Детская проектная деятельность в работе учителя-логопеда ☼ | Скоропупова Наталья Львовна. Работа №303756
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Детская проектная деятельность в работе
учителя-логопеда
Актуальность
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации детских проектов в практику работы учителя-логопеда.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Стержнем проектного метода является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.
Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
По мнению Н.А. Вераксы одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта
подготовительный
2 – основной
3 - заключительный
этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
1этап
подготовительный
-Формулирует проблему (цель).
При постановке цели определяется и продукт проекта
-Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию
-Формулирует задачу
-Помогает в решении задачи
-Помогает спланировать деятельность
-Организует деятельность.
-Вхождение в проблему
-Вживание в игровую ситуацию
-Принятие задачи.
Дополнение задач проекта
-Объединение детей в рабочие группы
-Распределение амплуа
Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.
Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных задач (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.
этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
2 этап
основной
-Практическая
помощь (по
необходимости)
-Направляет и контролирует осуществление проекта
-Формирование знаний, умений навыков
-Дети получают информацию из различных источников
На этом этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.
Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов характеризующие личностные качества друга и дружеское сотрудничество.
Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие коммуникативных умений детей.
этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
3 этап
заключительный
-Подготовка к презентации.
-Презентация
Обсуждают и отмечают успехи и неудачи
-Продукт деятельности готовят к презентации
- Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
На этом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Это самый зрелищный этап проектной деятельности, когда дети публично выступают перед зрителями и представляют результаты своего труда
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Типы проектов:
-творческо-игровые
-информационно-практические
-исследовательские
-продуктивно-творческие
Советы педагогам по работе над проектом.
1.Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Активно вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Используемая литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
2.Веракса Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. -№1. – с. 22 – 27.
3.Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управление ДОУ – М:2013, №6, с. 77 – 89.
4.Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.
(http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm)
5.Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012.- №3. – с. 6-17.