Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ ☼ | Олешнягова Алеся Олеговна. Работа №306797

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Причины детского травматизма

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д.

Существуют объективные причины детского травматизма:

- ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);

- расторможенность и высокая возбудимость (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так.

Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы, можно классифицировать.

·         По видам: падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые); отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

·         в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);

·         в результате шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);

·         при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате;

·         при купании в водоемах;

·         во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка системы в работе по профилактике детского травматизма в ДОУ.

Работа по предупреждению травматизма.

Работа по предупреждению несчастных случаев с группе предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обучению в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике детского травматизма я руководствуюсь следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей.

Профилактические мероприятия:

1. Создание безопасных условий в детском саду.

-Вся территория дошкольного учреждения содержится в чистоте и порядке, имеет ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию расчищаются от снега и сосулек.

-На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников. Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детского контингента и персонала дошкольного учреждения.

- Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения надежно и устойчиво закреплено и исключает все возможные случаи травмирования.

- Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

- Инвентарь и игровое оборудование соответствует требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

2. Работа в группе по предупреждению детского травматизма.

Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за дошкольниками.

Воспитатели всегда предельно внимательны, не оставляем детей одних!

-Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях располагаются выше уровня роста малыша.

-Различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых комнатах, в туалетах содержатся в специально отведенных для этого местах.

- не оставляем в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

- во время дежурства в группе не привлекаем малышей к раздаче жидких и других горячих блюд, предупреждая возможные ожоги. Следим, чтобы дошкольники во время приема пищи правильно пользовались ложкой и вилкой, другими предметами.

- оповещаем медицинского работника о травмах и его причинах.

3.Профилактические мероприятия с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить малыша к осторожности, которая отсутствует у дошкольников, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия малышей приобретают все более осмысленный характер.

Воспитание навыков безопасного поведения должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию дошкольников событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Одной из приоритетных задач в моей работе является формирование навыков и умений поведения детей в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе группы систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм:

1.Занятия. На всех занятиях и, особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация) и на участке малыши не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Малыши учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дошкольники, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других малышей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Дошкольники должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях знакомим воспитанников со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

Для проведения занятий использую серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни дошкольников. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года дополняю тему иллюстрациями и примерами из жизни, проживающих в данной местности.

2. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», «Знай и соблюдай Правила дорожного движения» и другие. Такие беседы оставляют яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях использую экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Малыш, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир воспитанника, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Стараюсь построить беседу так, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все воспитанники активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности

После обсуждения каждой травмоопасной ситуации побуждаем воспитанников высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают дошкольников, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Дошкольники сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания.

3.Чтение художественной литературы. «Приключения маленького человечка» А. Усачева, Чтение стихотворения М. Дружининой «Наш друг светофор», Чтение произведения В. Головко «Правила движения» др.

4. Целевые прогулки

5. Экскурсии

6. Встречи с интересными людьми (в т.ч., с мед. работниками), включая их рабочее место.

7. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-инсценировки)

Игра-инсценировка «Опасные ситуации, при встрече с незнакомцами», «Если вдруг окно открыто», «Твои поступки и их последствия», «Если вдруг ты потерялся». «Пожар в квартире». Дидактические игры «Назови знаки дорожного движения», «Регулировщик», «Кто проедет первым», лото «Можно-нельзя», конструктивные игры «Дорога глазами детей», подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Бегущий светофор, «Самый быстрый», «Автомобили» и др., словесно - дидактическая игра «По улице гуляя…».

В процессе игр:

·         приучаю ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д.;

·         стараюсь, чтобы дошкольники овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом;

·         в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

7. Праздники и досуги, развлечения.

8. Конкурсы

9. Просмотр диафильмов, мультфильмов; прослушивание аудиозаписей. «Азбука безопасности-2D Смешарики», «Про котенка Женю и правила движения»(1976)

4. Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

- на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице; дома, на дороге.

- ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»; (консультации, папки-передвижки)

Материалы периодически меняются в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом - падения с велосипедов, самокатов, качелей, утопления. Осенью - падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой - падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

-через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению травм .

- показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

Проводя работу с родителями, помогаем им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего малыша, личной и социальной ответственности за него. Убеждаем родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Стараюсь построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

 

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Причины детского травматизма

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д.

Существуют объективные причины детского травматизма:

- ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);

- расторможенность и высокая возбудимость (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так.

Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы, можно классифицировать.

По видам:

 падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые); отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);

в результате шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);

при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате;

при купании в водоемах;

во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка системы в работе по профилактике детского травматизма в ДОУ.

Работа по предупреждению травматизма.

Работа по предупреждению несчастных случаев с группе предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обучению в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике детского травматизма я руководствуюсь следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей.

Профилактические мероприятия:

1. Создание безопасных условий в детском саду.

-Вся территория дошкольного учреждения содержится в чистоте и порядке, имеет ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию расчищаются от снега и сосулек.

-На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников. Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детского контингента и персонала дошкольного учреждения.

- Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения надежно и устойчиво закреплено и исключает все возможные случаи травмирования.

- Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

- Инвентарь и игровое оборудование соответствует требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

2. Работа в группе по предупреждению детского травматизма.

Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за дошкольниками.

Воспитатели всегда предельно внимательны, не оставляем детей одних!

-Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях располагаются выше уровня роста малыша.

-Различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых комнатах, в туалетах содержатся в специально отведенных для этого местах.

- не оставляем в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

- во время дежурства в группе не привлекаем малышей к раздаче жидких и других горячих блюд, предупреждая возможные ожоги. Следим, чтобы дошкольники во время приема пищи правильно пользовались ложкой и вилкой, другими предметами.

- оповещаем медицинского работника о травмах и его причинах.

3.Профилактические мероприятия с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить малыша к осторожности, которая отсутствует у дошкольников, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия малышей приобретают все более осмысленный характер.

Воспитание навыков безопасного поведения должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию дошкольников событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Одной из приоритетных задач в моей работе является формирование навыков и умений поведения детей в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе группы систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм:

1.ЗанятияНа всех занятиях и, особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация) и на участке малыши не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Малыши учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дошкольники, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других малышей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Дошкольники должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях знакомим воспитанников со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

Для проведения занятий использую серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни дошкольников. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года дополняю тему иллюстрациями и примерами из жизни, проживающих в данной местности.

2. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», «Знай и соблюдай Правила дорожного движения» и другие. Такие беседы оставляют яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях использую экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Малыш, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир воспитанника, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Стараюсь построить беседу так, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все воспитанники активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности

После обсуждения каждой травмоопасной ситуации побуждаем воспитанников высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают дошкольников, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Дошкольники сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания.

3.Чтение художественной литературы. «Приключения маленького человечка» А. Усачева, Чтение стихотворения М. Дружининой «Наш друг светофор», Чтение произведения В. Головко «Правила движения» др.

4. Целевые прогулки

5. Экскурсии

6. Встречи с интересными людьми (в т.ч., с мед. работниками), включая их рабочее место.

7. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-инсценировки)

Игра-инсценировка «Опасные ситуации, при встрече с незнакомцами», «Если вдруг окно открыто», «Твои поступки и их последствия», «Если вдруг ты потерялся». «Пожар в квартире». Дидактические игры «Назови знаки дорожного движения», «Регулировщик», «Кто проедет первым», лото «Можно-нельзя», конструктивные игры «Дорога глазами детей», подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Бегущий светофор, «Самый быстрый», «Автомобили» и др., словесно - дидактическая игра «По улице гуляя…».

В процессе игр:

приучаю ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д.;

стараюсь, чтобы дошкольники овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом;

в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

7. Праздники и досуги, развлечения.

8. Конкурсы

9. Просмотр диафильмов, мультфильмов; прослушивание аудиозаписей. «Азбука безопасности-2D Смешарики», «Про котенка Женю и правила движения»(1976)

4. Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

- на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице; дома, на дороге.

- ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»; (консультации, папки-передвижки)

Материалы периодически меняются в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом - падения с велосипедов, самокатов, качелей, утопления. Осенью - падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой - падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

-через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению травм .

- показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

Проводя работу с родителями, помогаем им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего малыша, личной и социальной ответственности за него. Убеждаем родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Стараюсь построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×