День чувашской вышивки "В стране чувашских узоров" | Козлова Е.Н, Лежнева А.А.. Работа №316205
«Загадочный мир чувашских узоров»-2022год
Для подготовительной группы
Форма проведения: - игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей:
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Цель: Обобщение опыта работы по приобщению детей к национальной культуре,
Обычаям и традициям чувашского народа,
К его духовно-нравственным ценностям.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой.
2. Расширить представления детей об особенностях культуры,
быта чувашского народа.
3. Развивать познавательные умения, выделять общие
и существенные значения чувашских узоров.
Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность.
2. Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров,
прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Словарная работа: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет,
хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек.
Звучит чувашская песня«Шанкарч шыв юхать»,
дети заходят в зал, встают полукругом.
Ведущая: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
Давайте с ними поздороваемся на чувашском языке.
Дети: Ыра кун.
Ведущая: У нас сегодня необычный день.
Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
Но для начала я хочу спросить
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов, у которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Ребята, о каком народе говорится в стихотворении?
Дети: О чувашском народе.
Ведущая: Правильно, о чувашском народе.
Наша родина – наша республика – Чувашия.
А чем же славится Чувашия?
Дети: Песнями, танцами, гостеприимством, вышивкой!
Ведущая: А что такое вышивка?
Дети: Это красивые узоры.
Ведущая: Чувашская вышивка сегодня — узнаваемый мировой бренд.
Это национальное достояние и гордость чувашского народа.
Я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки,
В мир чувашских узоров.
Дети под музыку садятся на стульчики
Ведущая: Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой.
Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец!
Есть и платья и рубашки.
Есть рисунки с чувашскими узорами.
Какие они яркие! Как будто солнышко заглянуло в дом!
Вышивкой украшают многие предметы
Одежды и быта чувашей: занавески, салфетки,
Постельные принадлежности, ковры, шторы.
Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный
Костюм - мужской, женский, детский.
Посмотрите, платье, по чувашски …
Дети: Кепе
Ведущая: Женские платья отличались богатой вышивкой в нагрудной части.
Подол, по сравнению с другими частями платья, вышивался более скромно.
Набедренное украшение, по чувашски – яркач.
А такие платья из домотканого белого холста носили раньше,
Оно тоже богато украшено вышивкой.
А поверх платья мы видим что?
Дети: Фартук.
Ведущая: А по чувашски?
Дети: Саппун!
Ведущая: А это мужской костюм.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда.
Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся
шупар – халат из домотканого холста.
Раньше его носили в основном пожилые мужчины. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры – они были крупными, выразительными.
И вся одежда вышита чувашскими узорами.
Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи девушек, женщин. В старину девушек, которые не умели вышивать, не брали замуж, так как узоры служили оберегом и защищали от злых духов. Посмотрите на рукава платья, эти узоры сохраняли силу и мастерство рук. А узоры на вырезе защищали легкие и сердце. Женщины вышивали не только для себя, они вышивали для своих детей и мужей, защищая их от злых сил.
Ведущая: Все, что вы видите, это вышито руками.
Вышивку чаще выполняли на белом фоне.
Узоры вышивали нитками красного, желтого,
Реже зеленого, синего, черного цвета.
Давайте вспомним цвета на чувашском языке.
Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.
Игра «Угадай цвет»
Красный – херле,
желтый – сара,
зеленый – симес,
синий – кавак,
белый – шура,
черный – хура.
Ведущая: Молодцы, ребята. Все правильно.
Как вы думаете, ребята, что же обозначал красный цвет?
Дети: Цвет жизни, любви и храбрости.
Ведущая: Да, различные оттенки красного, от бордового до розового,
Отображали чувства, в том числе любовь и отвагу.
В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого,
Синего, желтого.
Только черным цветом, цветом земледелия, добра, окаймлялся узор вышивки.
- Желтый цвет - символ любви, ассоциируется с золотом,
Означает цвет солнца, радости, счастья.
- Зеленый - Цвет травы и листьев, цветущей земли,
Ассоциируется с началом пробуждения природы,
Приходом тепла, изобилия молочных продуктов.
Это символ Земли, символ вечной жизни.
- Синий цвет - символ постоянства, цвет волшебства.
Как вы думаете, с чем ассоциируется синий цвет?
Дети: С небом.
Ведущая: Правильно, синий цвет ассоциируется с небом и водной синью.
Молодцы. Матур
Ведущая: Давайте рассмотрим чувашские узоры.
А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
Ведущая: Слушайте первую загадку:
- Золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается
Дети: Солнышко!
показ 1-ой иллюстрации
Ведущая: Да, это символ солнца, дающего тепло.
Чуваши воспевали солнце.
Любили солнце и изображали его по-разному
Показ вариантов узоров солнца.
А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца?
Дети: На флаге и гербе Чувашской Республики.
Ведущая: Правильно.
Солнце — ведущий символ в национальной вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, крестика, квадрата, восьмиугольника. Солнце, как и многие другие астрономические объекты, рукодельницы часто изображают с ногами. Это связано с тем, что древние чуваши обожествляли его и относили к живым существам.
Герб и флаг Чувашии
К знаку солнца в народе особое отношение по сей день. Об этом свидетельствуют наличие 3-х восьмиконечных звезд на государственных символах Чувашской Республики: гербе и флаге. На них также условно изображены дуб (древо жизни), символизирующий наследие мудрости, а также побеги, олицетворяющие детство и юность.
Теперь, ребята, послушайте внимательно
Следующую загадку:
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий!
Дети: Небо!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор небо на салфетке.
Дети находят узор
Ведущая: Слушаем еще одну загадку.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели
Дети: Дерево!
Ведущая: Это, символ дерева.
Показ 2-ой иллюстрации
Ведущая: Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель.
А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры?
Дети: С иголкой и ниткой.
Ведущая: Да, с помощью иголки и ниточки.
Сейчас я вам предлагаю немного повышивать.
Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими.
Выходите ко мне сюда.
Мы поиграем в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка».
Игра «Иголочка и узелок».
Ведущая: Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.
Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком.
Дети: Собака!
(показ 3-ей иллюстрации).
Ведущая: Да, это символ чувашского узора – собака.
Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали,
Потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы,
Отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.
Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы
Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных.
Похожи эти чувашские узоры на животных?
Чем похожи узоры на животных?
Ведущая: Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:
В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый …
Дети: Дом!
показ 4-ой иллюстрации
Ведущая: Это символ дома, уюта. Дома раньше были небольшие.
В одном из углов избы устраивали печь.
В избе было одно или два маленьких окошка.
Каждый живущий в доме занимался своим делом.
Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов,
Выдавливали из дерева ковши и ложки.
Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли,
На которой жили.
Ведущая: Итак, последняя загадка
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая?
Дети: Вода!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор воды на нашей выставке.
Дети находят узор
Ведущая: Чувашские мастерицы даже во время вышивания пели песни,
Водили хороводы. Давайте и мы споем песню.
Песня «Улми лайах-и, сеськи лайах–и»
Ведущая: А теперь мы рассмотрим экспонаты поближе.
Подойдите ко мне.
Ведущая: Обратите внимание на портрет – это Екатерина Иосифовна Ефремова, советская художница по вышивке, внесшая огромный вклад в развитие народного искусства на профессиональной основе и сохранившая традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.
Два года назад 26 ноября в честь дня рождения этой выдающейся вышивальщицы
Главой Чувашской Республики был подписан указ об учреждении Дня чувашской вышивки.
Посмотрите на карту России, эта карта вышита.
Суть проекта заключается в том, что лучшие мастерицы из каждого региона России вышили фрагмент территории своего субъекта, после чего все фрагменты были собраны в единое полотно. В результате получилась карта, отображающая удивительное многообразие России, ее многонациональность и мощь.
Давайте найдем на этой карте нашу чувашскую республику.
А теперь мы поиграем и соберем карту Чувашской Республики
Игра «Собери карту»
Ведущая: А теперь мы вновь возвращаемся к нашей выставке.
Рассматривают игольницы, салфетки полотенца, головные уборы и т. д.
Ведущая: Посмотрите какая красота. Какие прекрасные вещи.
И каждая из них уникальна и неповторима.
Но чувашия славится не только вышивкой, но и красивой музыкой.
Ребята, давайте возьмем музыкальные инструменты
И исполним чувашскую народную мелодию.
Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую мелодию «Кай, кай, Ивана»
Ведущая: Молодцы, ребята, вы настоящие музыканты.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Дети: На выставке.
Ведущая: Чем славится Чувашия?
Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?
Где еще можно увидеть чувашские узоры?
Какие цвета использовались при вышивании?
Что обозначали (символизировали) эти цвета?
В какую чувашскую игру мы поиграли?
А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую,
Где вы будете делать обереги.
В Чувашии издавна люди изготавливали обереги.
Оберег служил не просто украшением,
Но и служил защитой от злых духов, оберегал от зла.
Люди никогда не делали обереги самим себе,
А дарили близким людям, родственникам, друзьям.
Сейчас мы будем делать обереги для наших гостей.
Приглашаем вас и всех гостей за столы.
«Мастер-класс по изготовлению оберега «Сила рода»»
Ведущая: Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы.
Ваши узоры получились яркие и очень красивые.
А наше занятие я хочу закончить стихотворением Порфирия Афанасьева:
- Сияют радужно веками
Узор чувашский и наряд,
Неугасимыми лучами
На всю вселенную горят.
Дети под чувашскую мелодию покидают зал.
«Загадочный мир чувашских узоров»-2022год
Для подготовительной группы
Форма проведения: - игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей:
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Цель: Обобщение опыта работы по приобщению детей к национальной культуре,
Обычаям и традициям чувашского народа,
К его духовно-нравственным ценностям.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой.
2. Расширить представления детей об особенностях культуры,
быта чувашского народа.
3. Развивать познавательные умения, выделять общие
и существенные значения чувашских узоров.
Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность.
2. Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров,
прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Словарная работа: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет,
хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек.
Звучит чувашская песня«Шанкарч шыв юхать»,
дети заходят в зал, встают полукругом.
Ведущая: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
Давайте с ними поздороваемся на чувашском языке.
Дети: Ыра кун.
Ведущая: У нас сегодня необычный день.
Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
Но для начала я хочу спросить
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов, у которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Ребята, о каком народе говорится в стихотворении?
Дети: О чувашском народе.
Ведущая: Правильно, о чувашском народе.
Наша родина – наша республика – Чувашия.
А чем же славится Чувашия?
Дети: Песнями, танцами, гостеприимством, вышивкой!
Ведущая: А что такое вышивка?
Дети: Это красивые узоры.
Ведущая: Чувашская вышивка сегодня — узнаваемый мировой бренд.
Это национальное достояние и гордость чувашского народа.
Я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки,
В мир чувашских узоров.
Дети под музыку садятся на стульчики
Ведущая: Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой.
Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец!
Есть и платья и рубашки.
Есть рисунки с чувашскими узорами.
Какие они яркие! Как будто солнышко заглянуло в дом!
Вышивкой украшают многие предметы
Одежды и быта чувашей: занавески, салфетки,
Постельные принадлежности, ковры, шторы.
Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный
Костюм - мужской, женский, детский.
Посмотрите, платье, по чувашски …
Дети: Кепе
Ведущая: Женские платья отличались богатой вышивкой в нагрудной части.
Подол, по сравнению с другими частями платья, вышивался более скромно.
Набедренное украшение, по чувашски – яркач.
А такие платья из домотканого белого холста носили раньше,
Оно тоже богато украшено вышивкой.
А поверх платья мы видим что?
Дети: Фартук.
Ведущая: А по чувашски?
Дети: Саппун!
Ведущая: А это мужской костюм.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда.
Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся
шупар – халат из домотканого холста.
Раньше его носили в основном пожилые мужчины. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры – они были крупными, выразительными.
И вся одежда вышита чувашскими узорами.
Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи девушек, женщин. В старину девушек, которые не умели вышивать, не брали замуж, так как узоры служили оберегом и защищали от злых духов. Посмотрите на рукава платья, эти узоры сохраняли силу и мастерство рук. А узоры на вырезе защищали легкие и сердце. Женщины вышивали не только для себя, они вышивали для своих детей и мужей, защищая их от злых сил.
Ведущая: Все, что вы видите, это вышито руками.
Вышивку чаще выполняли на белом фоне.
Узоры вышивали нитками красного, желтого,
Реже зеленого, синего, черного цвета.
Давайте вспомним цвета на чувашском языке.
Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.
Игра «Угадай цвет»
Красный – херле,
желтый – сара,
зеленый – симес,
синий – кавак,
белый – шура,
черный – хура.
Ведущая: Молодцы, ребята. Все правильно.
Как вы думаете, ребята, что же обозначал красный цвет?
Дети: Цвет жизни, любви и храбрости.
Ведущая: Да, различные оттенки красного, от бордового до розового,
Отображали чувства, в том числе любовь и отвагу.
В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого,
Синего, желтого.
Только черным цветом, цветом земледелия, добра, окаймлялся узор вышивки.
- Желтый цвет - символ любви, ассоциируется с золотом,
Означает цвет солнца, радости, счастья.
- Зеленый - Цвет травы и листьев, цветущей земли,
Ассоциируется с началом пробуждения природы,
Приходом тепла, изобилия молочных продуктов.
Это символ Земли, символ вечной жизни.
- Синий цвет - символ постоянства, цвет волшебства.
Как вы думаете, с чем ассоциируется синий цвет?
Дети: С небом.
Ведущая: Правильно, синий цвет ассоциируется с небом и водной синью.
Молодцы. Матур
Ведущая: Давайте рассмотрим чувашские узоры.
А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
Ведущая: Слушайте первую загадку:
- Золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается
Дети: Солнышко!
показ 1-ой иллюстрации
Ведущая: Да, это символ солнца, дающего тепло.
Чуваши воспевали солнце.
Любили солнце и изображали его по-разному
Показ вариантов узоров солнца.
А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца?
Дети: На флаге и гербе Чувашской Республики.
Ведущая: Правильно.
Солнце — ведущий символ в национальной вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, крестика, квадрата, восьмиугольника. Солнце, как и многие другие астрономические объекты, рукодельницы часто изображают с ногами. Это связано с тем, что древние чуваши обожествляли его и относили к живым существам.
Герб и флаг Чувашии
К знаку солнца в народе особое отношение по сей день. Об этом свидетельствуют наличие 3-х восьмиконечных звезд на государственных символах Чувашской Республики: гербе и флаге. На них также условно изображены дуб (древо жизни), символизирующий наследие мудрости, а также побеги, олицетворяющие детство и юность.
Теперь, ребята, послушайте внимательно
Следующую загадку:
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий!
Дети: Небо!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор небо на салфетке.
Дети находят узор
Ведущая: Слушаем еще одну загадку.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели
Дети: Дерево!
Ведущая: Это, символ дерева.
Показ 2-ой иллюстрации
Ведущая: Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель.
А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры?
Дети: С иголкой и ниткой.
Ведущая: Да, с помощью иголки и ниточки.
Сейчас я вам предлагаю немного повышивать.
Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими.
Выходите ко мне сюда.
Мы поиграем в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка».
Игра «Иголочка и узелок».
Ведущая: Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.
Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком.
Дети: Собака!
(показ 3-ей иллюстрации).
Ведущая: Да, это символ чувашского узора – собака.
Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали,
Потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы,
Отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.
Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы
Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных.
Похожи эти чувашские узоры на животных?
Чем похожи узоры на животных?
Ведущая: Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:
В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый …
Дети: Дом!
показ 4-ой иллюстрации
Ведущая: Это символ дома, уюта. Дома раньше были небольшие.
В одном из углов избы устраивали печь.
В избе было одно или два маленьких окошка.
Каждый живущий в доме занимался своим делом.
Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов,
Выдавливали из дерева ковши и ложки.
Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли,
На которой жили.
Ведущая: Итак, последняя загадка
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая?
Дети: Вода!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор воды на нашей выставке.
Дети находят узор
Ведущая: Чувашские мастерицы даже во время вышивания пели песни,
Водили хороводы. Давайте и мы споем песню.
Песня «Улми лайах-и, сеськи лайах–и»
Ведущая: А теперь мы рассмотрим экспонаты поближе.
Подойдите ко мне.
Ведущая: Обратите внимание на портрет – это Екатерина Иосифовна Ефремова, советская художница по вышивке, внесшая огромный вклад в развитие народного искусства на профессиональной основе и сохранившая традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.
Два года назад 26 ноября в честь дня рождения этой выдающейся вышивальщицы
Главой Чувашской Республики был подписан указ об учреждении Дня чувашской вышивки.
Посмотрите на карту России, эта карта вышита.
Суть проекта заключается в том, что лучшие мастерицы из каждого региона России вышили фрагмент территории своего субъекта, после чего все фрагменты были собраны в единое полотно. В результате получилась карта, отображающая удивительное многообразие России, ее многонациональность и мощь.
Давайте найдем на этой карте нашу чувашскую республику.
А теперь мы поиграем и соберем карту Чувашской Республики
Игра «Собери карту»
Ведущая: А теперь мы вновь возвращаемся к нашей выставке.
Рассматривают игольницы, салфетки полотенца, головные уборы и т. д.
Ведущая: Посмотрите какая красота. Какие прекрасные вещи.
И каждая из них уникальна и неповторима.
Но чувашия славится не только вышивкой, но и красивой музыкой.
Ребята, давайте возьмем музыкальные инструменты
И исполним чувашскую народную мелодию.
Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую мелодию «Кай, кай, Ивана»
Ведущая: Молодцы, ребята, вы настоящие музыканты.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Дети: На выставке.
Ведущая: Чем славится Чувашия?
Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?
Где еще можно увидеть чувашские узоры?
Какие цвета использовались при вышивании?
Что обозначали (символизировали) эти цвета?
В какую чувашскую игру мы поиграли?
А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую,
Где вы будете делать обереги.
В Чувашии издавна люди изготавливали обереги.
Оберег служил не просто украшением,
Но и служил защитой от злых духов, оберегал от зла.
Люди никогда не делали обереги самим себе,
А дарили близким людям, родственникам, друзьям.
Сейчас мы будем делать обереги для наших гостей.
Приглашаем вас и всех гостей за столы.
«Мастер-класс по изготовлению оберега «Сила рода»»
Ведущая: Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы.
Ваши узоры получились яркие и очень красивые.
А наше занятие я хочу закончить стихотворением Порфирия Афанасьева:
- Сияют радужно веками
Узор чувашский и наряд,
Неугасимыми лучами
На всю вселенную горят.
Дети под чувашскую мелодию покидают зал.
Сценарий праздника в подготовительной к школе группе, посвященный дню чувашской вышивке "В стране чувашских узоров".
Праздник установлен в честь Екатерины Иосифовны Ефремовой, советской художнице по вышивке, внесшей огромный вклад в развитие народного искусства на профессиональной основе и сохранившей традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.
26 ноября в честь дня рождения этой выдающейся вышивальщицы
Главой Чувашской Республики был подписан указ об учреждении Дня чувашской вышивки.
«Загадочный мир чувашских узоров»-2022год
Для подготовительной группы
Форма проведения: - игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей:
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Цель: Обобщение опыта работы по приобщению детей к национальной культуре,
Обычаям и традициям чувашского народа,
К его духовно-нравственным ценностям.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой.
2. Расширить представления детей об особенностях культуры,
быта чувашского народа.
3. Развивать познавательные умения, выделять общие
и существенные значения чувашских узоров.
Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность.
2. Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров,
прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Словарная работа: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет,
хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек.
Звучит чувашская песня«Шанкарч шыв юхать»,
дети заходят в зал, встают полукругом.
Ведущая: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
Давайте с ними поздороваемся на чувашском языке.
Дети: Ыра кун.
Ведущая: У нас сегодня необычный день.
Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
Но для начала я хочу спросить
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов, у которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Ребята, о каком народе говорится в стихотворении?
Дети: О чувашском народе.
Ведущая: Правильно, о чувашском народе.
Наша родина – наша республика – Чувашия.
А чем же славится Чувашия?
Дети: Песнями, танцами, гостеприимством, вышивкой!
Ведущая: А что такое вышивка?
Дети: Это красивые узоры.
Ведущая: Чувашская вышивка сегодня — узнаваемый мировой бренд.
Это национальное достояние и гордость чувашского народа.
Я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки,
В мир чувашских узоров.
Дети под музыку садятся на стульчики
Ведущая: Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой.
Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец!
Есть и платья и рубашки.
Есть рисунки с чувашскими узорами.
Какие они яркие! Как будто солнышко заглянуло в дом!
Вышивкой украшают многие предметы
Одежды и быта чувашей: занавески, салфетки,
Постельные принадлежности, ковры, шторы.
Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный
Костюм - мужской, женский, детский.
Посмотрите, платье, по чувашски …
Дети: Кепе
Ведущая: Женские платья отличались богатой вышивкой в нагрудной части.
Подол, по сравнению с другими частями платья, вышивался более скромно.
Набедренное украшение, по чувашски – яркач.
А такие платья из домотканого белого холста носили раньше,
Оно тоже богато украшено вышивкой.
А поверх платья мы видим что?
Дети: Фартук.
Ведущая: А по чувашски?
Дети: Саппун!
Ведущая: А это мужской костюм.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда.
Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся
шупар – халат из домотканого холста.
Раньше его носили в основном пожилые мужчины. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры – они были крупными, выразительными.
И вся одежда вышита чувашскими узорами.
Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи девушек, женщин. В старину девушек, которые не умели вышивать, не брали замуж, так как узоры служили оберегом и защищали от злых духов. Посмотрите на рукава платья, эти узоры сохраняли силу и мастерство рук. А узоры на вырезе защищали легкие и сердце. Женщины вышивали не только для себя, они вышивали для своих детей и мужей, защищая их от злых сил.
Ведущая: Все, что вы видите, это вышито руками.
Вышивку чаще выполняли на белом фоне.
Узоры вышивали нитками красного, желтого,
Реже зеленого, синего, черного цвета.
Давайте вспомним цвета на чувашском языке.
Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.
Игра «Угадай цвет»
Красный – херле,
желтый – сара,
зеленый – симес,
синий – кавак,
белый – шура,
черный – хура.
Ведущая: Молодцы, ребята. Все правильно.
Как вы думаете, ребята, что же обозначал красный цвет?
Дети: Цвет жизни, любви и храбрости.
Ведущая: Да, различные оттенки красного, от бордового до розового,
Отображали чувства, в том числе любовь и отвагу.
В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого,
Синего, желтого.
Только черным цветом, цветом земледелия, добра, окаймлялся узор вышивки.
- Желтый цвет - символ любви, ассоциируется с золотом,
Означает цвет солнца, радости, счастья.
- Зеленый - Цвет травы и листьев, цветущей земли,
Ассоциируется с началом пробуждения природы,
Приходом тепла, изобилия молочных продуктов.
Это символ Земли, символ вечной жизни.
- Синий цвет - символ постоянства, цвет волшебства.
Как вы думаете, с чем ассоциируется синий цвет?
Дети: С небом.
Ведущая: Правильно, синий цвет ассоциируется с небом и водной синью.
Молодцы. Матур
Ведущая: Давайте рассмотрим чувашские узоры.
А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
Ведущая: Слушайте первую загадку:
- Золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается
Дети: Солнышко!
показ 1-ой иллюстрации
Ведущая: Да, это символ солнца, дающего тепло.
Чуваши воспевали солнце.
Любили солнце и изображали его по-разному
Показ вариантов узоров солнца.
А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца?
Дети: На флаге и гербе Чувашской Республики.
Ведущая: Правильно.
Солнце — ведущий символ в национальной вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, крестика, квадрата, восьмиугольника. Солнце, как и многие другие астрономические объекты, рукодельницы часто изображают с ногами. Это связано с тем, что древние чуваши обожествляли его и относили к живым существам.
Герб и флаг Чувашии
К знаку солнца в народе особое отношение по сей день. Об этом свидетельствуют наличие 3-х восьмиконечных звезд на государственных символах Чувашской Республики: гербе и флаге. На них также условно изображены дуб (древо жизни), символизирующий наследие мудрости, а также побеги, олицетворяющие детство и юность.
Теперь, ребята, послушайте внимательно
Следующую загадку:
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий!
Дети: Небо!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор небо на салфетке.
Дети находят узор
Ведущая: Слушаем еще одну загадку.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели
Дети: Дерево!
Ведущая: Это, символ дерева.
Показ 2-ой иллюстрации
Ведущая: Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель.
А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры?
Дети: С иголкой и ниткой.
Ведущая: Да, с помощью иголки и ниточки.
Сейчас я вам предлагаю немного повышивать.
Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими.
Выходите ко мне сюда.
Мы поиграем в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка».
Игра «Иголочка и узелок».
Ведущая: Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.
Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком.
Дети: Собака!
(показ 3-ей иллюстрации).
Ведущая: Да, это символ чувашского узора – собака.
Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали,
Потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы,
Отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.
Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы
Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных.
Похожи эти чувашские узоры на животных?
Чем похожи узоры на животных?
Ведущая: Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:
В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый …
Дети: Дом!
показ 4-ой иллюстрации
Ведущая: Это символ дома, уюта. Дома раньше были небольшие.
В одном из углов избы устраивали печь.
В избе было одно или два маленьких окошка.
Каждый живущий в доме занимался своим делом.
Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов,
Выдавливали из дерева ковши и ложки.
Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли,
На которой жили.
Ведущая: Итак, последняя загадка
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая?
Дети: Вода!
Ведущая: Давайте попробуем найти узор воды на нашей выставке.
Дети находят узор
Ведущая: Чувашские мастерицы даже во время вышивания пели песни,
Водили хороводы. Давайте и мы споем песню.
Песня «Улми лайах-и, сеськи лайах–и»
Ведущая: А теперь мы рассмотрим экспонаты поближе.
Подойдите ко мне.
Ведущая: Обратите внимание на портрет – это Екатерина Иосифовна Ефремова, советская художница по вышивке, внесшая огромный вклад в развитие народного искусства на профессиональной основе и сохранившая традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.
Два года назад 26 ноября в честь дня рождения этой выдающейся вышивальщицы
Главой Чувашской Республики был подписан указ об учреждении Дня чувашской вышивки.
Посмотрите на карту России, эта карта вышита.
Суть проекта заключается в том, что лучшие мастерицы из каждого региона России вышили фрагмент территории своего субъекта, после чего все фрагменты были собраны в единое полотно. В результате получилась карта, отображающая удивительное многообразие России, ее многонациональность и мощь.
Давайте найдем на этой карте нашу чувашскую республику.
А теперь мы поиграем и соберем карту Чувашской Республики
Игра «Собери карту»
Ведущая: А теперь мы вновь возвращаемся к нашей выставке.
Рассматривают игольницы, салфетки полотенца, головные уборы и т. д.
Ведущая: Посмотрите какая красота. Какие прекрасные вещи.
И каждая из них уникальна и неповторима.
Но чувашия славится не только вышивкой, но и красивой музыкой.
Ребята, давайте возьмем музыкальные инструменты
И исполним чувашскую народную мелодию.
Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую мелодию «Кай, кай, Ивана»
Ведущая: Молодцы, ребята, вы настоящие музыканты.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Дети: На выставке.
Ведущая: Чем славится Чувашия?
Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?
Где еще можно увидеть чувашские узоры?
Какие цвета использовались при вышивании?
Что обозначали (символизировали) эти цвета?
В какую чувашскую игру мы поиграли?
А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую,
Где вы будете делать обереги.
В Чувашии издавна люди изготавливали обереги.
Оберег служил не просто украшением,
Но и служил защитой от злых духов, оберегал от зла.
Люди никогда не делали обереги самим себе,
А дарили близким людям, родственникам, друзьям.
Сейчас мы будем делать обереги для наших гостей.
Приглашаем вас и всех гостей за столы.
«Мастер-класс по изготовлению оберега «Сила рода»»
Ведущая: Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы.
Ваши узоры получились яркие и очень красивые.
А наше занятие я хочу закончить стихотворением Порфирия Афанасьева:
- Сияют радужно веками
Узор чувашский и наряд,
Неугасимыми лучами
На всю вселенную горят.
Дети под чувашскую мелодию покидают зал.