Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ | Медведева Наталья Дмитриевна. Работа №317491

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о том, что Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, главной из причин которого - сведение к минимуму действующей системы образования духовно-нравственного обучения и воспитания. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

 Цель проведения исследования связана с объективной необходимостью выявление отношений к ценностным ориентирам в системе оценки деятельности дополнительного образовательного учреждения.

Медведева Н.Д.

методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ

 

Деструктивность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современном обществе

 

Актуальность. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о том, что Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, главной из причин которого - сведение к минимуму действующей системы образования духовно-нравственного обучения и воспитания. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства [1].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» [2].

Цель проведения исследования связана с объективной необходимостью выявление отношений к ценностным ориентирам в системе оценки деятельности дополнительного образовательного учреждения.

Метод – мониторинг.

Результат. В государственном бюджетном учреждении «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» (ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ) (далее - Центр) на протяжении пяти лет регулярно проводится мониторинг «Диагностика сформированности духовно-нравственного потенциала обучающихся» в форме анкетирования. Некоторые вопросы анкет добавились в 2016-2017 учебном году, поэтому результат оценивался за четыре года.

Выводы. Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточной нравственной воспитанности 64,7% обучающихся ГБУ ДО Бел ОЦД(Ю)ТТ.

Ключевые слова: мониторинг, анкетирование, духовно-нравственное развитие и воспитание.

На начало 2019-2020 учебного года в учреждении функционируют 107 творческих объединений, из них в анкетировании приняло участие - 25 (23,4%); обучающихся 1159, респондентов – 302 (26,1%).

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов, с несколькими вариантами ответов.

Диагностика предполагала определение уровня сформированности духовно-нравственного потенциала двумя блоками.

В первом блоке показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности обучающихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

- графа а. ответы на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19;

- графа б. ответы на вопросы 6, 10, 13, 15, 16;

- графа в. ответы на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Во втором – некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

- графа а. посчитать ответы на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20;

- графа б. посчитать ответы на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19;

- графа в. посчитать ответы на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Количество выборов, сделанных обучающимися в каждом случае, выражается в процентном отношении к общему числу интервьюированных. Некоторые респонденты выбирали не один, а несколько вариантов ответов, что превышало, в сумме, 100%. В таблице №1 «Диагностика сформированности духовно-нравственного потенциала обучающихся по результатам анкетирования в 2019-2020 учебном году» зеленым цветом выделены положительные результаты ответов, а красным – отрицательные.

Таблица1. Диагностика сформированности

духовно-нравственного потенциала обучающихся

по результатам анкетирования в 2019-2020 уч.г.

 

Вопрос анкеты

 

Количество ответов

 

 

а)

б)

в)

 

 

итого

%

итого

%

итого

%

На пути стоит товарищ. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

249

82,5

14

4,6

39

12,9

Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

47

15,6

82

27,2

173

57,2

Ты опаздываешь на занятия. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

21

6,9

40

13,2

241

79,9

Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

169

55,9

38

12,6

95

31,5

Ты узнал, что твой товарищ несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

21

6,9

50

16,5

231

76,6

Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

40

13,3

207

68,5

55

18,2

Ты выполняешь контрольное задание. На что ты рассчитываешь?

23

7,6

24

7,9

255

84,5

Ты пришел на уборку и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

16

5,3

24

7,9

262

86,8

Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

56

18,5

67

22,2

179

59,3

Педагог просит тебя выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

16

5,3

236

78,1

50

16,6

Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

210

69,4

66

21,8

27

8,8

Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего творческого объединения работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

207

68,5

64

21,2

31

10,3

Занятия закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

24

7,9

221

73,2

57

18,9

С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

81

26,8

135

44,7

86

28,5

Ты узнал, что занятий не будет по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

79

26,2

101

33,4

122

40,4

Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих товарищей?

21

6,9

199

65,9

82

27,2

Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

104

34,4

108

35,8

90

29,8

Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

169

55,9

61

20,3

72

23,8

Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

210

69,5

41

13,6

51

16,9

Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

49

16,2

36

11,9

217

71,9

Таблица1.1. Положительные результаты ответов

духовно-нравственного потенциала обучающихся

по результатам анкетирования в 2019-2020 уч.г.

Вопросы анкеты

Положительный ответ

Количество положительных ответов

% положительных ответов

1

На пути стоит товарищ. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

Обойду, не потревожив

249

82,5%

2

Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

Подойду и непременно заговорю

173

57,2%

3

Ты опаздываешь на занятия. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

241

79,9%

4

Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

Предложу свою помощь

169

55,9%

5

Ты узнал, что твой товарищ несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

Вступаюсь за обиженного

231

76,6%

6

Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

Завтра спрошу, кто их потерял

207

68,5%

7

Ты выполняешь контрольное задание. На что ты рассчитываешь?

На свои знания

255

84,5%

8

Ты пришел на уборку и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним

262

86,8%

9

Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

Отказываюсь решительно

179

59,3%

10

Педагог просит тебя выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

Выполняю, конечно.

236

78,1%

11

Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

Да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей

210

69,4%

12

Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего творческого объединения работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

Поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу

207

68,5%

13

Занятия закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

Делаю, раз надо

221

73,2%

14

С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

Разрываю все отношения с этим человеком

86

28,5%

15

Ты узнал, что занятий не будет по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

Буду обеспокоен

101

33,4%

16

Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих товарищей?

Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства

199

65,9%

17

Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

Подарков не отдаю, сражаюсь с ними

90

29,8%

18

Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

Быстро начинаю скучать

169

55,9%

19

Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

Отбираю интересное и приношу

210

69,5%

20

Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

Уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими

217

71,9%

 

Среднее арифметическое

195,6

64,8%

Анализ анкет обучающихся творческих объединений ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ выявил, что 64,8% обучающихся имеют высокий уровень нравственного воспитания.

Литература.

1. Фисенко Н.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/problemy-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej.html

2. А. Я. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×