые чувства. Такое упражнение не только развивает творческое мышление, но и помогает детям лучше понимать собственные эмоции.

В преподавании цветовой гармонии важно уделять внимание индивидуальному восприятию учащихся. Некоторые школьники могут испытывать трудности в работе с цветом из-за особенностей зрения, таких как дальтонизм. В этом случае полезно акцентировать внимание на других аспектах искусства, таких как форма, текстура или композиция, позволяя всем ученикам раскрыть свои творческие способности.

В заключение, понимание цвета и его эмоционального воздействия важно не только в изобразительном искусстве, но и в жизни. Знания о цвете помогают школьникам развивать вкус, анализировать окружающий мир и воспринимать искусство как часть их повседневности. Учитель, применяющий разнообразные методы и примеры, может не только развить художественные способности своих учеников, но и воспитать у них глубокую любовь и интерес к искусству.

 

 

Список литературы

Хаджимуратова

А. Д.

С

пособы развития творческого воображения на уроках ИЗО // МНИЖ. 2022. №7-3 (121).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-na-urokah-izo

Хакимова Г. А. Психология и символика цвета / Г. А. Хакимова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 107-109. — URL:

https://moluch.ru/archive/195/48625/

Ческидова

И. Б.

Педагогика XIX-XX вв. О роли цвета в развитии ребенка // Символ науки.

2015. №10-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-xix-xx-vv-o-roli-tsveta-v-razvitii-rebenka

Ширинов

А. Л.

,

Батиров

Д. С.

,

Шомуродов

О. Н.

В

ажность

цветоведения

в изобразительном искусстве // Наука и образование сегодня. 2021. №5 (64).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-tsvetovedeniya-v-izobrazitelnom-iskusstve

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×