Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дети и война. Сергей Алексеев «От Москвы до Берлина» | Исмагилова Ольга Васильевна. Работа №298593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исмагилова Ольга Васильевна
Цели данной статьи:

·        1. Познакомить детей с творчеством известного писателя Сергея Алексеева

·        2. Показать связь литературы и истории

·        3. Расширить знания читателей о блокаде Ленинграда

к   Книга "От Москвы и до Берлина" рассказывает, как советский народ победил немецких фашистов.

     Для Советского Союза война началась неудачно. Враги напали неожиданно. Фашисты были сильнее. Лучше вооружены. Наши армии отступали. Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на суше, на море, в небе. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагам Севастополь. 900 дней в страшной блокаде стойко держался Ленинград.

 

 Целый раздел в  книге «От Москвы до Берлина» посвящен блокаде Ленинграда.

 

Дети и война

Выполнила: Исмагилова О. В.,

педагог – библиотекарь,

МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко»,

г. Магнитогорск

«…Вновь не должно это все повториться!»

Илья Малышев

Цель:

Познакомить читателей с литературой, которая наиболее полно отражает тему военного детства

Активизировать интерес к книге и чтению

Дети и война. Эти два слова несовместимы. Мы говорим: «Дети» и перед нами возникают счастливые глаза ребенка, много света, солнце, улыбки. А слово «война» вызывает совсем иные ассоциации. Низкое темное небо, потухший детский взгляд, разруха, поля со следами разорвавшихся снарядов. Разве можно совместить эти два слова. Мы не можем, а война смогла. Голод, страдания и лишения принесла война детям.

Война многолика, а дети - судьбы. Дети в концлагерях, дети, пережившие оккупацию. Дети тыла. Кто постарше, работал по шестнадцать часов на заводах Москвы, Горького, Челябинска…

Дети Оренбуржья вымирали от септической ангины – голод и грибковая зараза в зерне перележавших под снегом колосков. Оренбуржье – страна хлебная, но хлеб отдавали фронту. А детей все-таки выхаживали, похлебкой подкармливали в школе

 

Оренбургский поэт Геннадий Хомутов написал о своем детстве:

 

С сорок первого года пусты закрома,

С сорок первого года и до сорок шестого.

Вот я в школу иду вдоль амбара пустого,

Вот я в школу иду

Там еда задарма…

 

Там сейчас повара над едою мудрят.

Чтобы мы хорошо продолжали учиться,
Черным хлебом накормят ребят

И похлебкой дадут насладиться…

Подобная ситуация описывается Альбертом Лихановым в книге «Последние холода», повествующей о детях в тяжелые военные годы. Данная повесть входит в роман «Русские мальчики». Вместе с романом «Мужская школа» он составляет дилогию о военном и послевоенном детстве, удостоенную многих литературных наград.

В данной повести много сцен, которые просто врезаются в память. Особенно сильной является сцена в столовой, где голодные дети готовы доедать оставшиеся на столе кусочки, отбирать еду у других детей. Происходит это не оттого, что они нравственно так опустились, а оттого, что голод заставляет совершать подобные поступки. Таких детей называли в столовой «шакалами» Дети-шакалы – как это страшно! Ведь значение слова шакал по словарю Ожегова –хищное животное семейства псовых, питающееся падалью. (ЛихановА. Последние холода: повесть – М.: Издательский,образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»,2015.-144с. (Зачитать стр.18-21 со слов…Я получил еду и сел за пустой столик….)

….Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг.И слезы долго не высыхают.

И работают столовки с дополнительным питание. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем неповинные ребятишки.

Мы это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.

Это все правда.

Все это было.

Так заканчивает повесть Алберт Лиханов, адресуя эти слова нам, живущим в двадцать первом веке.

К теме детства в годы войны обращались не только профессиональные писатели. Были и есть те люди, которые прошли через голод, и это побудило взяться их за перо. Примером может служить В.И. Михалевич и его стихотворение

Луковка

То было в дни войны суровой,

Страна вела кровавый бой,

Победы были уж не новы-

Разбили немцев под Москвой

 

Была зима и лютый холод,

За Волгой – смертные бои,

У всех в глазах смертельный голод,

Особенно у сверстников моих.

 

Семь лет мне было в эту пору,

Но все я помню как сейчас.

Не затевал с друзьями ссоры-

Сил не было тогда у нас.

 

Но ближе к делу, мне хотелось

Один вам случай рассказать,

О том, что в память мою въелось,

Попроще как бы все связать.

Не случай даже, а отдельный,

В те дни не редкий эпизод

О том, как все мы есть хотели

В тот страшный 43-й год.

 

Была у нас семья большая.

В тот день с сестрой были вдвоем

И, крик желудков заглушая,

Пьем кипяток, потом поем.

 

Да-да, мы пели с нею песни:

«Все сыты будем, как один,

Дадут нам хлеба, булок двести,

И сразу все мы их съедим»

 

И тем мы голод распалили,

Что не снести, казалось, мук.

Сестренка вспомнила: растили

Мы летом в огороде лук.

 

Одну лишь луковку сыскали

В залавке, где-то в уголке.

Пить кипяток мы с нею стали,

Зажав то счастье в кулаке.

 

А как же? Это было счастье

Умерить голод чем-нибудь.

Все время помню то причастье,

Хотя прошел уж долгий путь.

 

И так становится мне горько:

В столовой вижу я всегда-

Бросаем хлеба-то мы сколько,

Предав забвенью те года!

 

Они историей уж стали,

Я не устану повторять.

Тогда мы луковку искали,

Чтоб спазмы голода унять.

Говоря о страданиях детей в годы Великой Отечественной войны, нельзя обойти и историю маленькой девочки из Ленинграда – Тани Савичевой.

В книге Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина» целый раздел посвящен блокадному Ленинграду. Заслуживают внимания рассказы «Блокадный хлеб» и «Таня Савичева»

(От Москвы до Берлина: рассказы о Великой Отечественной войне.-М.: Астрель: АСТ, 2005.-414с. – (Внеклассное чтение)

 

Блокадный хлеб.

Из чего выпекали?

Ржаная мука + овсяная мука

+ячменная мука

+соевая мука

+кукурузная мука

Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный.

Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху.

По десять раз перетряхивали мешки из под муки.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус.

Осень-зима 1941г. Пять раз сокращали нормы выдачи хлеба

 

Взрослым

Детям

2 сентября

600г.

300г.

12 сентября

500г.

300г.

Начало октября (через 20 дней)

400г.

200г.

Ноябрь

300г.

125г.

Ноябрь

250г.

125г.

 

(зачитать отрывок стр. 271-272 со слов «…Глянешь на этот ломтик…»)

Таня Савичева

Голод смертельно идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков, на улицах. Ложились спать и не просыпались. Более 600000 человек погибло от голода в Ленинграде. Серые ленинградские дома. Казалось. Что жизнь в них остановилась. Но она была, только очень отличалась от той жизни, которая была до войны, до блокады.

Среди ленинградских домов был и дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник. Записная книжка с алфавитом.

(зачитать стр. 272- 273 со слов «…Таня открывает страничку с буквой Ж…»)

 

Илья Малышев

газета «Пионерская правда» №74-1989г.

 

Девять страничек. Страшные строчки.

Нет запятых. Только черные точки.

«Умерли все». Что поделать? Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

 

 

Жутко и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

 

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дяди, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

 

Пусто в квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце – столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

Девочке Тане – одиннадцать

 

Я расскажу вам, что было потом.

Эвакуация, хлеб и детдом,

Где после голода, всех испытаний

Выжили все. Умерла только Таня.

 

Девочки нет. Но остался дневник –

Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

Дети боялись военного неба.

 

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

 

Танин дневник – это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

От голода и стужи. От потери близких подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня. Ей было 11 лет.Дневник остался. Смерть фашистам! -кричит дневник.

Мы видим, что не только голод, но и потерю своих близких пришлось переживать детям. Многие оставались без родителей, попадали в детские дома. Другие обретали новые семьи. И только став взрослыми узнавали о том, что люди, которые их воспитали, отдали им любовь и заботу, не являются их родителями. О судьбе такого мальчика мы можем узнать из книги Альберта Лиханова «Мой генерал», часть шестая «Вечный огонь», «История третья. Про дедушку». Эта история о том, как отступала наша армия, как выходили бойцы из окружения

…И вдруг по мертвой дороге идет мальчик. И поет.

Выхо-одила на бе-ерег Ка-тю-ша….

Усатый солдат, у которого знамя на груди и который всех смелей сражался, отшатнулся.

-Товарищ майор, дите с ума сошло от страха?

А мальчик к ним идет и все поет:

Вы-хо-ди-ла, пес-ни за-во-ди-ла…

Подошел к дедушке, голову поднял, потому что высоко смотреть, и говорит:

-Чего-то все спят… И мама спит… Я ее толкаю. А она не просыпается……

/Лиханов А. Мой генерал: роман для детей.-М.: Дет.лит., 1990.-175с.: ил.-(школьная б-ка) стр151/

Но через все прошел наш народ, а детей своих не оставил. Накормили, вырастили всех: родных, приемных. Детей чужих не бывает! Они наши! Об этом должны помнить взрослые и знать дети! И пусть это не повторится!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Лиханов А. Последние холода: повесть – М.: Издательский,образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»,2015.-144с.

Михалевич В.И.

Я бы взлетел в густую ночь навстречу звездам ясным….: стихи.- АНО «Редакция газеты «Звезда», 2015.- 44с.

Алексеев С.П.

От Москвы до Берлина: рассказы о Великой Отечественной войне.-М.: Астрель: АСТ, 2005.-414с. – (Внеклассное чтение)

Поле жизни Альберта Лиханова:Сборник/В. Бахревский и др.-М.: Издательский,образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»,2005-205с.:ил.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X