Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деловая игра для родителей младших школьников "Экологическое воспитание" | Филиппова Екатерина Сергеевна. Работа №329318

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Деловая игра для родителей младших школьников «Экологическое воспитание»

Цель игры: способствовать повышению роли семьи в воспитании у младшего школьника любви к природе. Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также, вовремя реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

Задачи игры:

-   развивать партнерское отношение с родителями младших школьников;

-   дать представление о полной взаимосвязи человека

и природы, об ответственности человека за окружающий мир природы;

-   воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром;

-    развивать активность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Методы проведения: дискуссия, работа в группах, самостоятельная работа.

Форма проведения: деловая игра.

Инвентарь и используемые материалы: листы бумаги, фломастеры, пригласительные билеты для родителей.

Используемые ресурсы и литература при подготовке сценария:

За основу были взяты разработки педагогов начальной школы: Деловая игра для родителей: «Что мы знаем об экологии», автор: Охрименко Елена Владимировна, Организация: МБОУ СОШ №32, Населенный пункт: Челябинская область, п. Арчаглы-аят., и Игра для родителей: «Экология устами

школьников», автор: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ №2 г. Радужный, Владимирской области, 2018г.

Заранее родителям вручаются пригласительные билеты на деловую игру

«Экологическое воспитание».

Вступительное слово педагога:

-   Дорогие, родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию. В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем — экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Задача сегодняшнего дня — воспитать планетарный патриотизм у младших школьников. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить — все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни. Необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок ходит повсюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать как можно раньше. И для того

чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в школе ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы? Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у большинства людей нет экологической                      культуры                      и                       воспитания. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

А сейчас предлагаю провести деловую игру «Экологическое воспитание», посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нужно разделиться на три группы, пересядьте, так чтобы группа была за одним столом. Учитываться будет правильность и быстрота ответов. За правильный ответ команда получает балл.

Этап 1: Визитная карточка

Каждая команда придумывает слоган, который озвучит лидер команды, а также на листке нарисует эмблему команды и объяснит ее значение. Время на выполнение 5-10 мин.

Этап 2. Блиц-опрос

Вопросы                                        для                                        обсуждения:

1)                   Что       такое       экология?      Каково       значение       этого       слова?

2)   Сформулируйте цель экологического воспитания детей школьного возраста?

3)      Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране?

4)                        Каково         влияние         экологии         на          здоровье         детей?

5)   В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к    природе?

6)     Какова основная роль педагога в экологическом воспитании школьника?

7)     Какая на ваш взгляд работа должна проводиться с родителями в школе?

8)         Правда   ли   что   человек   и   природа   неразрывно   связаны?   Почему?

9)           Оказывает    ли    природная   среда    влияние    на    развитие    общества?

10)                Оказывает     ли      общество      влияние      на      природную      среду?

11)   Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

Этап 3. «Выбери верное»

Необходимо выбрать правильный вариант ответа. Вопросы задаются всем командам одновременно, первой отвечает команда, которая подняла свою эмблему первой.

1.   Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют: а. Пластмасса.         б. Стекло.    в. Металл.

2.   Вредные выбросы оказывают влияние:

а. Только на те регионы, где появилось загрязнение. б. На близлежащие регионы.

в. Даже на удаленные от места.

3.   Самая страшная "добавка" к воде:

а. Бытовой мусор.     б. Пестициды.    в. Минеральные удобрения.

4.      Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а. 10 лет.    б. 50 лет.     в. 100 лет и более.

5.   Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за: а. 1-2 года.              б. 5-8 лет.      в. 20 и более.

6.   Писатель и художник, творчество которого всецело посвящено природе. а. Е. Чарушин             б. Н. Носов      в. А. Пушкин

Этап 4. «Птичьи легенды»

В Китае она считалась символом благополучия, благосостояния. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. У нее бесшумный полет, страшный голос. Голову может поворачивать даже назад – на 180 градусов. (Сова)

В легенде об этой птице говорится о женщине, которая погубила своего мужа и в наказание превратилась в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». За час она съедает до 100 гусениц. даже таких, которых не едят другие птицы – волосатых и ядовитых. (Кукушка)

Его называют лесным хищником - гнездо и основные охотничьи угодья находятся в лесу. Но ловит добычу и на камышовых озерах, и в чистом поле, и в огороде. Но как бы ни был он голоден, он весьма щепетилен к «кулинарной» обработке добычи и никогда не будет глотать куски с перьями, а тщательно ощиплет, чуть ли не до последнего перышка, даже воробья. (Ястреб – перепелятник)

Еще в Библии описано, как праведный Ной выпустил его со своего ковчега, чтобы тот разведал, спали ли воды всемирного потопа и есть ли поблизости суша. А благодаря тому, что эти птицы гнездились на храмовых башнях, они стали считаться посланниками неба и священными птицами. (Голубь)

Этап 5. Предложите меры первой помощи при использовании растений Варианты   ответов:   При   царапинах   можно   использовать: медуницу – содержит йод, пух Иван-чая или сердцевина камыша – как вата. Мох сфагнум (белый     мох) -                      повязка  или  тампон                  из      свежего   мха   обладает   легким обеззараживающим   действием. Подорожник-    свежий    сок    останавливает кровотечение,  обеззараживает   раны,   обладает      болеутоляющим     действием. Этап             6.    Обсуждение    ситуаций    на    тему:    «Дети    и    природа» Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача           быстро    и   правильно    найти    пути    ее    решения:

1)   Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли         поступили          дети?

2)        Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши  действия    в            этой          ситуации?

3)    Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. — Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли    поступил         отец?

4)    Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете,     верно,         ли                     она                       поступила?

 

Этап                         7.                         «Народная                         мудрость» Я буду предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить                                              вторую                                    ее                             часть.

 

Сломать           дерево           не            долго           /            растить            годы Много                     леса           не           губи          /           мало          леса           береги Зима     морозная,     лето     жаркое     /     зима     снежная,     лето     дождливое В  поле                                 свез                навоз          /          с          поля          хлеба          воз Подкорми       птиц       зимой       /       они        отплатят        летом        добром Не   нужна    соловью    золотая    клетка,    /    а    нужна    зеленая    ветка Весной      дождь         растит,                              /       а               осенью       гноит Весна красна цветами, / а осень хлебами

Этап 8. Конкурс мудрейших

Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации:

1. В начале 70-х годов американский биолог и эколог Барри Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящие время получили названия «законов экологии» Коммонера:

«Всё связано со всем» также называется законом динамического внутреннего равновесия. Этот принцип гласит, что даже небольшие изменения, внесенные человеком в окружающий его мир, со временем перерастают в катастрофу.

Приведите пример: Компания, специализирующаяся на продаже древесины, интенсивно вырубает лес. Как это может повлиять на всю остальную природу? С уменьшением количества деревьев также уменьшается и объем свободного кислорода. Кроме того, происходят дополнительные выбросы оксида азота в атмосферу, что истощает озоновый слой. Наконец, последним звеном в этой цепочке будет усиление ультрафиолетового излучения, вредоносного для всех живых организмов.

«Природа знает лучше» касается сложности окружающего мира. Даже современный человек, со всеми его технологиями, не может знать всех взаимосвязей внутри природы. Биосфера состоит из миллионов разных существ. Она делится на множество зон. Флора и фауна мира развивались на протяжении миллиардов лет. Если человек будет вмешиваться в эти процессы, даже желая улучшить обстановку вокруг себя, он только нанесет дополнительный вред. Экологические законы Коммонера призывают людей к осторожности. Активные преобразования природы могут привести к тому, что весь наш мир будет непригоден для нормальной жизни. Вмешательства человека представлены сотнями показательных случаев только за последнее время.

Например, отстрел волков в некоторых северных лесах привел к тому, что эта природная зона лишилась своих естественных «санитаров». В Китае массово отстреливали воробьев. Жители страны считали, что огромные стаи этих птиц вредят посевам. Когда воробьи исчезли, на их место пришли насекомые, которых стало некому есть.

«Всё должно куда-то деваться» затрагивает феномен перераспределения веществ в окружающей среде. В естественном природном состоянии каждое вещество имеет собственный круговорот «жизни». В окружающей среде синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть. Законы Барри Коммонера гласят, что это естественный процесс. И с этим сложно не согласиться. Однако с тех пор, как человечество вошло в современную эпоху, оно систематически производит искусственные вещества, которые уничтожить без последствий для природы крайне сложно.

Например, полиэтилен и т. д. В этот же список можно отнести ресурсы, добываемые из земных недр. Переработанная и использованная нефть оставляет в окружающей среде неизгладимый след. Законы Б. Коммонера и вся его теория критикуют такое производство. Нефть, руда и другие вещества преобразуются в новые соединения, которые не могут рассеяться в окружающей среде.

«Ничто не даётся даром» У него есть и другая трактовка, которая гласит, что «за все нужно платить». Закон основывается на принципе того. что природная система всегда развивается за счет окружающей среды. Единая биосфера состоит из множества частей. Если в ней появляется что-то новое, то оно обязательно вытеснит что-то старое. То же самое можно сказать о технических достижениях человечества. Если мы создаем что-то, что затрагивает природу, то это приведет к некоторым потерям в окружающей среде. Ученый сравнил преобразование природы с платежом по векселю. Человеку придется уничтожить что-то старое, чтобы получить новое.

Пример. Это сельское хозяйство. При ежегодном выращивании овощей на одном и том же месте уровень полезных веществ в почве (фосфор, азот, калий и т. д.) снижается. С каждым разом урожай становится все меньше и меньше. В конце концов, человеку приходится или покинуть этот участок или обработать его удобрениями.

Этап 9. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу

Солнечная энергетика Принцип действия солнечных батарей состоит в прямом преобразовании солнечного света в электрический ток.

Биоэнергетика. При гниении биомассы (навоз, умершие организмы, растения) выделяется биогаз с высоким содержанием метана, который и используется для обогрева, выработки электроэнергии и пр.

Ветроэнергетика – отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра: кинетической энергии воздушных масс в атмосфере.

Микро – гидроэлектростанции относятся к технологиям, не приносящим вреда окружающей среде, с помощью которых можно производить электроэнергию с небольшими затратами в любых изолированных населенных пунктах, где есть горы и небольшие реки.

Геотермальная энергия – это тепловая энергия земли. В некоторых районах природа доставляет геотермальную энергию к поверхности в виде пара или перегретой воды, вскипающей и переходящей в пар при выходе на поверхность. Природный пар можно непосредственно использовать для производства электроэнергии. Имеются также районы, где геотермальными водами из источников и скважин можно обогревать жилища и теплицы (островное государство на севере Атлантического океана –Исландия, наши Камчатка и Курилы)

Подведение итогов, награждение победителей

Педагог: Уважаемые, родители на этом наша игра окончена, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна. Рекомендую для просмотра с детьми в качестве повышения экологического воспитания: м/ф «Сказка старого дуба», м/ф «На лесной тропе», М/ф «История вещей», фильм «Освободите Вилли» и др.

Педагог: Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского

«Прекраснее всего сама природа. В нее то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы

природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.

Автор: Филиппова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №30 г. Химки, 2024 г.

 

Деловая игра для родителей младших школьников «Экологическое воспитание»

Цель игры: способствовать повышению роли семьи в воспитании у младшего школьника любви к природе. Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также, вовремя реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

Задачи игры:

развивать

партнерское

отношение

с

родителями

младших

школьников;

дать

представление

о

полной

взаимосвязи

человека

и природы, об ответственности человека за окружающий мир природы;

воспитывать чувство осознания своего единства с

окружающим

миром;

развивать активность родителей в вопросах экологического воспитания

детей.

Методы проведения: дискуссия, работа в группах, самостоятельная работа.

Форма проведения: деловая игра.

Инвентарь и используемые материалы: листы бумаги, фломастеры, пригласительные билеты для родителей.

Используемые ресурсы и литература при подготовке сценария:

За основу были взяты разработки педагогов начальной школы: Деловая игра для родителей: «Что мы знаем об экологии», автор: Охрименко Елена Владимировна, Организация: МБОУ СОШ №32, Населенный пункт: Челябинская область, п. Арчаглы-аят., и Игра для родителей: «Экология устами

 

школьников», автор: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ №2 г. Радужный, Владимирской области, 2018г.

Заранее родителям вручаются пригласительные билеты на деловую игру

«Экологическое воспитание».

Вступительное слово педагога:

Дорогие, родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной

проблеме

-

экологическому

воспитанию. В

начале

XXI

века

народы

мира

решают

вопросы,

затрагивающие

интересы

всего

человечества.

Одна

из

главных

проблем — экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от

природы,

то

ребенок

погружен

в

эту

стихию

в

еще

большей

степени,

ведь

он

еще

учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою

собственную. И в этом он зависит от взрослых. Задача сегодняшнего дня —

воспитать планетарный патриотизм у младших школьников. И это совсем не

громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Важное значение

имеет

понимание

ребенком

того,

что

человек,

живущий

в

обществе,

имеет

права

и

обязанности

перед

окружающим

миром

и

населяющими

его

людьми.

Что

такие

абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в

повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Взрослые своим

примером

обучают

ребенка

правилам

поведения.

Поэтому

во

взаимоотношениях

тоже

должна

быть

экология:

чуткость,

вежливость,

забота

и

внимание,

бережное

отношение

к

чувствам

и

мыслям

другого

,

бережное

отношение

к

вещам

и

предметам.

Уметь

адекватно

проявить

свои

чувства,

рассказать

о

них,

не

обижая

собеседника,

настоять

на

своем

или

тактично

уступить

все

это

можно

рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и

чужое

здоровье,

улучшающее

качество

жизни.

Необходимо

помнить,

что

формирование

сознательного

поведения

-

это

процесс

длительный.

Сегодня

ребенок

ходит

повсюду

со

взрослыми,

а

завтра

он

станет

самостоятельным

и

ему

придется

самому

решать

различные

задачи

связанные

и

с

экологическим

воспитанием.

Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с

природным

окружением

необходимо

начинать

как

можно

раньше.

И

для

того

 

чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в школе ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы? Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у большинства людей нет экологической культуры и воспитания. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

А сейчас предлагаю провести деловую игру «Экологическое воспитание», посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нужно разделиться на три группы, пересядьте, так чтобы группа была за одним столом. Учитываться будет правильность и быстрота ответов. За правильный ответ команда получает балл.

Этап 1: Визитная карточка

Каждая команда придумывает слоган, который озвучит лидер команды, а также на листке нарисует эмблему команды и объяснит ее значение. Время на выполнение 5-10 мин.

Этап 2. Блиц-опрос

Вопросы для обсуждения:

Что

такое

экология?

Каково

значение

этого

слова?

Сформулируйте

цель

экологического

воспитания

детей

школьного

возраста?

Каковы

основные

проблемы

экологии

во

всем

мире

и

в

нашей

стране?

 

Каково

влияние

экологии

на

здоровье

детей?

В

чем

вы

видите

причины

небрежного,

порой

безжалостного

отношения

детей

к

природе?

Какова

основная

роль

педагога

в

экологическом

воспитании

школьника?

Какая

на

ваш

взгляд

работа

должна

проводиться

с

родителями

в

школе?

Правда

ли

что

человек

и

природа

неразрывно

связаны

?

Почему?

Оказывает

ли

природная

среда

влияние

на

развитие

общества?

Оказывает

ли

общество

влияние

на

природную

среду?

Может

ли

мораль

(нравственность)

быть

регулятором

отношений

человека

к

природе?

Этап 3. «Выбери верное»

Необходимо выбрать правильный вариант ответа. Вопросы задаются всем командам одновременно, первой отвечает команда, которая подняла свою эмблему первой.

Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а.

Пластмасса

.

б

.

Стекло.

в. Металл.

Вредные

выбросы

оказывают

влияние:

а. Только на те регионы, где появилось загрязнение. б. На близлежащие регионы.

в. Даже на удаленные от места.

Самая

страшная

"добавка"

к

воде:

а. Бытовой мусор. б. Пестициды. в. Минеральные удобрения.

Бутылка

или

банка

из

пластмассы,

брошенная

в

лесу,

пролежит

без

изменения:

а. 10 лет. б. 50 лет. в. 100 лет и более.

Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

а.

1-2

года

.

б

.

5-8

лет.

в.

20 и более.

Писатель и художник, творчество которого всецело посвящено природе

.

а

.

Е.

Чарушин

б.

Н.

Носов

в. А. Пушкин

Этап 4. «Птичьи легенды»

 

В Китае она считалась символом благополучия, благосостояния. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. У нее бесшумный полет, страшный голос. Голову может поворачивать даже назад – на 180 градусов. (Сова)

В легенде об этой птице говорится о женщине, которая погубила своего мужа и в наказание превратилась в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». За час она съедает до 100 гусениц. даже таких, которых не едят другие птицы – волосатых и ядовитых. (Кукушка)

Его называют лесным хищником - гнездо и основные охотничьи угодья находятся в лесу. Но ловит добычу и на камышовых озерах, и в чистом поле, и в огороде. Но как бы ни был он голоден, он весьма щепетилен к «кулинарной» обработке добычи и никогда не будет глотать куски с перьями, а тщательно ощиплет, чуть ли не до последнего перышка, даже воробья. (Ястреб – перепелятник)

Еще в Библии описано, как праведный Ной выпустил его со своего ковчега, чтобы тот разведал, спали ли воды всемирного потопа и есть ли поблизости суша. А благодаря тому, что эти птицы гнездились на храмовых башнях, они стали считаться посланниками неба и священными птицами. (Голубь)

Этап 5. Предложите меры первой помощи при использовании растений Варианты ответов: При царапинах можно использовать: медуницу – содержит йод, пух Иван-чая или сердцевина камыша как вата. Мох сфагнум (белый мох) - повязка или тампон из свежего мха обладает легким обеззараживающим действием. Подорожник- свежий сок останавливает кровотечение, обеззараживает раны, обладает болеутоляющим действием. Этап 6. Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа» Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:

 

Ребята

увидели

на

траве

птенца,

не

умеющего

летать.

Они

поискали

вокруг

гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно

ли

поступили

дети?

Неожиданно

появилась

перед

детьми

белка.

Один

из

мальчиков

изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он.

Ваши

действия

в

этой

ситуации?

Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо

подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. — Чего ты носишься с

этой

банкой,-

услышал

он

от

отца.-

Брось

ее

в

воду

-

и

дело

с

концом.

Правильно

ли

поступил

отец?

Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют.

Скучно совсем». «Включите магнитофон

погромче

» - сказала мама. Как вы

считаете,

верно,

ли

она

поступила?

 

Этап 7. «Народная мудрость» Я буду предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

 

Сломать дерево не долго / растить годы Много леса не губи / мало леса береги Зима морозная, лето жаркое / зима снежная, лето дождливое В поле свез навоз / с поля хлеба воз Подкорми птиц зимой / они отплатят летом добром Не нужна соловью золотая клетка, / а нужна зеленая ветка Весной дождь растит, / а осенью гноит Весна красна цветами, / а осень хлебами

Этап 8. Конкурс мудрейших

Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации:

 

В

начале

70-х

годов

американский

биолог

и

эколог

Барри

Коммонер

сформулировал

четыре

важных

положения,

которые

в

настоящие

время

получили

названия

«законов экологии»

Коммонера:

«Всё связано со всем» также называется законом динамического внутреннего равновесия. Этот принцип гласит, что даже небольшие изменения, внесенные человеком в окружающий его мир, со временем перерастают в катастрофу.

Приведите пример: Компания, специализирующаяся на продаже древесины, интенсивно вырубает лес. Как это может повлиять на всю остальную природу? С уменьшением количества деревьев также уменьшается и объем свободного кислорода. Кроме того, происходят дополнительные выбросы оксида азота в атмосферу, что истощает озоновый слой. Наконец, последним звеном в этой цепочке будет усиление ультрафиолетового излучения, вредоносного для всех живых организмов.

«Природа знает лучше» касается сложности окружающего мира. Даже современный человек, со всеми его технологиями, не может знать всех взаимосвязей внутри природы. Биосфера состоит из миллионов разных существ. Она делится на множество зон. Флора и фауна мира развивались на протяжении миллиардов лет. Если человек будет вмешиваться в эти процессы, даже желая улучшить обстановку вокруг себя, он только нанесет дополнительный вред. Экологические законы Коммонера призывают людей к осторожности. Активные преобразования природы могут привести к тому, что весь наш мир будет непригоден для нормальной жизни. Вмешательства человека представлены сотнями показательных случаев только за последнее время.

Например, отстрел волков в некоторых северных лесах привел к тому, что эта природная зона лишилась своих естественных «санитаров». В Китае массово отстреливали воробьев. Жители страны считали, что огромные стаи этих птиц вредят посевам. Когда воробьи исчезли, на их место пришли насекомые, которых стало некому есть.

 

«Всё должно куда-то деваться» затрагивает феномен перераспределения веществ в окружающей среде. В естественном природном состоянии каждое вещество имеет собственный круговорот «жизни». В окружающей среде синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть. Законы Барри Коммонера гласят, что это естественный процесс. И с этим сложно не согласиться. Однако с тех пор, как человечество вошло в современную эпоху, оно систематически производит искусственные вещества, которые уничтожить без последствий для природы крайне сложно.

Например, полиэтилен и т. д. В этот же список можно отнести ресурсы, добываемые из земных недр. Переработанная и использованная нефть оставляет в окружающей среде неизгладимый след. Законы Б. Коммонера и вся его теория критикуют такое производство. Нефть, руда и другие вещества преобразуются в новые соединения, которые не могут рассеяться в окружающей среде.

«Ничто не даётся даром» У него есть и другая трактовка, которая гласит, что «за все нужно платить». Закон основывается на принципе того. что природная система всегда развивается за счет окружающей среды. Единая биосфера состоит из множества частей. Если в ней появляется что-то новое, то оно обязательно вытеснит что-то старое. То же самое можно сказать о технических достижениях человечества. Если мы создаем что-то, что затрагивает природу, то это приведет к некоторым потерям в окружающей среде. Ученый сравнил преобразование природы с платежом по векселю. Человеку придется уничтожить что-то старое, чтобы получить новое.

Пример. Это сельское хозяйство. При ежегодном выращивании овощей на одном и том же месте уровень полезных веществ в почве (фосфор, азот, калий и т. д.) снижается. С каждым разом урожай становится все меньше и меньше. В конце концов, человеку приходится или покинуть этот участок или обработать его удобрениями.

Этап 9. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу

 

Солнечная энергетика Принцип действия солнечных батарей состоит в прямом преобразовании солнечного света в электрический ток.

Биоэнергетика. При гниении биомассы (навоз, умершие организмы, растения) выделяется биогаз с высоким содержанием метана, который и используется для обогрева, выработки электроэнергии и пр.

Ветроэнергетика – отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра: кинетической энергии воздушных масс в атмосфере.

Микро – гидроэлектростанции относятся к технологиям, не приносящим вреда окружающей среде, с помощью которых можно производить электроэнергию с небольшими затратами в любых изолированных населенных пунктах, где есть горы и небольшие реки.

Геотермальная энергия – это тепловая энергия земли. В некоторых районах природа доставляет геотермальную энергию к поверхности в виде пара или перегретой воды, вскипающей и переходящей в пар при выходе на поверхность. Природный пар можно непосредственно использовать для производства электроэнергии. Имеются также районы, где геотермальными водами из источников и скважин можно обогревать жилища и теплицы (островное государство на севере Атлантического океана –Исландия, наши Камчатка и Курилы)

Подведение итогов, награждение победителей

Педагог: Уважаемые, родители на этом наша игра окончена, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна. Рекомендую для просмотра с детьми в качестве повышения экологического воспитания: м/ф «Сказка старого дуба», м/ф «На лесной тропе», М/ф «История вещей», фильм «Освободите Вилли» и др.

Педагог: Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского

«Прекраснее всего сама природа. В нее то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы

 

природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×