Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам? | Валентина Олеговна Шошина. Работа №342195

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье "Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?" рассматривается явление деструктивности поведения подростков, формы его проявления,  причины возникновения деструкции и психологические последствия данного поведентя  для личности подростка. В статье  приведены рекомендации по профилактике деструктивного поведения подростков в образовательном учреждении, а так же уделено большой место рекомендациям для родителей по вопросу налаживания взаимодействия  с подростками и профилактики деструктивных рисков.

 

Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?

 

Проблематика различных вариаций деструктивного поведения была актуальна во все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Термин «деструктивное поведение» чаще применяется по отношению к детям и подросткам, но оно свойственно всем людям независимо от возраста. В переводе с латинского языка деструкция означает «разрушение». Рассматривая явления деструктивного поведения можно сказать, что это и модель поведения, и проявление внутренней деятельности человека, когда действенным или вербальным способом нарушаются общепринятые нормы и правила. Деструктивное поведение направлено как на разрушение материальных предметов и ценностей, так и на разрушение коммуникации между людьми, их взаимоотношений. А так же на разрушение собственного физического или эмоционального состояния.  Деструктивное поведение проявляется в:

деструктивном

изменении

характера;

формировании

неадекватной самооценки;

искажении

личностных мотивов и потребностей;

невозможности контролировать свое поведение;

нарушении

отношений с людьми.

Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и возникает в переломный момент жизни как защита и реакция на сложившиеся обстоятельства. Например, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д. Такое поведение считается отклонением с медицинской, психологической и социальной  точек зрения, и приводит к снижению качества жизни человека, когнитивным нарушениям восприятия происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до полной изоляции. Поступки деструктивного человека приводят окружающих в недоумение, но только мало кто задумывается о том, в чем же истинная причина таких разрушающих действий.

Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние. 

Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде чем понять, что делать и чем помочь, нужно выявить источник самой болезни, а их может быть несколько:

1. Биологические факторы: люди по своей природе могут быть склонны к деструкции: половая принадлежность, возраст, физическое и психическое здоровье, выносливость, физическое строение, свойства нервной системы и т.д.

2. Психологические факторы: деструктивное поведение формируется за счет влияния внешних раздражителей и внутренних психологических особенностей, которые определяют характер человека. Особенное влияние на развитие деструктивного поведения оказывает семья, ведь именно она прививает ребенку определенные нормы, правила и ценности.  Дети копируют поведение родителей, на них оказывают влияние все процессы, которые происходят внутри семьи. Речь идет не только о взаимоотношениях, но и социальном статусе, материальном положении, уровне образования и т.д.

Наиболее распространенные причины появления деструктивного поведения, связанные с семьей:

Проявление физического или психологического насилия;  

Детская травма: развод родителей, смерть.

Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.

Отсутствие одного из родителей.

Частая смена родителей.

Чрезмерная привязанность к ребенку.

Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.

3. Социальные факторы: к ним относятся влияние политики, СМИ, общественных традиций, характеристика групп, в которых находится человек (социальный статус, классовая принадлежность, круг общения и т.д.).

Ребенок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные проступки. Изначально он начинает испытывать боль, и если ее вовремя не заметить и не устранить причину такого состояния, это перерастет в более серьезные формы проявления злости.

Одной из причин деструктивного поведения детей является подавление их самостоятельности и инициативы. Таким образом, возникают конфликты, ведь дети не могут реализоваться, развить свою индивидуальность, и все из-за излишней авторитарности взрослых. Бывает, что родители вспоминают о своем чаде только тогда, когда возникает какая-то проблема. Получается, после решения вопроса весь воспитательный процесс заканчивается, ребенок снова становится брошенным. Как привлечь внимание взрослых? Как вариант – начать вести себя аморально.

Еще одна причина – монополизация детей школой. Ученики протестуют против высокой нагрузки и жестких требований неподобающим поведением, опозданиями, прогулами, несоответствующим внешним видом. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стресс. В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц.

По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:

Интраперсональное

:

 человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств

.

Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими

людьми

и склонен к излишней публичной

самокритике

. Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.

Интерперсональное

:

 деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою

самооценку.

Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.

Метаперсональное

:

 деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме

буллинга

  по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей.

Советский и российский психиатр, Цезарь Петрович Короленко разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное. Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.

Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения.

Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:

Суицидальный:

 человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.

Конформистский:

 деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.

Нарциссический

:

 человек не обладает

эмпатией

, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.

Фанатический

:

 здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.

Аутистический

:

 человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий.

Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивности и множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями, нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью. Чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.

Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.

В образовательной организации профилактические меры выглядят следующим образом:

контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками;

отслеживание успеваемости детей;

привлечение учащихся к общественным мероприятиям,  в спортивные секции и творческие кружки;

работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и т.д.

проведение коррекционных занятий с учениками.

Первостепенная задача – выявление предпосылки деструктивного поведения учеников, обращая внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и проведение с ними профилактических мероприятий. К нарушению дисциплины можно отнести не только опоздания, прогулы и неподобающий внешний вид, но и оскорбительное отношение к одноклассникам, ученикам, причинение ущерба материальным ценностям.

Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям подростков необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного». Чтобы избежать развития деструктивной модели поведения у ребенка родителям стоит:

Обращать

вн

имание на то, с кем общается

ребенок: 

кто входит в его компанию, с кем он общается асоциальных

группах

в Интернете. Дети и подростки легко поддаются

влиянию авторитетных личностей, а д

урной пример особенно заразителен для тех, кто в силу своего возраста стоит на пороге изменений и проходит через

психологическую перестройку.

 

Научить

ребенка основным правилам безопасности: 

так он поймет, что сам

ответственен

  за свою жизнь

.

Обрати

т

ь

внимание на свои отношения с ребенком:

 спросите себя, доверяет ли он вам? А вы ему? Чрезмерный контроль, авторитаризм или, наоборот, вседозволенность пагубно влияют на его психологическое состояние. Если вы проявляете жесткость, будьте готовы, что он ответит вам тем же или проявит агрессию по отношению к другим людям. Если вы мало интересуетесь жизнью своего чада, это может привести к развитию чувства

одиночества и брошенности. Необходимо найти

золотую середину.

Вовремя выяви

т

ь

кризисные состояния ребенка:

 если он напряжен, чем-то сильно расстроен, ведет себя импульсивно или, наоборот, изолировался от всех, необходимо понять причину такого состояния и устранить ее.

Помогичь

ребенку самоопределиться:

 дети должны быть заняты любимым делом. Какое хобби у вашего сына или дочери? Если его нет, предоставьте

возможность попробовать себя в разных направлениях, пусть ребенок выберет то, от чего будет получать удовольствие и положительную энергию. Поддержите его в начинаниях.

Обращать

внимание на самооценку:

 заниженная самооценка приводит к формированию ощущения никчемности. Чтобы справиться со своими переживаниями, ребенок начинает вести себя неподобающим образом.

Подава

т

ь

 

пример собственным поведением

дети подражают своим родителям. Не зря говорят, что, если что-то не устраивает в поведении ребенка, нужно обратить внимание на себя. Как вы ведете себя в обществе? Здоровые ли у вас отношения внутри семьи? Следите ли вы за своей речью?

Предоставить

возможность выбора:

 ребенок должен уметь принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу. Это воспитывает ответственность.

Прививать

любовь к развитию:

 дети должны быть замотивированы на учебу,

достижения целей

, т.к. это помогает избежать саморазрушения.

Поддерживать

в моменты неудачи:

 конечно, одни пятерки – это здорово, но и двойка не катастрофа. Ребенок должен понимать, что

ошибки

 

случаются со всеми и это совершенно нормально. Окажите ему помощь в моменты тревоги, переживаний – так он научится конструктивно смотреть на непростые периоды в жизни.

Обращать

внимание на резкую смену поведения:

 это может быть следствием внутренних переживаний, в

нешних проблем

ребенка

или показателем взросления. Если такие перемены связаны с переходным периодом

, то

просто

поддержите его. Он хочет быть более самостоятельным? Предоставьте такую возможность.

Может быть, это проявление психологической нестабильности, а может и реакция на скрываемые алкогольные и психотропные вещества.

Если ваш ребенок подвергся жесткому обращению или сам проявил его по отношению к другим, незамедлительно реагируйте на ситуацию

: так вы предотвратите развитие

стресса

/ последствий

и дадите понять, что любое проявление несоответствующего общественным

нормам поведения влечет за собой определенное наказание.

Привлекать

к совместному труду

: во-первых, это формирует чувство значимости, а во-вторых, ребенок направит свою энергию в нужное и полезное русло и будет понимать ценность труда.

Обсуждать

поступки

: если дитя уже проявило себя с плохой стороны, то нужно понять мотивы его поступков. Спросите, зачем ребенок это сделал? Чего хотел добиться? Так вы поймете, что его беспокоит, и сможете вместе решить проблему.

Избегать

ярких

конфликтов между взрослыми внутри семьи

: когда ругаются родители, ребенок ощущает себя бессильным и при этом испытывает одновременно

агрессию

и любовь по отношению к родным. Такая противоречивая энергия находит выход в деструктивных поступках.

По возможности давать

ребенку

полноценно отдыхать и удовлетворять свои базовые потребности

: если ребенок будет постоянно чувствовать усталость, это вызовет эмоциональное напряжение и скажется на психическом здоровье.

Идти

в ногу со временем:

 изучите новые молодежные направления, субкультуры, аббревиатуры и т.д. Так вы будете на одной волне со своим ребенком и сможете вовремя понять, что что-то пошло не так, например, если ребенок вступил в неблагоприятное общество/сообщество.

Рассказывать

о своем опыте:

 на своем примере вы можете показать, как выйти из трудной ситуации, как нужно общаться с людьми. Поделитесь опытом разочарования в отношениях, историями из детства, покажите, что все проходят через определенные жизненные этапы и ребенок в этом не одинок.

Формировать

ценности:

 ребенок должен понимать, что деструктивное поведение – это плохо. Правильное отношение к окружающим, себе,

здоровью и

труду должно быть привито с детства.

Если вы считаете, что не сможете решить ситуацию самостоятельно, обратитесь за помощью к профессионалам:

 родители могут чувствовать свою некомпетентность в отношении воспитания и психологической поддержки своих детей. Этого не нужно стыдиться, ведь все приходит с опытом или с помощью квалифицированных специалистов. И даже если вы не можете найти общий язык со своим чадом, решение есть.

Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина, которая и является спусковым крючком. Но что бы ни являлось причиной деструктивного поведения обучающегося в школе ребенка, нужно вовремя реагировать на тревожные сигналы, выявлять причины поведения и устранять их. Семья и школа должны работать над этим вопросом сообща, ведь часто то, что не доступно глазу родителей, может заметить учитель, и наоборот. Только при комплексном подходе к работе с детьми и подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка. Профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем оправляться от ее последствий.

 

Автор: Шошина Валентина, консультант Детского телефона доверия 8800-2000-122

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X