Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Цвет в искусстве: изучение теории цвета через творческие занятия | Савельева Светлана Александровна. Работа №352192

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена изучению теории цвета в работе с детьми дошкольного возраста через творческие занятия. Рассматривается значение цвета в искусстве, его влияние на эмоциональное и эстетическое развитие детей. Описаны методы работы, направленные на знакомство детей с основными цветовыми понятиями, развитием цветового восприятия и творческого воображения. Приведены примеры практических занятий, способствующих освоению теории цвета. 

Ключевые слова: теория цвета, дошкольники, творческие занятия, цветовое восприятие, искусство, развитие воображения. 

ЦВЕТ В ИСКУССТВЕ: ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ЦВЕТА ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Савельева Светлана Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 4" Предгорного муниципального округа

Ставропольского края

 

Аннотация. Статья посвящена изучению теории цвета в работе с детьми дошкольного возраста через творческие занятия. Рассматривается значение цвета в искусстве, его влияние на эмоциональное и эстетическое развитие детей. Описаны методы работы, направленные на знакомство детей с основными цветовыми понятиями, развитием цветового восприятия и творческого воображения. Приведены примеры практических занятий, способствующих освоению теории цвета.

Ключевые слова: теория цвета, дошкольники, творческие занятия, цветовое восприятие, искусство, развитие воображения.

 

Цвет является важным элементом окружающего мира, который играет значительную роль в жизни человека. Для детей дошкольного возраста цвет особенно важен, так как он влияет на их эмоциональное состояние, восприятие красоты и развитие творческих способностей.

Изучение теории цвета в детском саду помогает детям понять основные принципы сочетания цветов, развивать чувство гармонии и эстетический вкус. Введение элементов теории цвета в творческие занятия позволяет не только углубить знания детей, но и стимулировать их воображение, развивать моторику и внимание.

Цвет оказывает разнообразное воздействие на развитие ребёнка:

1. Эмоциональное развитие. Цвета вызывают различные эмоции: тёплые тона (красный, жёлтый, оранжевый) создают ощущение уюта, радости, а холодные (синий, зелёный, фиолетовый) — спокойствия и умиротворения.

2. Когнитивное развитие. Изучение оттенков, их сочетания и названий помогает развивать мышление и память.

3. Эстетическое развитие. Знакомство с гармонией цвета закладывает основы художественного вкуса и восприятия красоты.

4. Развитие воображения. Использование цвета в творческих заданиях побуждает детей придумывать образы, экспериментировать с формами и цветами.

Рассмотрим основные аспекты изучения теории цвета с дошкольниками.

На начальном этапе важно познакомить детей с основными понятиями теории цвета:

- Основные цвета: красный, жёлтый, синий.

- Производные цвета: смешивание основных цветов для получения зелёного, оранжевого, фиолетового.

- Тёплые и холодные цвета: объяснение эмоционального влияния цветовых оттенков.

- Светлота и насыщенность: эксперименты с добавлением белого и чёрного цвета.

Дошкольники активно познают мир через практическую деятельность. Занятия с красками, мелками, цветной бумагой позволяют им изучать свойства цветов, смешивать их, наблюдать за изменениями.

Цвет помогает детям выражать свои эмоции, настроение и мысли. Например, рисунок «Мой день» может отражать радость через яркие цвета или спокойствие через мягкие оттенки.

Выделим методы изучения теории цвета через творческие занятия.

Рисование — это базовый инструмент для изучения цвета.

- Темы занятий: «Весёлые цвета», «Осенний лес», «Радуга на бумаге».

- Практические упражнения:

- Рисование только тёплыми или только холодными цветами.

- Создание градиентов.

- Заполнение рисунков смешанными цветами.

Аппликация помогает детям изучать сочетание цветов через работу с материалами.

- Пример задания: Создать коллаж «Природа моего края» с использованием цветной бумаги разных оттенков.

- Цели: развитие мелкой моторики, понимание гармонии в сочетании цветов.

Игровая деятельность стимулирует интерес детей к изучению цвета.

- «Найди цвет»: дети ищут предметы определённого цвета в группе.

- «Цветные ассоциации»: назвать эмоцию или предмет, который ассоциируется с заданным цветом.

- «Смешай и найди»: смешивание красок для получения заданного цвета.

- Результаты: развитие внимательности и ассоциативного мышления.

Рассматривание произведений известных художников помогает детям увидеть, как мастера используют цвет для создания настроения и выразительности.

- Картины Клода Моне («Впечатление. Восход солнца») для изучения игры света и цвета.

- Работы Василия Кандинского — для изучения сочетаний и абстракции.

- Деятельность: создание собственных картин «в стиле художника».

Занятия с использованием природных материалов или наблюдения в природе:

- Пример: Изучение оттенков зелёного с помощью листьев.

- Цели: понимание природной палитры и её богатства.

Приведем примеры занятий для изучения теории цвета.

1. Занятие «Радуга своими руками».

- Цель: познакомить детей с последовательностью цветов в радуге.

- Методы: рисование радуги акварелью, создание радуги из цветной бумаги.

2. Занятие «Тёплые и холодные цвета».

- Цель: научить различать и использовать цвета, вызывающие разные эмоции.

- Методы: рисование пейзажей (зимний вечер, летний день), обсуждение их настроения.

3. Занятие «Мой любимый цвет».

- Цель: развить способность детей выражать себя через цвет.

- Методы: рисование и рассказ о своём рисунке, объяснение выбора цветов.

Воспитатель играет ключевую роль в организации занятий, направленных на изучение цвета. Его задачи:

- Создать условия для творческой деятельности.

- Поощрять эксперименты с цветами.

- Объяснять понятия теории цвета через доступные примеры.

- Формировать у детей интерес к искусству и творчеству.

В заключение отметим, что изучение теории цвета через творческие занятия позволяет детям глубже понять окружающий мир, развивать своё воображение и художественный вкус. Воспитатель, используя разнообразные методы работы, помогает детям познакомиться с основными цветовыми понятиями, учит их выражать себя через творчество и ценить красоту окружающего мира.

Творческие занятия с использованием цвета не только обогащают знания детей, но и формируют у них эмоциональную отзывчивость, умение воспринимать искусство и создавать собственные произведения. Это закладывает важные основы для дальнейшего эстетического и личностного развития ребёнка.

 

Список литературы

1. Беляева Л.Ю. Изобразительная деятельность как один из факторов развития творчества и всестороннего развития личности ребёнка / Л.Ю. Беляева // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 3 (6). - С. 47-48.

2. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова. — М.: Юрайт, 2023. — 755c.

3. Логинова, Л. А. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей / Л. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 273-275.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×