Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детская проектная деятельность в работе учителя-логопеда ☼ | Скоропупова Наталья Львовна. Работа №303756

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

Детская проектная деятельность в работе

учителя-логопеда

 

Актуальность

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями. 

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 

Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Стержнем проектного метода является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.

Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

По мнению Н.А. Вераксы одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

подготовительный

2 – основной

3 - заключительный

 

 

этапы

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

1этап

подготовительный

-Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта

-Вводит в игровую (сюжетную)

ситуацию

-Формулирует задачу

-Помогает в решении задачи

-Помогает спланировать деятельность

-Организует деятельность.

 

-Вхождение в проблему

-Вживание в игровую ситуацию

-Принятие задачи.

Дополнение задач проекта

-Объединение детей в рабочие группы

-Распределение амплуа

 

 

Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.

Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных задач (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

 

 

этапы

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

2 этап

основной

-Практическая

помощь (по

необходимости)

-Направляет и контролирует осуществление проекта

 

-Формирование знаний, умений навыков

-Дети получают информацию из различных источников

 

 

 

На этом этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов характеризующие личностные качества друга и дружеское сотрудничество.

Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие коммуникативных умений детей.

этапы

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

3 этап

заключительный

-Подготовка к презентации.

-Презентация

 

Обсуждают и отмечают успехи и неудачи

-Продукт деятельности готовят к презентации

- Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

На этом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Это самый зрелищный этап проектной деятельности, когда дети публично выступают перед зрителями и представляют результаты своего труда

 

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Типы проектов:

-творческо-игровые

-информационно-практические

-исследовательские

-продуктивно-творческие

 

Советы педагогам по работе над проектом.

1.Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Активно вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п. 

 

Используемая литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

2.Веракса Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. -№1. – с. 22 – 27.

3.Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управление ДОУ – М:2013, №6, с. 77 – 89.

4.Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

(http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm)

5.Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012.- №3. – с. 6-17.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×