Детская журналистика» как инновационная технология в коммуникативно-речевом и интеллектуально- творческом развитии | Язвенко Елена Анатольевна. Работа №347543
Аннотация. В статье рассматривается роль «Детской журналистики» как инновационной технологии в дошкольном образовании, направленной на развитие коммуникативных, речевых и творческих способностей детей. Описаны основные принципы и формы организации работы в этом направлении, а также влияние данной технологии на интеллектуальное развитие дошкольников. Особое внимание уделено тому, как журналистика способствует развитию критического мышления, формированию социальных навыков и повышению уровня самовыражения у детей.
Ключевые слова: детская журналистика, дошкольное образование, коммуникативно-речевое развитие, творческое развитие, критическое мышление, инновационная технология.
«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Язвенко Елена Анатольевна, воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» г. Нижневартовск
Аннотация. В статье рассматривается роль «Детской журналистики» как инновационной технологии в дошкольном образовании, направленной на развитие коммуникативных, речевых и творческих способностей детей. Описаны основные принципы и формы организации работы в этом направлении, а также влияние данной технологии на интеллектуальное развитие дошкольников. Особое внимание уделено тому, как журналистика способствует развитию критического мышления, формированию социальных навыков и повышению уровня самовыражения у детей.
Ключевые слова: детская журналистика, дошкольное образование, коммуникативно-речевое развитие, творческое развитие, критическое мышление, инновационная технология.
Современное дошкольное образование требует применения инновационных технологий, способных не только удовлетворять потребности ребёнка в развитии, но и способствовать его успешной социализации. Одним из таких новшеств является детская журналистика, которая открывает перед детьми возможности для творческого самовыражения, развития коммуникативных навыков и обогащения речевого потенциала. Детская журналистика как методика способствует активному участию детей в создании медиапродуктов — газет, журналов, новостных выпусков, интервью, — что развивает их способность работать в команде, выражать свои мысли, анализировать окружающую действительность.
Цель детской журналистики как инновационной технологии в дошкольном образовании заключается в создании условий для всестороннего развития ребёнка, опираясь на его коммуникативные и творческие способности. Важно научить детей самостоятельно искать и анализировать информацию, формировать и выражать собственное мнение, развивать навыки критического мышления. Работая над журналистскими проектами, дети учатся ставить вопросы, находить ответы и делиться своими наблюдениями с окружающими. Кроме того, через детскую журналистику реализуются задачи нравственного и социального воспитания, так как она требует работы в коллективе, уважения к мнению других и выработки ответственности за результаты своего труда.
Детская журналистика также формирует базу для успешного речевого развития ребёнка. В процессе подготовки материалов дети учатся точно и грамотно выражать свои мысли, активно пополняют словарный запас, совершенствуют навыки диалогической и монологической речи. Журналистская деятельность требует использования различных речевых жанров: интервью, репортажи, рассказы, что позволяет детям практиковаться в разнообразных формах речевого общения.
В процессе внедрения детской журналистики в образовательный процесс важно учитывать возрастные и психологические особенности детей. Воспитателю предстоит организовать процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя, реализовать свои идеи и способности. Работа начинается с простых заданий, которые постепенно усложняются, что способствует планомерному развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.
Одним из ключевых элементов детской журналистики является возможность самостоятельного выбора тем для журналистских материалов. Дети могут рассказывать о событиях, которые произошли в их жизни, делиться впечатлениями от экскурсий, занятий, праздников, а также исследовать социальные вопросы, близкие им по интересам. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для свободного творческого поиска, поддерживая инициативу детей и помогая им структурировать свои мысли и идеи.
Особую роль в детской журналистике играет работа в группе. Коллективное создание материала учит детей взаимодействию, распределению обязанностей, ответственности за общий результат. Важно, чтобы воспитатель способствовал активному вовлечению каждого ребёнка в процесс, помогая им осознавать важность их вклада в общую работу.
Детская журналистика оказывает значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие ребёнка. Постоянное взаимодействие с информацией, необходимость её анализа и интерпретации развивает у детей навыки критического мышления. Они учатся задавать вопросы, выделять главное, оценивать различные точки зрения, что способствует формированию у них умения не просто воспринимать информацию, но и осмысливать её.
Журналистская деятельность стимулирует творческое мышление, так как требует от детей поиска оригинальных решений и нестандартных подходов. Создание газет, журналов, интервью и новостных выпусков даёт детям возможность проявить себя в различных формах творчества, начиная от написания текстов и заканчивая оформлением медиапродуктов. Это позволяет развивать не только вербальные, но и визуальные навыки, способствуя комплексному интеллектуальному развитию.
Одновременно с этим детская журналистика стимулирует развитие речи. В процессе подготовки журналистских материалов дети совершенствуют навыки устной и письменной речи, что позволяет не только обогащать их лексический запас, но и развивать умение чётко и логично формулировать свои мысли. Журналистская деятельность предполагает использование различных жанров и стилей речи, что способствует всестороннему речевому развитию дошкольников.
Работа над журналистскими проектами способствует развитию социальных навыков и критического мышления. Дети учатся взаимодействовать в группе, выстраивать отношения с ровесниками и взрослыми, уважать чужое мнение и конструктивно решать конфликты. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для свободного обмена мнениями, где каждый ребёнок может выразить свою точку зрения.
Детская журналистика как инновационная технология является эффективным инструментом для развития коммуникативно-речевых и интеллектуально-творческих способностей дошкольников. Она способствует формированию критического мышления, развитию социальных навыков и умению выражать свои мысли. Журналистская деятельность стимулирует творческую активность, укрепляет речевые навыки и способствует полноценной социализации детей в коллективе.
Список литературы
1. Гавриш Е. Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности / Е. Н. Гавриш. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 9-12.
2. Губайдуллина Е. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта / Е. В. Губайдуллина, Н. А. Трушина, И. А. Баширова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 11-13.