Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников | Белоцкая Наталья Фёдоровна. Работа №347312

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: В статье рассматривается значение детского экспериментирования как важного метода развития познавательной активности дошкольников. Описываются особенности организации экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях (ДОУ), её влияние на формирование у детей любознательности, исследовательских навыков, умения анализировать и делать выводы. Приведены примеры форм и методов работы, которые могут использовать воспитатели для успешного проведения занятий с элементами эксперимента.

         Ключевые слова: детское экспериментирование, познавательная активность, дошкольники, исследовательская деятельность, развитие детей, эксперименты, самостоятельность.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Белоцкая Наталья Фёдоровна, воспитатель

МБДОУ "Тигильский детский сад "Каюмка"

 

Аннотация: В статье рассматривается значение детского экспериментирования как важного метода развития познавательной активности дошкольников. Описываются особенности организации экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях (ДОУ), её влияние на формирование у детей любознательности, исследовательских навыков, умения анализировать и делать выводы. Приведены примеры форм и методов работы, которые могут использовать воспитатели для успешного проведения занятий с элементами эксперимента.

Ключевые слова: детское экспериментирование, познавательная активность, дошкольники, исследовательская деятельность, развитие детей, эксперименты, самостоятельность.

 

Познавательная активность является важной составляющей гармоничного развития ребёнка. В дошкольном возрасте дети естественным образом стремятся познавать окружающий мир, задавая бесконечные вопросы о его явлениях и объектах. Этот период характеризуется активным интересом к исследованию, желанием экспериментировать, пробовать, наблюдать, сопоставлять и делать открытия. В связи с этим детское экспериментирование становится не только эффективным способом развития познавательной активности, но и формой обучения, при которой ребёнок сам становится активным участником процесса познания.

Экспериментирование — это форма деятельности, которая помогает дошкольникам раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать закономерности и самостоятельно находить ответы на вопросы. Важно, что в процессе экспериментов дети активно используют все свои сенсорные каналы — зрение, осязание, слух — что позволяет им глубже усваивать полученные знания и быстрее развивать навыки анализа. Для детей экспериментирование — это прежде всего игра, в ходе которой они приобретают новый опыт и знания, а также учатся решать проблемы и делать самостоятельные выводы.

Одним из основных преимуществ детского экспериментирования является его способность пробуждать любознательность. Например, такие простые вопросы, как "Почему лёд тает?" или "Как растения пьют воду?", могут стать отправной точкой для увлекательных экспериментов. Важно, чтобы воспитатели поддерживали естественное стремление детей к исследованию, создавая для этого соответствующую среду и условия.

Воспитатели в детских садах могут организовывать эксперименты, которые помогут детям лучше понять мир вокруг них. Например, проведение опытов с водой и песком, где дети могут наблюдать, как вода впитывается в песок, или как предметы тонут и всплывают. Такие занятия не требуют сложного оборудования, но при этом они очень интересны для детей и позволяют им самостоятельно делать открытия. Важно, чтобы воспитатели не просто давали готовые ответы, а поощряли детей к размышлениям и самостоятельным выводам.

Эксперименты с природными материалами являются одним из наиболее доступных и интересных для дошкольников направлений. Они могут включать в себя наблюдение за ростом растений, исследование свойств различных природных материалов, таких как камни, листья, песок или вода. Например, можно предложить детям понаблюдать за тем, как растёт растение в разных условиях: на свету и в темноте, с поливом и без. Это помогает развивать у детей наблюдательность и способность делать выводы на основе сравнения.

Химические опыты также привлекают внимание дошкольников и вызывают у них неподдельный интерес. Простые опыты, такие как смешивание соды с уксусом, которые создают "вулкан", вызывают восторг у детей и стимулируют их задавать вопросы о том, почему это происходит. Эти эксперименты помогают развивать у детей интерес к науке, а также понимание того, что в мире происходят сложные и увлекательные процессы, которые можно объяснить.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ требует от воспитателя не только знаний и подготовки, но и творческого подхода. Важно, чтобы занятия с элементами эксперимента были увлекательными и доступными для понимания детей. Для этого воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и уровень развития. Кроме того, следует помнить, что успешное экспериментирование всегда связано с элементами игры. Например, можно предложить детям провести "расследование", чтобы выяснить, почему снег превращается в воду, или организовать "лабораторию", где дети будут исследовать свойства различных предметов.

Для успешной реализации экспериментальной деятельности воспитателю следует организовать среду, где дети смогут свободно проводить исследования. Это могут быть специальные уголки для экспериментов, оснащённые безопасными материалами и инструментами: лупами, весами, мерными ёмкостями, природными материалами и т. д. Свободный доступ к таким материалам позволит детям проводить самостоятельные опыты и углублять свои знания о мире.

Роль воспитателя в детском экспериментировании заключается в том, чтобы стать наставником и проводником в мир знаний. Важно не только организовать процесс, но и направлять детей, помогать им задавать правильные вопросы, искать ответы, анализировать результаты своих действий. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети смогут самостоятельно находить решения, делать выводы и обсуждать свои наблюдения с педагогом и сверстниками. При этом основное внимание следует уделять поддержке инициативы детей и поощрению их исследовательской активности.

Не стоит забывать о важности вовлечения родителей в процесс экспериментирования. Родители могут продолжать эту работу дома, предлагая детям проводить простые эксперименты, наблюдать за природными явлениями или участвовать в семейных исследовательских проектах. Например, можно вместе с ребёнком вырастить растение дома или провести наблюдения за погодными изменениями. Это не только укрепляет связи между семьёй и детским садом, но и помогает ребёнку более осознанно воспринимать окружающий мир.

Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством для развития познавательной активности дошкольников. Оно не только пробуждает у детей интерес к изучению окружающего мира, но и развивает у них такие важные качества, как самостоятельность, критическое мышление и умение решать проблемы. Важную роль в этом процессе играет воспитатель, который должен создать условия для свободного исследования, поддерживать инициативу детей и помогать им делать открытия. Экспериментирование способствует формированию у детей уверенности в своих силах и интереса к дальнейшему обучению, что является залогом их успешного развития в будущем.

Познавательная активность, поддерживаемая через экспериментирование, открывает перед дошкольниками мир науки, делает процесс обучения увлекательным и интересным, а также развивает важные навыки, которые пригодятся детям в дальнейшем.

 

Список литературы

 

Г

еращенко

Л.И.

Особенности детского экспериментирования как средства развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

// Материалы IX Международной студенческой научной

конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031170 (дата обращения: 15.10.2024 ).

Михеева, И. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / И. В. Михеева, Е. В.

Ташлыкова

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56399/ (дата обращения: 15.10.2024).

Родина

Н.М. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников

// МНКО. 2022. №1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-doshkolnikov (дата обращения: 15.10.2024).

Шинкарёва Н

.

А

.

,

Абальянова

Е

.

Е

.

Организационные условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности

// АНИ: педагогика и психология. 2020. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-usloviya-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-eksperimentalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×