ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ | Концовенко Екатерина Владимировна. Работа №284954
Автор: Концовенко Екатерина Владимировна
В современном мире нам не обойтись без цифрового пространства, оно стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и цифровые средства обучения. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «МАЯЧОК» комбинированного вида, структурное подразделение детский сад №55
Е.В. Концовенко, воспитатель.
e-mail: kontsovenko@bk.ru
ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Нижний тагил
2021 год
В современном мире нам не обойтись без цифрового пространства, оно стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и цифровые средства обучения. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Давайте обратимся к нормативным основам цифровизации в образовательном учреждении. Например, в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», названы две ключевые федеральные инициативы: приоритетный национальный проект «Образование» и национальная программа «Цифровая экономика РФ». Можно заметить, что цифровизация образования регламентируется на государственном уровне. Так в контексте сферы образования цифровизация рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны [1, 123].
Стоит обратиться к словам Ирины Комаровой, заведующей кафедрой Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО): «По последним исследованиям все новые технологии даже на 20% не улучшают процесс обучения. Все технологии – это лишь механизм для чего-то, а душа, этика, нравственность, мысли, умение сопереживать – это в сердце и голове учителя и педагога. Педагогу всегда сложнее, чем учителю, потому что учитель ведет предметно, а педагог должен свой весь мир описать и передать ребенку. Ни одна технология на сегодняшний момент не заменяет сердце, душу, мысли и ум. Это основа образования, они принадлежат педагогу» [2,1].
Таким образом, цифровые технологии - это средство обучения детей дошкольного возраста, и полностью заменить человека они не смогут. Стоит отметить, что в прошлом году в связи с ситуацией в стране стремительный прорыв произошел в освоении технологий дистанционного взаимодействия. Педагоги стали осваивать интернет-платформы, такие как Google Hangouts, WhatsApp, Viber и другие, позволяющие организовать общение в сети довольно многочисленных групп пользователей. По результатам нашего детского сада в организации онлайн-общения с детским и родительским коллективом, наиболее востребованной оказалась ZOOM – облачная платформа для проведения онлайн-видеоконференций. С помощью нее проводились различные виды взаимодействия с родителями и педагогическим составом, например, у нас в детском саду были организованы мастер-класс: «Мастерим вместе с детьми», «Учите говорить, играя», консультации «Разговариваем на языке детей», «Полезное чтение» и круглые столы: «Безопасность детей в наших руках», «Как правильно отказывать ребенку» и другие. Сегодня, не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Можно отметить большой плюс дистанционного образования в том, что дети, находясь на больничном или домашнем обучении, могут получать необходимые знания и умения на дому. Таким образом, можно сказать, что образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривала основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. Дистанционное образование дошкольника заключалось в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, например, в нашем детском саду №55 педагоги записывали видео занятия по математике «Первые шаги в страну цифр», занятия-эксперименты: «Кто такие микробы?», «Как работает вулкан?», пальчиковые гимнастики: «Дружная семейка», «Посчитаем наши пальчики» и другое, именно такие увлекательные занятия, ребята вместе с родителями изучали и выполняли задания. В детском саду проходят литературные вечера через видео – презентации «Читаем вместе», «Любимые классики» на которых педагоги активно используют цифровые технологии, такие как интерактивные игры: «Познакомимся с книгой», «Мои любимые сказки». Большую распространенность получили видео фрагменты, созданные на музыкальные произведения или истории писателей и композиторов. Данные формы взаимодействия детям очень интересны, они позволяют развивать душевную и чувственную сторону личности детей. Педагоги детского сада снимают видео фрагменты праздников, которые монтируют в фильм и предлагают для просмотра в родительских мессенджерах, где родители могут полюбоваться на своих детей. Детям предлагается увидеть себя со стороны и это одна из возможностей использования цифровых технологий в воспитательных целях, они осуществляют рефлексию своего поведения, участия в празднике. Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания [4,27].
Таким образом, применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии - это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве. Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций
[Электронный ресурс]
// Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127.
Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 18.09.2021).
Главный тренд российского образования – цифровизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 19.09.2021).
Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электр
онный ресурс]. – Режим доступа:
https://edmarket.digital/ (дата обращения: 19.09.2021).
Интернет – ресурс: Российское о
бразование. Федеральный портал. -
URL
:
http
://
www
.
edu
.
ru
/
news
/
eksklyuzivy
/
ni
-
odna
-
tehnologiya
-
ne
-
mozhet
-
zamenit
-
pedagoga
/
(дата обращения: 18.09.2021)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[Текст]
// Рос. газета. – 2018. – С.12.
URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
(дата обращения: 18.09.2021).
Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы наук
и и образования. – 2018. – № 6. – С. 25-30
URL:
http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368
(дата обращения: 18.09.2021).