«Деньги и их роль в экономике» | Михайлов Макар Евгеньевич. Работа №337688
«Деньги – самое ценное в мире сырье. Куда более ценное, чем нефть, газ, уран или высокие технологии: все это можно купить за деньги. А вот умение перерабатывать это сырье в финансовые услуги – великая и таинственная алхимия. Та алхимия, которая веками финансирует мировую цивилизацию и дает власть над миром». За всю историю человечество использовало разные виды платежных средств. Самыми простыми из них были продукты, которые владельцы обменивали на другие блага. Возникновение понятия товарных денег связано с этим моментом развития экономической системы.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
№6 Центрального района Волгограда»
Индивидуальный проект
по Обществознанию:
Тема проекта: «Деньги и их роль в экономике»
Выполнил:
Михайлов Макар Евгеньевич
учащийся 11 «А» класса:
МОУ СШ №6
Волгоград 2024г.
Оглавление
ГЛАВА 1 «Эволюция денег» 6
1.1 Понятие «деньги» 6
1.2 Денежная реформа 8
1.3 Мера стоимости 9
1.4 Средство обращения 10
1.5 Средство платежа 11
1.6 Деньги как сохранение ценности 12
1.7 Мировые деньги 13
ГЛАВА 2 «Практическая часть» 14
2.1 Анкетирование 14
2.2 Анализ анкетирования 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложения 18
Введение
«Деньги – самое ценное в мире сырье. Куда более ценное, чем нефть, газ, уран или высокие технологии: все это можно купить за деньги. А вот умение перерабатывать это сырье в финансовые услуги – великая и таинственная алхимия. Та алхимия, которая веками финансирует мировую цивилизацию и дает власть над миром». За всю историю человечество использовало разные виды платежных средств. Самыми простыми из них были продукты, которые владельцы обменивали на другие блага. Возникновение понятия товарных денег связано с этим моментом развития экономической системы.
Сущность денег характеризуется их участием в:
- осуществлении различных видов общественных отношений; сущность денег не может быть неизменной: она должна отражать развитие экономических отношений в обществе и изменения самих денег.
- распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег обусловлены разными социально-экономическими причинами.
- определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая определяется совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда и вновь созданной живым трудом стоимости.
Ежедневно каждый из нас сталкивается с использованием денег, мы оплачиваем покупки в магазинах, заказываем товары с интернет-сайтов, пользуемся различными услугами, за которые также платим деньги, но задумывались ли вы о том, какое значение имеют деньги?
В живой природе нет никаких аналогов величайшему изобретению человеческой мысли – деньгам. По сей день вся экономическая структура держится именно на существовании денег. Стабильность экономической системы во многом зависит от функционирования денежной системы.
На мой взгляд данная тема очень актуальна, ведь деньги служат мерой стоимости и без них вся экономическая наука была бы невозможна.
Проблемный вопрос: действительно ли деньги обладают такой огромной важностью для экономики, или экономика возможна без денег?
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить роль денег в экономике.
Объектом моего исследования являются деньги.
Предметом исследования являются свойства денег.
Основываясь на актуальности исследования, я выдвинул гипотезу о том, что деньги необходимы для существования экономической системы страны, без них не станет экономики.
Для достижения цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «деньги», изучить основные функции денег в экономической системе.
2. Понять, где и когда появились первые деньги;
3. Сформировать представление о том, какие бывают виды и формы денег;
4. Провести анкетирование среди учеников;
5. На основе полученной информации, сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, интернет-источников и СМИ, анкетирование, наблюдение.
В работе над проектом были использованы в основном статьи различных интернет-сайтов, а также энциклопедии и работы культурологической направленности.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что материалы и результаты могут быть использованы как учащимися для расширения своих знаний в области предмета, в рамках темы исследования так и учителями на уроках, на элективных курсах, факультативах, при подготовке к ЕГЭ, а также на внеклассных мероприятиях.
ГЛАВА 1 «Эволюция денег»
1.1 Понятие «деньги»
Мы ежедневно сталкиваемся с использованием денег, в двадцать первом веке людям трудно даже представить, как можно прожить без использования денег хотя бы сутки. Затраты повсеместны: транспорт, продукты питания, одежда, досуг и много всего. Мы тратим деньги, не задумываясь о том, что они из себя представляют и какую роль, главным образом, играют в огромной экономической системе.
Чтобы дать точное определение понятию «деньги», я решил обратиться к источникам и вот, что у меня получилось:
Деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Всеобщий эквивалент, служащий мерой цен и способный непосредственно легко обмениваться на предлагаемые товары или услуги. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам.
Суть денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и неотъемлемой частью экономической деятельности общества, взаимоотношений между различными участниками и связей в процессе воспроизводства.
Сущность денег характеризуется их участием:
- реализация различных видов общественных отношений;
- распределение валового национального продукта (ВНП), при приобретении недвижимости, земли.
- определяющие цены, которые выражают стоимость товара.
В современных условиях наличные и безналичные деньги не имеют собственной стоимости, но их можно использовать в качестве биржевой стоимости. Это свидетельствует о том, что деньги все больше отличаются от товаров и стали самостоятельной экономической категорией, сохраняя при этом некоторые свойства, делающие их похожими на товары.
До появления денег существовал бартер (натуральный обмен товара на товар). Он ограничивал товарообмен, потому что для бартера нужно, чтобы обе стороны сделки имели необходимый друг для друга товар. Поэтому возникла потребность в выделении из всех товаров некоего эквивалента, который мог бы использоваться в обмене на любой товар. Поначалу таким эквивалентом были шкуры животных, соль, зерно, а затем драгоценные металлы.
Прогресс общества не стоит на месте. Одна эра сменяется другой, а в экономические системы периодически внедряют новые платежные средства. Если спросить в банке о том, какие виды денег существуют в наше время, то специалист обязательно сообщит о металлических, бумажных и кредитных платежных средствах. Они различаются не только формой производства, но и концентрацией стоимости.
1.2 Денежная реформа
Деньги считаются важной частью нашей повседневной жизни. Современному человеку трудно представить функционирование рыночной экономики без использования денег. Однако их появление связано с историческим развитием общества и считается значительным шагом вперед в сфере обмена. Денежные единицы всегда привлекали внимание человеческого сознания.
Существуют две основные теории происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая концепция говорит о том, что деньги появились как результат рационального соглашения между людьми, чтобы улучшить сферу товарного обращения. Эволюционная теория, напротив, подчеркивает объективную природу появления денег. Они выделились из общей массы товаров как наиболее удобный предмет для выполнения функции денежного товара.
На сегодняшний день вопрос происхождения денег остается открытым. С одной стороны, эволюционная теория находит подтверждение в истории, с другой — существование современных бумажных и кредитных денег, не имеющих реальной стоимости, поддерживает субъективный подход к объяснению их происхождения на основе общественного договора.
Важным событием в изучении природы денег стало установление их товарного происхождения. От прошлого к настоящему развивался обмен, изменялись формы стоимости — от простой до денежной формы, когда деньги получили роль всеобщего эквивалента. В результате этого развития появились различные виды денег: металлические, бумажные, кредитные и электронные.
Бумажные деньги возникли как заменители металлических монет, а кредитные деньги прошли эволюцию от векселей до электронных средств платежа. Каждый вид денег соответствует определенному этапу и развитию обмена в обществе.
1.3 Мера стоимости
Из многочисленных функций, которые деньги выполняют в экономике, наиболее важной и сложной для понимания является их роль как меры стоимости. Эта функция дает возможность определять деньги как всеобщий эквивалент товаров, который позволяет измерять и сравнивать их стоимость. Со временем, когда золото и другие драгоценные металлы играли роль денег, данная функция не вызывала сомнений, поскольку металлические деньги имели внутреннюю стоимость, определяемую затратами на их производство. В настоящее время, когда золото более не используется напрямую в качестве средства обмена, а его место занимают кредитные деньги, возникают вопросы относительно сохранения функции меры стоимости. Тем не менее, большинство экономистов считает, что современные деньги продолжают выполнять эту функцию, представляя стоимость всех товаров на рынке и воплощая в себе общественно необходимый труд. Деньги, как идеальные деньги, могут быть использованы для измерения стоимости товаров, необходимости иметь их физическую форму для этого нет. Стоимость денег не может быть выражена в них самих, поэтому деньги не имеют цены, но обладают покупательной способностью, выражаемой в количестве товаров и услуг, которые можно купить на них. В целом, функция меры стоимости денег сохраняется, хотя форма денег и их роль в экономике могут меняться.
1.4 Средство обращения
Деньги как средство обращения обслуживают розничный товарооборот, сферу оказываемых платных услуг, а также служат средством для уплаты долгов. Эту функцию идеально выполняют наличные денежные знаки. В нашей стране ими являются российские рубли и дробные их части – копейки.
Даная функция денег понимается однозначно практически всеми экономическими школами. Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном и разнонаправленном движении экономических благ и денег. Эту функцию выполняют реальные деньги, но не обязательно полноценные.
Особенность функции денег как средства обращения заключается в том, что деньги постоянно находятся в сфере обращения в отличие от товаров, которые после их реализации покидают ее. Поэтому в процессе, в котором деньги переходят из одних рук в другие, достаточным является их символическое существование, т.е. использование золота становится необязательным условие и появляется возможность замены его знаками (бумажными и кредитными деньгами.
Деньги в функции средства обращения можно представить как деньги в цепочке Т-Д-Т (товар-деньги-товар). Цепочка сделок может продолжаться достаточно долго. При этом деньги, меняясь на товары, обеспечивают их обращение, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. И наоборот, отсутствие денег или их «выпадение» из данной цепочки прерывают нормальный процесс обращения товаров.
1.5 Средство платежа
Появление функции денег как средства платежа связано с более высоким уровнем развития товарного производства, когда сделки купли-продажи происходят в разное время и месте. Несоответствие времени движения денег и товаров обусловлено в основном появлением товарного кредита, когда товар поставляется сначала, а оплата происходит позже. Также возможна ситуация с предоплатой и различными авансовыми платежами перед поставкой товара.
Деньги как средство платежа используются не только для торговли, но и для выполнения других денежных обязательств физических и юридических лиц. Это могут быть:
- выплата заработной платы, пенсий, стипендий и пособий;
- уплата налогов, сборов, обязательного страхования;
- предоставление и погашение кредитов и займов;
- оплата жилищно-коммунальных услуг;
- другие платежи, такие как пожертвования, субсидии, компенсации, штрафы.
В основном для средств платежа используются безналичные деньги. Конечно, наличные деньги важны в тех случаях, когда население участвует в денежных отношениях (например, при получении заработной платы или кредитов, уплате налогов). По мере расширения применения денег в качестве средства платежа, уменьшается их использование как средства обращения.
1.6 Деньги как средство накопления
Данная функция связана с тем, что деньги могут покидать сферу обращения на большее или меньшее время. Необходимость накопления денег населением и хозяйствующими субъектами обусловлена целым рядом объективных и субъективных причин: потребностью аккумуляции такого количества денег, которое нужно для покупки дорогих товаров (оборудования, недвижимости, транспортных средств и т.п.), осуществления крупных инвестиций (например, приобретения компании, строительства нового предприятия), защиты от рисков политического и экономического характера, проведения масштабных денежных интервенций на товарных и финансовых рынках с целью получения спекулятивной прибыли и т.п. В принципе любой актив можно использовать в качестве средства накопления. Однако преимущество денег в таком качестве перед другими активами заключается в том, что деньги являются активом высокой ликвидности. Они способны возвращаться в сферу товарного и денежного обращения без потерь или с минимальными потерями (впрочем, это справедливо для полноценных денег; для современных денег-знаков необходимо делать серьезные оговорки). Таким образом, деньги как средство накопления используются для сохранения покупательной способности и переноса ее в будущее. В условиях полноценных металлических денег функция накопления выступала как функция образования сокровищ — в виде монет, слитков из драгоценных металлов или даже ювелирных изделий, которые в любой момент можно было переплавить и обратить в монетарную форму. Во времена металлических денег функция образования сокровищ обеспечивала выполнение важной функции регулирования денежной массы в обращении: при уменьшении производства (спроса на деньги) излишнее количество монет уходило из обращения; при увеличении производства (спроса на деньги) происходило пополнение денежной массы в обращении за счет сокровищ.
1.7 Мировые деньги
Деньги по мере развития международной торговли и иных международных экономических, политических и культурных связей все в большей мере используются за пределами границ отдельных государств. Функция денег, выходящих за пределы национальных границ, является как бы продолжением тех функций, которые они выполняют внутри государства. В связи с этим далеко не все авторы считают оправданным выделение функции мировых денег как самостоятельной наряду с четырьмя перечисленными выше. Те же авторы, которые такое выделение делают, подчеркивают следующие свойства мировых денег:
- быть всеобщим покупательным средством;
- служить всеобщим платежным средством;
- выступать всеобщим воплощением общественного богатства.
В качестве покупательного средства мировые деньги используются для обеспечения международной торговли товарами и услугами; в качестве всеобщего платежного средства деньги используются в сфере международного кредита и дли выравнивания платежного баланса; при создании и пополнении золотовалютных резервов страны деньги используются в качестве средства всеобщей материализации общественного богатства (в частности, в статистике национального богатства международные резервы рассматриваются как его составная часть). Важно подчеркнуть, что для успешного развития международной торговли деньги должны выступать интернациональным эталоном стоимости и участвовать в формировании мировых цен.
ГЛАВА 2 «Практическая часть»
2.1 Анкетирование
Я решил провести анкетирование с помощью анонимной электронной анкеты «Google forms».
Анкета состоит из 6 вопросов, касающихся темы проекта. Вопросы были сформулированы так, чтобы школьники отвечали честно. Я попросил подростков быть откровенными, ведь результаты не попадут к третьим лицам, они нужны только для написания проекта, поэтому я получил достаточно достоверные ответы. (См. приложения с.18)
В опросе приняли участие обучающиеся 7-11 классов в возрасте от 14 до 18 лет. Количество респондентов – 100 человек.
Анализ результатов поможет мне сделать целостный вывод о проценте ребят, заинтересованных в данной теме, а также тех, кто хотел бы узнать больше.
2.2 Анализ анкетирования
Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы. Итак, в результате опроса школьников можно отметить следующее.
Результаты ответов на первый вопрос анкеты таковы, что практически все респонденты пользуются деньгами в жизни постоянно, кто-то каждый день тратит их, а кто-то раз в два дня.
Чаще опрощенные пользуются безналичным способом оплаты.
О том, какого влияние денег на экономическую систему знают не все, а лишь 17 человек из всех опрошенных.
Однако, ребята проявляют интерес к тому, чтобы узнать об этом больше, ведь за вариант ответа «Да» в четвертом вопросе анкеты, проголосовали 84 человека. Специально для них, нами был разработан информационный буклет по теме нашего проекта.
Ребята считают, что деньги являются необходимым звеном экономической системы, а также, что экономическая система не может существовать без денег, я с ними полностью согласен!
Необходимо учесть, что эти данные характерны для конкретных возрастных групп школьников. Возможно, при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.
Заключение
Таким образом, подводя итоги моему исследованию, можно сделать вывод о том, что моя гипотеза о важности денег подтвердилась, без денег не было бы экономики, ведь они являются ее ключевым звеном.
Поставленная цель и задачи исследования были мной успешно выполнены.
Деньги выступают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег - их высокая ликвидность возможность использования в качестве средства платежа, способность сохранять свою номинальную стоимость неизменной.
Некоторые активы, такие как акции, облигации, в меньшей степени ликвидны, их нельзя использовать непосредственно в качестве средств оплаты.
Проведение соответствующей денежной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что в наше настоящее время она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.
Список использованных источников:
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник /Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.:Проспект, 2004, с.133.
Деньги. Кредит. Банки Учебник
/ под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2002.
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник /Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.:Проспект, 2004, с.133.
Козырев В.Ш. “Основы современной экономики”, М., 2000 г. С. 4
Козырев В.М. Основы
современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 5
[Электронный ресурс] // Что такое деньги – режим доступа:
https://www.banki.ru/wikibank/dengi_wiki/
[Электронный ресурс] //
Функции денег – режим доступа:
https://vashifinancy.ru/finansy-na-kazhdyy-den/vvodnyy-kurs/tri-glavnye-funktsii-deneg/
[Электронный ресурс] // Виды
денег – режим доступа:
https://docs.google.com/document/preview?hgd=1&id=1BdPt4kjGo2MVHVMU0ijri1fFEcfoMiaM9rZHu5VNdJs
[Электронный ресурс] // День
ги и денежная политика – режим доступа:
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/dengi-i-denezhnaya-politika