ЦВЕТОТЕРАПИЯ, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ. | Дружинина Татьяна Васильевна. Работа №331605
В статье затронута тема влияния цвета на психическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Для примера рассматриваются характеристики стандартных цветов. Даются рекомендации, как «психологию» цвета можно использовать в оформлении школьных помещений, учитывая разный возраст детей. Приводятся примеры оформления классов, школьных рекреаций и коридоров, музыкального зала и столовой, чтобы оптимизировать учебный процесс. Статья может быть полезна для психологов, воспитателей и учителей.
ЦВЕТОТЕРАПИЯ, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ.
Дружинина Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Устьянская средняя общеобразовательная школа».
Аннотация: В статье затронута тема влияния цвета на психическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Для примера рассматриваются характеристики стандартных цветов. Даются рекомендации, как «психологию» цвета можно использовать в оформлении школьных помещений, учитывая разный возраст детей. Статья может быть полезна для психологов, воспитателей и учителей.
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета. В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый.
Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей: красный цвет – ускоряет пульс, синий – замедляет.
Наш глаз способен различать до
1,5 миллионов оттенков
.
Цветовое восприятие
возрастает до 25 лет
, а потом начинает снижаться.
Женщины считаются более чувствительными, чем мужчины.
«Психологию» цветов можно использовать в оформлении школьных помещений. Для примера рассмотрим характеристики стандартных цветов.
Красный.
Для многих дизайнеров это один из излюбленных цветов, так называемой, “тёплой” гаммы (вспомним нашу особую приверженность к нему в детстве). Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет - идеальный “раздражитель” (не только для быков на корриде). Но не стоит забывать, что он также самый “агрессивный” и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. По этой же причине не стоит перенасыщать красным оформление школьного кабинета. Атмосфера постоянного возбуждения, как выясняется, не всегда уместна на уроках и во время перемены.
Желтый.
Этот цвет всегда был популярен на Востоке и считается там символом вечности и величия. Он создаёт оптимистичное и бодрящее настроение и, к тому же, прекрасно сочетается с остальными цветами. Тёплые “солнечные” оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда.
Оранжевый.
Годится для тех, кто хочет ещё больше усилить в интерьере ощущение “теплоты” и жизнерадостности.
Зеленый.
Представляя собой сочетание синего и жёлтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии. Особенно благотворен он для холериков, на которых оказывает успокаивающее воздействие.
Синий.
Самый популярный среди цветов “холодной” гаммы. Оттенки синего тоже создают ощущение покоя и несут расслабляющий и “освежающий” эффект. Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские - совершенство и бесконечность, а иссиня-чёрные - авторитет и власть.
Фиолетовый.
Это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. “Тёплый” красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается “холодным” синим.
Белый.
С его помощью (а также светлых пастельных тонов) удаётся визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости.
Черный.
Особенно хорош для контрастного подчёркивания и выделения других цветов. На чёрном фоне они “звучат” особенно ярко и выразительно. Однако, выбирать чёрный превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.
Серый.
Спокойный благородный, не подвержен изменениям моды, даёт ощущение безопасности. Хорошо работает фоном, особенно если есть коллекция разных картин или ярких предметов (например - фон школьного стенда). В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.
Но, к сожалению, большинство людей мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день и сколько надежды может подарить созерцание радуги в небе после дождя.
Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Светлые и темные тона воздействуют на нас по - разному при их положении вверху и внизу. Сама природа учит нас тому, что темные тона всегда внизу, а светлые вверху. Если изменить этот естественный порядок, то землисто-коричневый потолок будет восприниматься как плита, которая тяжело давит.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый. Когда мы вносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. При этом руководствоваться надо художественным вкусом и оптическими законами.
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно–зеленый или темно-синий цвет.
Не следует на стене, где висит доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрения учащихся (таблицы над доской!).
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. В первом классе можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона.
Красный цвет в комнате второклассников можно постепенно заменять оранжево – красным или оранжевым.
Для 9 - 10 и 11- летних детей – желтым и желто – зеленым, затем зеленым.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким светом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
Для детей переходного возраста начинает играть определенную роль синий цвет, но лучше в сочетании с оранжевым, так как класс с большим количеством синего цвета создает «холодное» впечатление. Оранжево-желтый цвет более, чем синий, способствует сосредоточенности внимания.
В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный зал.
Спортивный зал надо выдерживать в иных красках. Здесь будет удачным сочетание голубого, светло-зеленого цвета.
Рекреационные залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они так же, как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло – синий и желтый цвет, т.е. цвет контрастный окраске учебного класса, так как дети должны чувствовать себя на отдыхе.
Столовую, которая часто служит и залом для проведения собраний и торжеств, лучше окрашивать в оранжевый, розоватый или желто-зеленый цвет. Применение синего цвета может лишь подчеркнуть впечатление чистоты, но не может ничего дать для повышения аппетита. Зеленый цвет сам по себе тоже не подходит для столовой, и не следует превращать пространство столовой в зеленый луг, но вряд ли покажутся приятными и
кроваво-красные стены.
На основе изложенного можно сделать вывод, что наиболее приемлемые цвета для дизайна школы – желтый, оранжевый, бежевый, зеленый, голубой. А в школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения будет менее утомителен и более приятен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базыма
Б.А.; Психология цвета: Теория и практика;
Изд
.
:
Речь
,
2005
Генрих
Фрилинг
,
Ксавер
Ауэр. Человек – цвет – пространство. Москва, стройиздат.1973
Л
юшер
. М. Цвет вашего характера.
Воронеж :
МОДЭК, 1993.
Психология
цвета /под ред. С. Л.
Удовик
. —
М. :
Рефл-букл
,
Ваклер
, 1996
.
В книге рассматривается история развития цветовой символики. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Анализируются факторы и механизмы цветовых предпочтений. Приводятся обширные данные об особенностях восприятия и отношение к цвету при шизофрении и других психических заболеваниях. Обсуждаются актуальные вопросы цветовой психодиагностики. Особое внимание уделяется цветовому тесту Люшера, как одной из наиболее распространенных методик цветовой психодиагностики. Книга может быть полезна для психологов, дефектологов, воспитателей и учителей.
Аннотация: В статье описана тема влияния цвета на психическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Представлен тест и его расшифровка, где ряд студентов 6 факультетов Белорусского государственного медицинского университета раскрыли особенности своего психического устройства с точки зрения психофизиологии цвета.