Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детско - взрослые сообщества в ДОУ | Мой кабинет. Работа №350960

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Что  такое детско - взрослые сообщества? Чем отличаются от традиционных кружков?  Как их организовать в детском саду? Детско - взрослые сообщества - это специально организованные творческие занятия с детьми для освоения ими культурного пространства свободного действия, необходимые для процесса индивидуализации и позитивной социализации.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №132» города Магнитогорска

 

Автор-составитель: Клюкина Татьяна Александровна, воспитатель

 

Представление опыта работы «Детско-взрослые сообщества в детском саду»

Пояснительная записка

Что такое детско-взрослые сообщества? Чем отличаются от традиционных кружков? Как их организовать в детском саду?

Детско-взрослые сообщества – это специально организованные творческие занятия с детьми для освоения ими культурного пространства свободного действия, необходимые для процесса индивидуализации и позитивной социализации.

Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу).

Детско-взрослые сообщества проходят систематически один раз в день, в одно и то же время – с 15.15 до 17.00. Дети средних, старших и подготовительных групп одновременно выходят на организованные для них детско-взрослые сообщества.

Сообщества получаются разновозрастные, ведут их воспитатели средних, старших и подготовительных групп, педагоги дополнительного образования, специалисты. Время для сообществ достаточно длинное – дети обычно успевают за это время посетить 2-3 сообщества по выбору. Содержание работы с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Еще одно отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей. Основополагающая цель детско-взрослых сообществ: построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества в условиях открытого образовательного пространства.

Все педагоги ДОУ, ведущие детско-взрослого сообщество, работают по своим рабочим образовательным программам.

Так, в нашем детском саду имеются детско-взрослые сообществ по разным направлениям, такие как: 

Досуговое

направление.

Экологическое.

Художественное.

Социально - гуманитарное.

Игровое.

Физкультурно – оздоровительное

Музыкальное.

Техническое.

Краеведческое.

Каждый руководитель детско-взрослого сообщества имеет кроме Рабочей программы сообщества и Журнал посещаемости детей, где ведется учет посещаемости детей. Журнал помогает таким образом отслеживать рейтинг детско-взрослого сообщества среди детей, помогает педагогу корректировать свою работу, как в содержательной, так и в организационной части.

Модель открытого образовательного пространства нашего детского сада построена на объединении ресурсов ДОО, семьи, школы и других учреждений – социальных партнеров. Основным результатом жизнедеятельности открытой системы мы считаем успешное взаимодействие с социумом, осваивая который наша образовательная организация становится мощным средством социализации личности. Открытость образовательного пространства, внедрение инновационных образовательных технологий, интеграция основного и дополнительного образования, систематическое повышение квалификации педагогов, способствуют развитию талантов, развитию интеллектуально-творческого потенциала наших детей.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Детско-родительское  сообщество – является дополнительным компонентом воспитательного процесса и наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада.  

В нашем учреждение активно ведётся работа по взаимодействию с семьями воспитанников. В работу детско-взрослых сообществ вовлечены все специалисты и педагоги учреждения. Творческой группой разрабатывается план работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 

Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому   участие родителей в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример   –  все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Родители должны быть помощниками педагогов, и активно вовлекаться в жизнь детского сада. Одной из форм вовлечения родителей в работу дошкольного учреждения и активного взаимодействия с детьми и педагогами является так же создание детско-взрослых сообществ. Создание детско-взрослого сообщества в дошкольном учреждении предполагает поиск и внедрение новых форм для раскрытия талантов и способностей воспитанников, изменение образа жизни ДОУ, чтобы ребенок в процессе реализации собственного потенциала добивался успеха при помощи педагогов и родителей. При этом добиваться успеха он должен там, где ему это интересно, и с помощью тех методов и инструментов, которые соответствуют его личностным особенностям, а также его социально-бытовому окружению, возможностям и интересам его семьи.

Важнейшим фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личное участие детей и родителей в насыщенной событиями жизни.

Члены семей воспитанников детского сада имеют разные профессии, хобби и интересы. И каждый из них может в той или иной форме поделиться своими знаниями и навыками, тем самым способствуя развитию не только своего ребенка, но и других воспитанников. Объединение интересов — залог эффективной совместной работы взрослых и детей, которая будет привлекательной для каждого участника детско-взрослого сообщества. 

Конечной целью создания и развития детско-взрослых сообществ в ДОУ является переход к новой образовательной социальной модели «Ребенок — родители — педагог», вместо существующей «Педагог — ребенок — родители».

 Детско-взрослое сообщество в нашем дошкольном учреждении наполняет новым смыслом сотрудничество детей и взрослых. На наш взгляд, создание в дошкольном учреждении детско-взрослого сообщества является важнейшим условием для повышения качества дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

Картотека направлений и форм детско – взрослых сообществ с детьми старшего дошкольного возраста

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей.

Современная эпоха характеризуется большим разнообразием направлений и форм детско – взрослых сообществ как взаимодействия между родителями и детьми и педагогами.

Основная цель всех направлений и форм взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Основные направления детско – взрослых сообществ:

Досуговое

направление

.

Экологическое

.

Художественное

.

Социально - гуманитарное

.

Игровое

.

Физкультурно

о

здоровительное

Музыкальное

.

Техническое

.

Краеведческое.

 

Досуговое

направление

 

Форма работы: театральная, развлечения.

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями.

Досуговое направление в работе с родителями, оказалось самым эффективным, привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; попробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Цель проведения совместных досуговых форм: создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания, повысить уровень детско-родительских отношений.

Все досуговые формы построены на играх, потому что целью встречи является: развитие взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащение отношения через эмоциональное общение.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

 

Детско – взрослое сообщество совместно с родителями: «Театр всей семьёй!»

Семейный театр – форма интересна каждому из партнёров сообщества: ребёнок любит сказки, игру, драматизацию. Родителям понятна и доступна эта форма. Для педагогов она оптимальна. Предложенная деятельность предполагает включение родителей в образовательный процесс, определяет их равными партнёрами с воспитателями и ребёнком. Отражение идей педагогики сотрудничества – проявление личностных качеств по отношению к партнеру: открытость, искренность, доброжелательность – будет способствовать выбору форм общения внутри детско –взрослого сообщества. 

Цель: – формирование родительской позиции в образовательном процессе ребёнка посредством участия в детско –взрослом сообществе, созданном на основе идей педагогики сотрудничества 

Задачи: 

– создать условия для общения родителей и педагога на основе идей педагогики сотрудничества в детско-взрослом сообществе –  «Театр всей семьёй» 

– сформировать площадку для обмена опытом между родителями и педагогом по вопросам образовательной деятельности в группе 

– развивать коммуникативные умения, партнерские отношения при планировании совместной деятельности родителей и детей в реализации творческого проекта 

– заложить творческие семейные традиции, сделать их основой в воспитании ребёнка 

– совершенствовать речевые, актёрские, художественные навыки детей, способствовать применению компетентностей в совместной творческой деятельности

 

Праздники, развлечения, концерты.   К данной группе детско – взрослых сообществ совместно с родителями относятся проведение  таких традиционных совместных праздников и развлечений, как «Встреча Нового года», «Праздник 8 марта», «День матери», «Папа, мама, я — музыкальная семья»,  «Праздник урожая» и дрНе обойтись и без спортивных развлечений: «Папа, мама, я — спортивная семья».   Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители на такого рода мероприятиях выступают их непосредственными участниками, как это было в  конкурсах «Мамы 21 века» (Праздник «8 Марта»), берут на себя роли многочисленных героев на Празднике «Встреча Нового года», танцуют совместно трогательный танец   на выпускном вечере , показывают свои спортивные достижения на праздниках «Папа, мама, я — спортивная семья», «23 февраля».

Родители охотно и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Экологическое направление

.

 

Форма работы: Экспериментально – исследовательская деятельность.

Детско – взрослое сообщество «Мы – Экологи»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, т. к. в этом возрасте легче всего приобщить ребенка к природе, научить ребенка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу.

Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Задачи: 

– Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

– Вовлечь родителей в совместную  экологически ориентированную 

деятельность

– Создать условия в учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании. 

– Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды.

 

Художественное направление

.

 

Форма работы: творческие мастерские. В мастерских ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают разные макеты, подарки, поделки для выставок. Вместе с педагогами и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий. Примеры таких детско – взрослых сообществ:

Детско – взрослое сообщество «Волшебные краски»

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

Задачи:

- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

- Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

- Развивать творческие способности детей.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

- Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

- Формировать умение оценивать созданные изображения.

- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

 

Детско – взрослое сообщество «Пескография – Волшебные картинки»

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

ЦельСтимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком; гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников; развитие творческих способностей и воображения.

 

Задачи:

- Создать условия для формирования элементарных навыков рисования на песочном столе.

- Способствовать развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, воображение).

- Создать условия для развития творческого потенциала и формирования коммуникативных навыков.

- Тренировать мелкую моторику рук, координацию движения.

- Гармонизировать психоэмоциональное состояние (формировать умение расслабляться).

- Способствовать развитию навыков саморегуляции.

 

Детско – взрослое сообщество «Тестопластика»

Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

      Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.  Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое.  В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. 

Цель:Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

- Научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но  логическое мышление, воображение.

- Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций).

- Развивать общую умелость, мелкую моторику, тактильные ощущения рук а также пространственное мышление и воображение.

- Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы.

- Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.

- Воспитывать самостоятельность в работе.

 

Социально-гуманитарное направление

.

 

Формы работы: обучающая деятельность

Такие детско – взрослые сообщества выполняют несколько функций:

- Образовательную – каждый воспитанник Д имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности. А так же углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии). Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

Социально-адаптивную – занятия позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях образовательных детско – взрослых сообществ, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательную – содержание и методика работы образовательных детско – взрослых сообществ оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Работа в образовательных детско – взрослых сообществах осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

 

Детско – взрослое сообщество « Математический калейдоскоп»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. В ходе реализации детско – взрослого сообщества «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Цель:Раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Детско – взрослое сообщество «От звука к букве» -

Обучение дошкольников элементам грамоты.

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, т.к.

требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте. Занятия в образовательном детско – взрослом сообществе по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель: Обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения,подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.

- Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.

- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

- Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.

- Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

- Подготовка руки ребенка к письму.

 

Детско – взрослое сообщество «Инфознайка» - формирование компьютерной грамотности дошкольника.

Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий. В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Поэтому и возникла необходимость в создании образовательного детско – взрослого сообщества подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Цель:Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у старших дошкольников с помощью современных информационных технологий.

Задачи:

- Познакомить  детей  с  компьютером,  как  современным  инструментом  дляобработки информации:

- Познакомить с историей компьютерных технологий.

- Познакомить с назначением компьютера.

- Познакомить с устройством компьютера.

- Познакомить детей с правилами поведения  и  правилами  безопасной работы.

- Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер  между  ребенком  и компьютером.

- Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

- Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей.

 

Игров

ое направление

 

Форма работы : Игровые тренинги.

Детско – взрослое сообщество – «Игротека» (применение игр по технологии ТРИЗ в ДОУ)

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

В основе ТРИЗ- педагогики лежат : развитие творческого воображения у детей и развития творческой личности.

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

 Цель: Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи:

- Развитие способностей ребенкаантазировать, мыслить системно и вариативно.

- Устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты, устранять противоречия, анализировать и обобщать.

- Владеть арсеналом способов решения задач и умение находить выход из любой житейской ситуации.

 - Привить ребенку радость творческих открытий.

 - Расширение  кругозора и словарного запаса детей.

 - Предоставление дошкольникам возможности успешной самореализации в разных видах деятельности.

 - Создание условий для исследовательской активности детей.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности - как в образовательной так и в играх и режимных моментах.

 

Физкультурно

-

оздоровительное

направление

.

Форма работы- Спортивные игры.

Детско – взрослое сообщество «Здоровейка».

Детско – взрослое сообщество «Здоровейка» направлено на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

       Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Цель: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

Задачи:

- Формировать потребность в здоровом образе жизни.

- Совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);

- Воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

- Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.

Специальные задачи:

- Укреплять мышцы, формирующий свод стопы.

- Укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки.

- Профилактика простудных заболеваний.

 

Музыкальное

направление.

Форма работы : Логоритмика, Музыкальные игры

Детско – взрослое сообщество «Веселые музыканты»

Музыка как вид искусства имеет огромную силу в воспитании, формировании личности и занимает очень важное место в жизни каждого человека.  И музыкальному воспитанию в детском саду уделяется большое внимание. Музыкальное воспитание в дошкольной организации является по сути основой для формирования и развития духовно-нравственной сферы личности ребенка. Отличительной особенностью музыкального деско – взрослого сообщества является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где дошкольник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя. Музыкальная деятельность в детском саду- источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку, как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.

Цель музыкального детско – взрослого сообщества: создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, что позволит ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создаст условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Задачи:

- Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

- Знакомить с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них.

-Расширять кругозор детей через знакомство с муз. культурой и музыкальными инструментами.

- Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

- Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

- Воспитание творческой инициативы.

- Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

 

Техническ

ое направление

 

Фома работы – ЛегоМоделирование - Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Детско – взрослое сообщество «Самоделкин»

Данное детско – взрослое сообщество актуально тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Цель: 

- Развитие пространственных представлений через LEGO- конструирование.

- Развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

Задачи:

- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.

- Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема.

- Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части.

- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.

- Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы.

- Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

- Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.

 

 

К

раеведческое

н

аправление

.

 

Форма работы - Поисковая деятельность

Детско – взрослое сообщество «Краевед»

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Цель:Формирование знаний детей об истории и культуре Уральского региона и родного города.Воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края.Развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

- Развивать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).

- Развивать у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине.

- Формировать первичные представления о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему, уважение и гордость за свой родной край.

 

 

Литература:

- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебнвх заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М. : Академический проект Культура, 2005. – 240с

- Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.

- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн.: Университетское, 1997. – 385с

- Задворная М. С. Создание детско-взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 1. — С. 69–72. 

- Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития // Детство: Педагогический альманах. — 1998. — № 1. — С. 13–22. 

- Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я.Л.Коломинский [и др.]; под ред. проф. Я.Л.Коломинского. – СПб.: Речь, 2007.

- Кравцов, Г.Г., Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. Пособие[Текст]/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 54с.

- Куракин А. Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. — М., 1982. — 96 с.
- Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. — 2014. — Том 11. № 2. — С. 129–135.
- Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь.елый ветер, 2004. – 608с.

- Методика воспитательной работыод ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с

- Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре[Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова// Дошкольное воспитание. – 1993. – №4. – С.18-23.

- Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет) [Текст]/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×