Дети с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы работы | Мой кабинет. Работа №353448
У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Дети с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы работы.
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка.
Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей: – Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать. Но мудрая старая женщина только улыбнулась: – А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе.
У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается. Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи.
Проблемы в обучении – это особенность, которая появляется уже в раннем возрасте и с которой ребенку необходимо научиться жить. Очень важно заметить и признать это вовремя. И здесь важно обратить внимание на некоторые характерные особенности данного состояния. Далее я перечислю признаки, которые могут свидетельствовать о проблемах с обучением у ребенка младше 5 лет. Только пожалуйста, не впадайте в отчаяние или панику.
Вы должны быть терпеливыми, наблюдать за своим ребенком. Обязательно следите за тем, как он развивается. Итак, признаки следующие:
Наличие проблем с моторикой. Это письмо, работа ножницами, застегивание молний, завязывание шнурков.
Ребенку тяжело выполнять простые инструкции (ему они кажутся
сложными).
Задержка в развитии речи, проблемы с произношением и запоминанием новых слов.
Наличие проблем с концентрацией
внимания
5. Ему тяжело выучить цифры, алфавит, дни недели, геометрические фигуры и т.д.
6. Отсутствие мотивации к обучению на занятиях и в других сферах семейной и общественной жизни.
При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем. Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция». Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребёнка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда).
Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья- предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях.
Проблема, касающаяся недостатка и знаний, и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком. Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия. Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.
«Необучаемых детей нет» - утверждает современная специальная педагогика. Педагогическое искусство и современные коррекционно - образовательные технологии, любовь к ребёнку и, конечно, помощь родителей, терпение и настойчивость могут творить чудеса. Возможности обучения и учебные продвижения у детей с разными нарушениями - разные. Каждый ребёнок с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Максимально возможное развитие ребёнка в процессе обучения может быть достигнуто при условии соблюдения самого главного - принципа ранней педагогической помощи. Для определения его особых образовательных потребностей и возможно более раннего начала коррекционной работы, адекватного подбора программ и методов обучения, соответствующих возрасту ребёнка и особенностям нарушения, а также при благоприятной обстановке в семье.
Как помочь своему ребенку?
Осознайте и примите тот факт, что проблемы с обучением — это на всю жизнь.
Учитель может помочь выявить трудности и создать благоприятную для обучения среду, но диагноз ставить он не может.
Правильный и своевременно поставленный диагноз
.
окажет положительное влияние на академическую жизнь вашего ребенка.
Все тесты для выявления подобных проблем должны проводиться специалистами: психологом, детским
нейропсихологом
,
учителем-дефектологом,
специализированным
педиатром или психиатром.
Дети с трудностями в обучении тоже учатся!
Попробуйте сосредоточиться на том, что получается у вашего ребенка и что ему нравится. Это будет питать его
самооценку
и укрепит веру в себя.
Наказания и ругань работать в данном случае не будут. Более того, так вы можете лишь ухудшить ситуацию.
Когда у ребенка случится истерика и он будет плакать из-за своих неудач, будьте с ним рядом. Скажите, как сильно вы его любите. А еще покажите, что вы видите, как он старается, хотя ему и нелегко.
Мы работаем в первую очередь в интересах детей. Все дети имеют надежду и возможности. Все дети имеют право на охрану здоровья, безопасность и развитие. Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение инструкции к выполнению задания;
Близость к детям во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
В процессе обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Важным примером правильной организации деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем-дефектологом при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми использую словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка)
Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя –дефектолога с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
проведение подготовительных занятий;
обогащение знаниями об окружающем мире;
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
проявление педагогического такта.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Для мам и пап
Воспитывать ребенка с проблемами с обучением — это стресс. Если вам нужна психологическая поддержка, найдите ее. Вашему ребенку тоже станет значительно легче, если папа и мама будут чувствовать себя хорошо.
И пожалуйста, никогда не сравнивайте своего ребенка с тем, у кого таких трудностей нет. Особенно с братьями или сестрами. Ваш ребенок будет вам за это благодарен.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ
и особыми образовательными потребностями
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с педагогом, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
8 советов родителям детей с аутизмом
Семьи, в которых ребёнку поставили диагноз «аутизм», всегда какое-то время находятся в состоянии растерянности, они не знают, с чего начать, и что предпринять. После того, как ребёнку поставили диагноз «аутизм», необходимо начать выстраивать дальнейшую жизнь заново. В своей публикации мне хотелось бы посоветовать родителям, за что нужно браться в первую очередь.
Родители не должны забывать, что ребенок с аутизмом так же, как и любой другой ребёнок, является индивидуальностью. Поэтому обучение нужно планировать исходя из общих рекомендаций, а также обязательно учитывать специфические реакции ребёнка.
1. Соблюдение режима.
Большое значение имеет соблюдение режима, так как дети с аутизмом очень болезненно реагируют на всё, что выходит за рамки привычных для них действий.
2. Регулярные занятия.
Заниматься с детьми необходимо каждый день. Добиться результатов можно только при регулярном проведении занятий.
Начинать нужно с пятиминутного занятия и постепенно доводить время занятий до 2-3 часов в день с небольшими перерывами.
3. Зонирование пространства.
Разделите пространство на зоны, это будет способствовать организации поведения ребёнка. Например, не играйте с ребёнком за обеденным столом, малыш должен понимать, что за стол садятся для того, чтобы принимать пищу, а не играть и т.п.
Каждый человек иногда нуждается в уединении, ребёнку-аутисту это также необходимо. Поэтому нужно организовать для малыша какое-нибудь укромное место, где его никто не будет беспокоить.
4. Поведение родителей.
Все близкие в семье должны следовать одному стилю поведения в повторяющихся повседневных ситуациях. Не нужно менять свои требования к малышу, ваша реакция для него должна быть предсказуемой и последовательной.
5. Поощрение.
Обязательно поощряйте ребёнка за самые минимальные достижения. Незначительными они могут показаться вам, а малышу это стоило большого труда.
6. Дозирование нагрузки.
Не нужно перегружать ребёнка. Для ребёнка-аутиста большое количество занятий не всегда способствует качественному усвоению умений и навыков, а усталость может отразиться на его поведении, вызвать агрессию, привести к депрессии и ухудшению самочувствия.
7. Общение.
Если ребёнок не говорит, всё равно разговаривайте с ним как можно чаще, задавайте вопросы, стимулируйте к ответу с помощью указательных жестов. Говорите с малышом не спеша, используйте короткие фразы, подкрепляйте свои слова показом или действиями. Так ребёнку будет легче понять вас.
Родители должны помнить, что их малыш нуждается в общении даже больше, чем другие дети.
8. Владение информацией.
Чтобы получать информацию о новых методах лечения, о способах коррекции поведения, желательно посещать с малышом различные центры для детей с аутизмом, участвовать в родительских семинарах, читать литературу об аутизме.
Помните, что вы не одиноки, есть ещё люди с такой проблемой.
Думайте о ребёнке, а не о том, какой у него диагноз.
Аутизм – это не приговор, просто эти дети – другие. Но они также нуждаются в любви, заботе, чутком внимании, терпении, упорстве, последовательности и гибкости со стороны близких