ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ | Медведева Наталья Дмитриевна. Работа №317491
Актуальность. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о том, что Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, главной из причин которого - сведение к минимуму действующей системы образования духовно-нравственного обучения и воспитания. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Цель проведения исследования связана с объективной необходимостью выявление отношений к ценностным ориентирам в системе оценки деятельности дополнительного образовательного учреждения.
Медведева Н.Д.
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Деструктивность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современном обществе
Актуальность. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о том, что Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, главной из причин которого - сведение к минимуму действующей системы образования духовно-нравственного обучения и воспитания. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства [1].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» [2].
Цель проведения исследования связана с объективной необходимостью выявление отношений к ценностным ориентирам в системе оценки деятельности дополнительного образовательного учреждения.
Метод – мониторинг.
Результат. В государственном бюджетном учреждении «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» (ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ) (далее - Центр) на протяжении пяти лет регулярно проводится мониторинг «Диагностика сформированности духовно-нравственного потенциала обучающихся» в форме анкетирования. Некоторые вопросы анкет добавились в 2016-2017 учебном году, поэтому результат оценивался за четыре года.
Выводы. Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточной нравственной воспитанности 64,7% обучающихся ГБУ ДО Бел ОЦД(Ю)ТТ.
Ключевые слова: мониторинг, анкетирование, духовно-нравственное развитие и воспитание.
На начало 2019-2020 учебного года в учреждении функционируют 107 творческих объединений, из них в анкетировании приняло участие - 25 (23,4%); обучающихся 1159, респондентов – 302 (26,1%).
Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов, с несколькими вариантами ответов.
Диагностика предполагала определение уровня сформированности духовно-нравственного потенциала двумя блоками.
В первом блоке показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности обучающихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
- графа а. ответы на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19;
- графа б. ответы на вопросы 6, 10, 13, 15, 16;
- графа в. ответы на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Во втором – некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
- графа а. посчитать ответы на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20;
- графа б. посчитать ответы на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19;
- графа в. посчитать ответы на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Количество выборов, сделанных обучающимися в каждом случае, выражается в процентном отношении к общему числу интервьюированных. Некоторые респонденты выбирали не один, а несколько вариантов ответов, что превышало, в сумме, 100%. В таблице №1 «Диагностика сформированности духовно-нравственного потенциала обучающихся по результатам анкетирования в 2019-2020 учебном году» зеленым цветом выделены положительные результаты ответов, а красным – отрицательные.
Таблица1. Диагностика сформированности
духовно-нравственного потенциала обучающихся
по результатам анкетирования в 2019-2020 уч.г.
№
Вопрос анкеты
Количество ответов
а)
б)
в)
итого
%
итого
%
итого
%
На пути стоит товарищ. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
249
82,5
14
4,6
39
12,9
Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
47
15,6
82
27,2
173
57,2
Ты опаздываешь на занятия. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
21
6,9
40
13,2
241
79,9
Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
169
55,9
38
12,6
95
31,5
Ты узнал, что твой товарищ несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
21
6,9
50
16,5
231
76,6
Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
40
13,3
207
68,5
55
18,2
Ты выполняешь контрольное задание. На что ты рассчитываешь?
23
7,6
24
7,9
255
84,5
Ты пришел на уборку и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
16
5,3
24
7,9
262
86,8
Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
56
18,5
67
22,2
179
59,3
Педагог просит тебя выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
16
5,3
236
78,1
50
16,6
Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
210
69,4
66
21,8
27
8,8
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего творческого объединения работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
207
68,5
64
21,2
31
10,3
Занятия закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
24
7,9
221
73,2
57
18,9
С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
81
26,8
135
44,7
86
28,5
Ты узнал, что занятий не будет по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
79
26,2
101
33,4
122
40,4
Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих товарищей?
21
6,9
199
65,9
82
27,2
Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
104
34,4
108
35,8
90
29,8
Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
169
55,9
61
20,3
72
23,8
Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
210
69,5
41
13,6
51
16,9
Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
49
16,2
36
11,9
217
71,9
Таблица1.1. Положительные результаты ответов
духовно-нравственного потенциала обучающихся
по результатам анкетирования в 2019-2020 уч.г.
№
Вопросы анкеты
Положительный ответ
Количество положительных ответов
% положительных ответов
1
На пути стоит товарищ. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
Обойду, не потревожив
249
82,5%
2
Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
Подойду и непременно заговорю
173
57,2%
3
Ты опаздываешь на занятия. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
241
79,9%
4
Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
Предложу свою помощь
169
55,9%
5
Ты узнал, что твой товарищ несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
Вступаюсь за обиженного
231
76,6%
6
Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
Завтра спрошу, кто их потерял
207
68,5%
7
Ты выполняешь контрольное задание. На что ты рассчитываешь?
На свои знания
255
84,5%
8
Ты пришел на уборку и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним
262
86,8%
9
Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
Отказываюсь решительно
179
59,3%
10
Педагог просит тебя выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
Выполняю, конечно.
236
78,1%
11
Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
Да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей
210
69,4%
12
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего творческого объединения работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
Поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу
207
68,5%
13
Занятия закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
Делаю, раз надо
221
73,2%
14
С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
Разрываю все отношения с этим человеком
86
28,5%
15
Ты узнал, что занятий не будет по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
Буду обеспокоен
101
33,4%
16
Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих товарищей?
Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства
199
65,9%
17
Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
Подарков не отдаю, сражаюсь с ними
90
29,8%
18
Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
Быстро начинаю скучать
169
55,9%
19
Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
Отбираю интересное и приношу
210
69,5%
20
Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
Уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими
217
71,9%
Среднее арифметическое
195,6
64,8%
Анализ анкет обучающихся творческих объединений ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ выявил, что 64,8% обучающихся имеют высокий уровень нравственного воспитания.
Литература.
1. Фисенко Н.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/problemy-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej.html
2. А. Я. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.