Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам? | Валентина Олеговна Шошина. Работа №342195
В статье "Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?" рассматривается явление деструктивности поведения подростков, формы его проявления, причины возникновения деструкции и психологические последствия данного поведентя для личности подростка. В статье приведены рекомендации по профилактике деструктивного поведения подростков в образовательном учреждении, а так же уделено большой место рекомендациям для родителей по вопросу налаживания взаимодействия с подростками и профилактики деструктивных рисков.
Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?
Проблематика различных вариаций деструктивного поведения была актуальна во все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Термин «деструктивное поведение» чаще применяется по отношению к детям и подросткам, но оно свойственно всем людям независимо от возраста. В переводе с латинского языка деструкция означает «разрушение». Рассматривая явления деструктивного поведения можно сказать, что это и модель поведения, и проявление внутренней деятельности человека, когда действенным или вербальным способом нарушаются общепринятые нормы и правила. Деструктивное поведение направлено как на разрушение материальных предметов и ценностей, так и на разрушение коммуникации между людьми, их взаимоотношений. А так же на разрушение собственного физического или эмоционального состояния. Деструктивное поведение проявляется в:
деструктивном
изменении
характера;
формировании
неадекватной самооценки;
искажении
личностных мотивов и потребностей;
невозможности контролировать свое поведение;
нарушении
отношений с людьми.
Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и возникает в переломный момент жизни как защита и реакция на сложившиеся обстоятельства. Например, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д. Такое поведение считается отклонением с медицинской, психологической и социальной точек зрения, и приводит к снижению качества жизни человека, когнитивным нарушениям восприятия происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до полной изоляции. Поступки деструктивного человека приводят окружающих в недоумение, но только мало кто задумывается о том, в чем же истинная причина таких разрушающих действий.
Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние.
Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде чем понять, что делать и чем помочь, нужно выявить источник самой болезни, а их может быть несколько:
1. Биологические факторы: люди по своей природе могут быть склонны к деструкции: половая принадлежность, возраст, физическое и психическое здоровье, выносливость, физическое строение, свойства нервной системы и т.д.
2. Психологические факторы: деструктивное поведение формируется за счет влияния внешних раздражителей и внутренних психологических особенностей, которые определяют характер человека. Особенное влияние на развитие деструктивного поведения оказывает семья, ведь именно она прививает ребенку определенные нормы, правила и ценности. Дети копируют поведение родителей, на них оказывают влияние все процессы, которые происходят внутри семьи. Речь идет не только о взаимоотношениях, но и социальном статусе, материальном положении, уровне образования и т.д.
Наиболее распространенные причины появления деструктивного поведения, связанные с семьей:
Проявление физического или психологического насилия;
Детская травма: развод родителей, смерть.
Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.
Отсутствие одного из родителей.
Частая смена родителей.
Чрезмерная привязанность к ребенку.
Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.
3. Социальные факторы: к ним относятся влияние политики, СМИ, общественных традиций, характеристика групп, в которых находится человек (социальный статус, классовая принадлежность, круг общения и т.д.).
Ребенок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные проступки. Изначально он начинает испытывать боль, и если ее вовремя не заметить и не устранить причину такого состояния, это перерастет в более серьезные формы проявления злости.
Одной из причин деструктивного поведения детей является подавление их самостоятельности и инициативы. Таким образом, возникают конфликты, ведь дети не могут реализоваться, развить свою индивидуальность, и все из-за излишней авторитарности взрослых. Бывает, что родители вспоминают о своем чаде только тогда, когда возникает какая-то проблема. Получается, после решения вопроса весь воспитательный процесс заканчивается, ребенок снова становится брошенным. Как привлечь внимание взрослых? Как вариант – начать вести себя аморально.
Еще одна причина – монополизация детей школой. Ученики протестуют против высокой нагрузки и жестких требований неподобающим поведением, опозданиями, прогулами, несоответствующим внешним видом. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стресс. В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц.
По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:
Интраперсональное
:
человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств
.
Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими
людьми
и склонен к излишней публичной
самокритике
. Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.
Интерперсональное
:
деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою
самооценку.
Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.
Метаперсональное
:
деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме
буллинга
по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей.
Советский и российский психиатр, Цезарь Петрович Короленко разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное. Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.
Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения.
Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:
Суицидальный:
человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.
Конформистский:
деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.
Нарциссический
:
человек не обладает
эмпатией
, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.
Фанатический
:
здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.
Аутистический
:
человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий.
Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивности и множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями, нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью. Чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.
Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.
В образовательной организации профилактические меры выглядят следующим образом:
контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками;
отслеживание успеваемости детей;
привлечение учащихся к общественным мероприятиям, в спортивные секции и творческие кружки;
работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и т.д.
проведение коррекционных занятий с учениками.
Первостепенная задача – выявление предпосылки деструктивного поведения учеников, обращая внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и проведение с ними профилактических мероприятий. К нарушению дисциплины можно отнести не только опоздания, прогулы и неподобающий внешний вид, но и оскорбительное отношение к одноклассникам, ученикам, причинение ущерба материальным ценностям.
Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям подростков необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного». Чтобы избежать развития деструктивной модели поведения у ребенка родителям стоит:
Обращать
вн
имание на то, с кем общается
ребенок:
кто входит в его компанию, с кем он общается асоциальных
группах
в Интернете. Дети и подростки легко поддаются
влиянию авторитетных личностей, а д
урной пример особенно заразителен для тех, кто в силу своего возраста стоит на пороге изменений и проходит через
психологическую перестройку.
Научить
ребенка основным правилам безопасности:
так он поймет, что сам
ответственен
за свою жизнь
.
Обрати
т
ь
внимание на свои отношения с ребенком:
спросите себя, доверяет ли он вам? А вы ему? Чрезмерный контроль, авторитаризм или, наоборот, вседозволенность пагубно влияют на его психологическое состояние. Если вы проявляете жесткость, будьте готовы, что он ответит вам тем же или проявит агрессию по отношению к другим людям. Если вы мало интересуетесь жизнью своего чада, это может привести к развитию чувства
одиночества и брошенности. Необходимо найти
золотую середину.
Вовремя выяви
т
ь
кризисные состояния ребенка:
если он напряжен, чем-то сильно расстроен, ведет себя импульсивно или, наоборот, изолировался от всех, необходимо понять причину такого состояния и устранить ее.
Помогичь
ребенку самоопределиться:
дети должны быть заняты любимым делом. Какое хобби у вашего сына или дочери? Если его нет, предоставьте
возможность попробовать себя в разных направлениях, пусть ребенок выберет то, от чего будет получать удовольствие и положительную энергию. Поддержите его в начинаниях.
Обращать
внимание на самооценку:
заниженная самооценка приводит к формированию ощущения никчемности. Чтобы справиться со своими переживаниями, ребенок начинает вести себя неподобающим образом.
Подава
т
ь
пример собственным поведением
:
дети подражают своим родителям. Не зря говорят, что, если что-то не устраивает в поведении ребенка, нужно обратить внимание на себя. Как вы ведете себя в обществе? Здоровые ли у вас отношения внутри семьи? Следите ли вы за своей речью?
Предоставить
возможность выбора:
ребенок должен уметь принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу. Это воспитывает ответственность.
Прививать
любовь к развитию:
дети должны быть замотивированы на учебу,
достижения целей
, т.к. это помогает избежать саморазрушения.
Поддерживать
в моменты неудачи:
конечно, одни пятерки – это здорово, но и двойка не катастрофа. Ребенок должен понимать, что
ошибки
случаются со всеми и это совершенно нормально. Окажите ему помощь в моменты тревоги, переживаний – так он научится конструктивно смотреть на непростые периоды в жизни.
Обращать
внимание на резкую смену поведения:
это может быть следствием внутренних переживаний, в
нешних проблем
ребенка
или показателем взросления. Если такие перемены связаны с переходным периодом
, то
просто
поддержите его. Он хочет быть более самостоятельным? Предоставьте такую возможность.
Может быть, это проявление психологической нестабильности, а может и реакция на скрываемые алкогольные и психотропные вещества.
Если ваш ребенок подвергся жесткому обращению или сам проявил его по отношению к другим, незамедлительно реагируйте на ситуацию
: так вы предотвратите развитие
стресса
/ последствий
и дадите понять, что любое проявление несоответствующего общественным
нормам поведения влечет за собой определенное наказание.
Привлекать
к совместному труду
: во-первых, это формирует чувство значимости, а во-вторых, ребенок направит свою энергию в нужное и полезное русло и будет понимать ценность труда.
Обсуждать
поступки
: если дитя уже проявило себя с плохой стороны, то нужно понять мотивы его поступков. Спросите, зачем ребенок это сделал? Чего хотел добиться? Так вы поймете, что его беспокоит, и сможете вместе решить проблему.
Избегать
ярких
конфликтов между взрослыми внутри семьи
: когда ругаются родители, ребенок ощущает себя бессильным и при этом испытывает одновременно
агрессию
и любовь по отношению к родным. Такая противоречивая энергия находит выход в деструктивных поступках.
По возможности давать
ребенку
полноценно отдыхать и удовлетворять свои базовые потребности
: если ребенок будет постоянно чувствовать усталость, это вызовет эмоциональное напряжение и скажется на психическом здоровье.
Идти
в ногу со временем:
изучите новые молодежные направления, субкультуры, аббревиатуры и т.д. Так вы будете на одной волне со своим ребенком и сможете вовремя понять, что что-то пошло не так, например, если ребенок вступил в неблагоприятное общество/сообщество.
Рассказывать
о своем опыте:
на своем примере вы можете показать, как выйти из трудной ситуации, как нужно общаться с людьми. Поделитесь опытом разочарования в отношениях, историями из детства, покажите, что все проходят через определенные жизненные этапы и ребенок в этом не одинок.
Формировать
ценности:
ребенок должен понимать, что деструктивное поведение – это плохо. Правильное отношение к окружающим, себе,
здоровью и
труду должно быть привито с детства.
Если вы считаете, что не сможете решить ситуацию самостоятельно, обратитесь за помощью к профессионалам:
родители могут чувствовать свою некомпетентность в отношении воспитания и психологической поддержки своих детей. Этого не нужно стыдиться, ведь все приходит с опытом или с помощью квалифицированных специалистов. И даже если вы не можете найти общий язык со своим чадом, решение есть.
Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина, которая и является спусковым крючком. Но что бы ни являлось причиной деструктивного поведения обучающегося в школе ребенка, нужно вовремя реагировать на тревожные сигналы, выявлять причины поведения и устранять их. Семья и школа должны работать над этим вопросом сообща, ведь часто то, что не доступно глазу родителей, может заметить учитель, и наоборот. Только при комплексном подходе к работе с детьми и подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка. Профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем оправляться от ее последствий.
Автор: Шошина Валентина, консультант Детского телефона доверия 8800-2000-122