ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. | Борисова Ольга Ивановна . Работа №330096
В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых заложена государством. Дошкольный возраст – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Каждый ребёнок -первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов была исследована и установлена тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей. Определена роль родителей в данном вопросе. Многие наши «исследования» с детьми начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения за явлениями окружающего мира. Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В календаре природы и дневниках наблюдений можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его занести в тепло; как освободить бусинки из ледяного плена и т.п. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в баночках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Маленький исследователь» силами родителей и друзей детского сада. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка. Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешиванию различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д. В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую специальные столы, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений. Работа по экспериментированию у меня построена таким образом, что я не преподношу им готовые знания, а помогаю детям добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. На своем опыте я убедилась, что большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Поэтому в перспективе я решила развивать параллельное взаимодействие в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель.
Мои материалы, разработки конспектов ,используются педагогами ДОУ в практической работе с детьми. На основе анализа своей работы я сделала вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активнодействующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
8f27d9712d24ed9cf030fc94c603f1b9.pdf