«Детский танец и предмет «Подготовка концертных номеров»» на примере построения танцевальной композиции танца «Тиинчээннэр» для детей 5-6 лет. | Мохова Туяра Святославовна. Работа №348141. Номер работы: №348141
Предмет "Подготовка концертных номеров" Пример постановки и построения детского танца "Тиинчээннэр" (Белочки) для детей 5-6 лет
Танец «Тиинчээннэр» является сюжетно-образным танцем.
Сюжетно-образный танец направлен на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве.
1-Хомустахский филиал муниципальной бюджетной организации дополнительного образования « Намская детская школа искусств
им. З.П.Винокурова МО «Намский улус» РС(Я)»
Методическая разработка
на тему:
«Детский танец и предмет «Подготовка концертных номеров»»
на примере построения танцевальной композиции танца «Тиинчээннэр»
для детей 5-6 лет.
Разработчик: преподаватель
хореографического отделения
1-Хомустахского филиала МБО ДО
«Намская ДШИ им.З.П.Винокурова»
Мохова Туяра Святославовна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда. Занятие танцевальной деятельностью способствует развитию у детей чувства ритма, ощущения музыкальной формы, свободной координации движений, умения выполнять различные движения под музыку
Процесс воспитания детей средствами музыкального и танцевального искусства должен осуществляться на основе специально разработанной программы, которая опирается на принципы системности, целеполагания, динамики развития, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также учета специфики танцевальной деятельности.
Основные характеристики предмета
«Подготовка концертных номеров»
Данный предмет направлен на практическую подготовку обучающихся к концертной деятельности. Практика является составной частью основных образовательных программ хореографического образования.
Для того чтобы работа над постановкой танца могла выполнять свои воспитательные задачи, педагог должен научить ребёнка владеть своим телом и согласовывать движения с музыкой.
Работа над постановкой танца пересекается с работой по общей физической подготовке детей. Танцевальные движения с использованием красочных предметов сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому благотворно влияют на физическое развитие детей. «Получение удовольствия – постоянная черта танца», - подчёркивает Джим Холл, автор книги «Учимся танцевать». В условиях проведения разнообразных по тематике праздников и праздничных досугов встает вопрос об их наполнении ярким, образным материалом, доступным и привлекательным для детей. В связи с этим, хочется отметить актуальность использования предметов в танцевальной композиции. Движения с предметами требуют от ребёнка повышенного внимания, хорошей координации, умения организованно двигаться в группе.
Наличие ярких атрибутов стимулирует ребёнка к активному участию в танце, конкретизирует для детей содержание постановки, помогает более глубоко его переживать. «Когда в хореографический номер вводится предмет, для маленьких танцоров данный предмет начинает выполнять роль игрушки, помогающей детям понять смысл и задачи постановки», - пишет балетмейстер, педагог дополнительного образования Бурш Е. В.
Стоит отметить, что умение двигаться под музыку с предметами является программной задачей, а также одним из критериев педагогической диагностики детей дошкольного возраста.
Если в основе композиции танца, предназначенного для детей младшего дошкольного возраста, лежит, преимущественно, элементарная схема, то в старшем дошкольном возрасте танцевальная композиция всё больше соответствуют закону совмещения пяти частей при построении произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Независимо от сложности построения композиции, педагог должен учитывать, такие компоненты, как:
1. Содержание танца
2. Выбор предметов
2. Хореографический текст (движения, позы, мимика, жесты)
3. Создание хореографической лексики
3. Музыка
4. Рисунок танца (организация пространства)
5. Разработка и оформление танцевального костюма
6. Создание декораций
Предмет, задействованный в танце, может быть сделан собственными руками или приобретен в магазине, главное, чтобы в основе его выбора лежали следующие принципы: эстетичность, безопасность, удобство в использовании, прочность. Использование предмета должно быть оправданным и не должно создавать у зрителя дисгармонию танца.
Планирование – неотъемлемая часть педагогического процесса. План может быть подробным или кратким, но, в любом случае, должен отражать задачи каждого этапа работы. Составление письменного плана педагогом является залогом того, что работа по постановке танца будет систематична, а, следовательно, эффективна.
Планирование ведём с учетом особенностей предметов, задействованных в танце, а также возрастных особенностей детей, в соответствии с которыми разрабатываем методы и приёмы разучивания движений с данными предметами.
Танец «Тиинчээннэр» для детей (5-6лет)
Танец «Тиинчээннэр» является сюжетно-образным танцем.
Сюжетно-образный танец направлен на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве.
Количество участников:
5 девочек и 5 мальчиков
Сюжетная линия .
Пример построения танцевальной композиции танца «Тиинчээннэр» для детей старшей группы (5-6 лет)
Завязка –Действие происходит на опушке леса , белочки (девочки) выходят, держа в руках орешки, демонстрируют их зрителям, выполняя танцевальные движения оставляют свои орешки , и идут танцевать сами. В это время из за кулис выглядывают белочки мальчики незаметно подкрадываются к орешкам похищают орешки и незаметно убегают с сцены.
Развитие действия – девочки-белочки ищут свои орешки и не находят начинают плакать. В это время мальчики выбегают на сцену и подают девочкам орешки, начинается совместный танец
Кульминация – мальчики убегают в лес, и привозят девочкам огромный гриб.
Развязка – белочки все обрадованы, и в конце танца все танцуя выходят со сцены.
Цель танца:
Изучение движений и вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем в хореографических постановках.
Передача образа через движения, чувство настроения и характера танца, чувство ритма, точность движений, координация, ориентировка в пространстве, умение слушать музыку.
Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую площадку.
Задачи постановки танца «Тиинчээннэр»
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Расширение представления о явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире.
Материал
Музыкальный центр.
Элемент костюма белочки;
Орешки 5 штук;
Грибочек.
Предварительная работа над танцем «Тиинчээннэр»
Разучивание
движений
Обучение элементам
игропластики
.
Индивидуальная работа
по разучиванию движений к танцу
Работа над динамикой, выразительностью исполнения, артистизмом.
Сначала танцуем произведение целиком. При изменении темпа, нужно добиться слаженности исполнения движения под музыку на протяжении всего танца. Потом повторяем в умеренном темпе те эпизоды, в которых ребенок чувствует себя неуверенно - середине произведения, при переходе из одного рисунка в другой. Обращаем внимание на динамику, артистизм. Протанцевав комбинации под счет трудные эпизоды, мы еще раз акцентируем внимание на точном выполнении всех деталей. На последнем этапе работаем над темпом – учитываем все изменения, отрабатываем их при переходах с одной комбинации к другой
Аранжировка музыки танца «Тиинчээннэр» сделана под мелодию песни Н.Макаровой «Тиинчээн», музыкальный размер 2/4
Описание движений.
Основной шаг танца - мелкий бег.
Движение 1.
Полуприседания по 6-й позиции ног, с движениями рук и корпуса со стороны в сторону
Движение 2.
Мелкий бег вокруг орешка
Движение 3.
Мелкий бег на м
есте
выставление ноги на носок перед собой.
Движение 4
«Ушки»
поочередное
движение рук, пластика кистей
Движение 5.
Прыжки со
стороны в сторону,
виляние
вооброжаемым
хвостом
.
Заключение
Исполнительство – это сложный, тонкий процесс. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо представлять детям возможность для самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению знаний и умений.
Выступление – результат напряженного творческого труда, оно является ответственным актом стимулирующий дальнейший творческий рост детей.
Страх сцены, сильное волнение перед выступлением очень распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства исполнители в любом творческом состоянии. Сильное волнение на сцене может повлиять на качество исполнения.
Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это хорошая подготовка. Если ребенок уверен в том, что он знает – свободно владеет текстом – значит, меньше волнуется.