Детское экспериментирование в раннем возрасте | Лапшова Татьяна Анатольевна . Работа №330978
Я работаю воспитателем на 2-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. Во 2 младшей группе дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.
Мастер-класс для педагогов.
Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей.
Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Коллеги посмотрите на то, что у меня в руках: губка(круглая), пипетка, ситечко, шприц, ложечки, резиновая груша, трубочки. Стаканчики, салфетки, детский дуршлаг, вилочка. Посмотрите на эти предметы, расскажите, как бы вы их использовали в исследовании опытно-экспериментальной деятельности ребенка.
(Ответы педагогов). Молодцы. Сколько игр вы уже придумали и перечислили. Здорово. И вот эти бы, казалось бы, обычные на первый взгляд предметы, превращаются в необыкновенные, волшебные игрушки для проведения опытов и экспериментов, для исследовательской деятельности. То есть обычные предметы и игрушки, можно с легкостью превратить в интересные и увлекательные игры, эксперименты и опыты, игрушки- эксперименты, немножко лишь их приукрасить, чтобы это было похоже на сказочных героев-персонажей.
Я работаю воспитателем на 2-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. Во 2 младшей группе дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.
Дети по природе своей исследователи. Воспитатель всегда учитывает непроизвольность внимания младших дошкольников. Начало занятия по познавательной деятельности, посвящается созданию ситуаций, которая мотивирует детей к исследованию (экспериментирования). Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся рассмотреть предметы. Потрогать их, (руками или языком), понюхать, постучать им. Для занятий воспитатель подготавливает материал в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок смог ознакомиться, потрогать и т.д. Или педагог обеспечивает доступ, к обьекту исследования одновременно для всех деток. Заведомая недоступность предмета резко снижает интерес и активность детей.
В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый филин веселый профессор Незнаика или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит. Видит, и делает сам.
“ Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.”
Цель моей работы в данном направлении, это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Немного из моей работы с младшими дошкольниками, поделюсь с вами опытом работы.
Хочу показать вам несколько, опытов-экспериментов из занятий с детками в нашей группе.
Как
вода
гулять
отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой, детская ложечка, дуршлачок, ситечко.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом. Устала водичка гулять и очень ей захотелось домой, спросите ребенка как помочь всей водичке вернуться в тазичек. (какие предметы могут помочь водичке вернуться домой, а какие нет)
Детям была предложена небольшая история о путешествии воды и в конце детям была дана небольшая проблемная ситуация, как всю водичку вернуть обратно в тазик.
2.Еще одна интересная игра-эксперимент: “Разноцветные тучки”
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
Материал: четыре прозрачных стаканчиков с приклеиными капельками(красная, желтая, синяя, зеленая,) в каждом стаканчике краска, белые листы бумаги (4 шт),облачка ( красное, желтое, синее, зеленое).
Художественное слово.
Ребята посмотрите какие красивые тучки ( назовите их цвета), они очень любят играть в разные игры. У них есть друзья разноцветные капельки, посмотрите вот они. И вот тучки решили поиграть с капельками в игру разноцветный дождик, тучка и опускается в стаканчик, с капелькой со своим цветом и поднимается, идет дождик, посмотрите тучка пустила красный дождик, а другая желтый, посмотрите, что получилось? И дальше предложить детям самим поиграть с тучками и капельками.
Времена
года
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Я вам рассказала о трех небольших эксперимента с детьми в нашей группе, чем можно перенести воду, что происходит при смешивании красок и о свойствах воды. Здесь везде присутствуют сказочные необычные герои, увлекательная игра, сказка и игра.
Детские возможности в познании больше, чем у взрослых.