Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Деловая игра по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Галабир Светлана Васильевна. Работа №352793

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цели: обобщить и закрепить знания по тексту

Задачи:

Ø  научить понимать идейно- художественное богатство повести;

Ø  учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

Ø  развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся;    

Ø  привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению.

Предварительная подготовка: три команды по 6 человек, возможны названия команд, выбран капитан команды, оформлен кабинет.

Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше  

                     её». (Н.В.Гоголь)

Галабир Светлана Васильевна

Предмет: Литература 8 класс

Тема: «Деловая игра по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: обобщить и закрепить знания по тексту

Задачи:

научить понимать идейно- художественное богатство повести

;

учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся;

привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению.

Предварительная подготовка: три команды по 6 человек, возможны названия команд, выбран капитан команды, оформлен кабинет.

Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше

её». (Н.В.Гоголь)

Ход урока.

1.Организационный момент (цели и задачи урока)

Сегодня на уроке мы должны поставить финальную точку в изучении исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которая была завершена 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.

На уроках литературы мы с вами уже говорили об истории создания произведения, рассматривали образы главных героев, на уроке русского языка составляли их сравнительную характеристику.

Сегодня мы подведем итог нашей кропотливой работе в форме деловой игры, такой вид работы вам уже знаком, вы предварительно разбились на команды (по 6 человек), в каждой из которой вами выбран капитан. На столах лежат зачетные книжки, в которые капитаны будут вносить отметки о вашей работе, в конце 2 урока мы подведем итоги. План работы на доске.

2. Этапы игры.

№1. Постановка проблемного вопроса.

Сформулируйте и прокомментируйте проблемы, которые А.С. Пушкин поднимает в своем произведении. Включите в комментарий примеры из произведения, которые важны для понимания проблемы.

- долга и чести (Гринев и Швабрин. Их отношение к воинскому долгу);

-гуманизма (Пугачев по отношению к Гриневу и Маше Мироновой; Екатерина II и Маша Миронова) Пугачев хочет воли для всего народа. Он не останавливается перед самой суровой расправой с врагами и изменниками, но он способен понимать чужие чувства.

-Почему у повести Пушкина название «Капитанская дочка», а не другое? Ведь одним из главных действующих лиц является Петр Гринев. Очевидно, к нему и относится главный эпиграф произведения: «Береги честь смолоду», а другим главным героем является Пугачев. Почему?

(Исторические деятели и события изображены в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без них наши знания и представления о жизни в 18 веке были бы бедны. Художественный вымысел помог поэту оживить картины далекого прошлого. Хотя не было ни Гринева, ни Швабрина, ни Маши Мироновой, ни Белогорской крепости, но были подобные им).

№ 2. Музыкальный конкурс.

Звучит музыка Свиридова «Метель» (3 мин)

-Какие сцены вам представились при прослушивании музыкального фрагмента?

-Какова роль эпиграфа? (понять отношение автора к героям и событиям)

- На страницах повести мы встречаем старинную песню, которая используется автором в качестве эпиграфа к главе. Звучит песня «Не шуми, мать зеленая дубравушка» в исполнении учителя. Для чего вводит ее Пушкин? (показать близость нравственных и эстетических критериев к народному представлению о добре и зле)

- Эпиграфом к каким главам она служит? (1.гл. «Незваный гость»)

- Для раскрытия каких образов? (Она произвела на Гринева большое впечатление. Пугачев- «любимая песня, возвеличивает мужество, благородство «крестного сына», который не страшится грозного царя и готов погибнуть, чем выдать своих товарищей.

На месте государя- разбойник, на месте разбойника- офицер. Песня-идеал государства, роман-идеал народный.

-по-своему романтический образ; в предверии мучительной казни находит оправдание своей жизни и утешение в надежде на то, что предстоит продолжение его дела. В «Истории Пугачева» записан его разговор с гр. Паниным:

- Как же смел ты, вор, назваться государем?

-Я не ворон, я вороненок, а ворон-то еще летает.

Эти слова связаны с «Калмыцкой сказкой» (читает заранее подготовленный ученик)

2.гл. «Приступ»

Величине и трагизм противопоставлен друг другу- по-своему трагичен образ капитана Миронова. Этой песней как бы обобщается судьба капитана Миронова, человека чести, но прожившего в отличие от Пугачева бесцветную жизнь и бесславно погибшего по долгу службы.)

№3. Игра «Потерянные вещи».

Кто был хозяином офицерского диплома? (Миронов)

Кому был подарен заячий тулуп? (Пугачев)

Владелица ночного чепца? (Екатерина

II

)

Владелиц бильярдного кия? (Зурин)

Кто из героев повести носил красный кафтан? (Пугачев)

Чья голова была нанизана на копье? (

Юлая

)

Кто писал письмо Гриневу из Белогорской крепости? (Маша Миронова)

4. Устное словесное рисование

Нарисовать (устно) картину (сцену), которая произвела наибольшее впечатление.

5. Угадай героя.

У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире

.

(

Василиса Егоровна и Иван Игнатович)

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение приятное, плутовское. Волосы были обстрижены в кружок: на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачев)

Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах. Он играл с маркизом. (Зурин)

Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей, казалось, лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. (

Екатерина

II

)

Тут вошла девушка лет

осьмнадцати

, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. (Маша Миронова)

6. Психологическая ситуация.

Кто из героев повести, не оглядываясь, пришел бы вам на помощь? Почему? (Гринев, т.к. главная черта его характера- благородство)

Кто подставил бы вам подножку в самый неожиданный момент? (Швабрин, т.к.

главная черта его характера-

подлость)

Каких вымышленных героев вы ввели бы в повесть и почему?

№7. Конкурс болельщиков.

- Назвать эпизод по иллюстрациям (иллюстрации к повести проецируются на доску или показывает ведущий в бумажном варианте)

8. Вопрос команде-противнику

-- Из-за чего и с кем произошёл поединок?

- Как вы думаете, почему Пугачёв пощадил Гринева? Только ли из-за заячьего тулупа?

- По какой причине Маша Миронова несколько дней провели в беспамятстве?

- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина «на хлеб и воду»?

- Почему Швабрин пытался очернить Машу в глазах Петра?

- Почему Иван Кузьмич хотел Василису Егоровну с Машей удалить из крепости перед

тем, как её захватит Пугачёв?

- Для чего Пугачев рассказал Петру калмыцкую сказку. что этим хотел сказать?

9. Игра «Домысливание»

Гринев отправляет Машу к своим родителям. Как бы вы представили сцену «Маша в пути», «Встреча с родителями».

10. Инсценировка.

Сейчас вы посмотрите 2 инсценировки.

Вы, наверное, без труда узнали действующих лиц. Вспомните, чем закончилась представленная сцена. В какое момент один из главных героев ее еще вспоминает? Почему в повести так и не прозвучали слова благодарности за освобождение Гринева? (

т.к

Гринев так и не нарушил присяги, тогда как Пугачев прощает своего врага не случайно, а из-за благодарности за сделанное добро и из стремления к справедливости)

Действующие лица вам знакомы. Кто они? Где произошла данная сцена? Какое последствие имел этот разговор?

Ореол божественности с царицы Пушкиным снят. К кому, прежде всего, императрица проявила свое милосердие?

3. Заключительное слово учителя

- Завершилось последнее испытание для команд и болельщиков. Мы сейчас подведем итоги, у меня остался только один вопрос: «Современная ли повесть «Капитанская дочка»? Почему?» (да, т.к проблемы (чести, долга, гуманизма, благородства, самопожертвования, бескорыстной любви и дружбы), поднятые в ней автором , актуальны в наши дни.

Все команды хорошо подготовились к этому мероприятию, сейчас мы узнаем, кто же стал лучшим. Я надеюсь, что мероприятие вам понравилось

Подведение итогов, награждение победителей

 

 

Приложение

План игры.

1.Проблемные вопросы

2.Музыкальный

3. Игра «Потерянные вещи»

4. Устное словесное рисование

5. Угадай героя

6. Психологическая ситуация

7. Конкурс болельщиков (иллюстрации)

8. Вопрос команде-противнику

9. Игра «Домысливание»

10. Инсценировка

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×