Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детское и подростковое чтение: специфика выбора литературы | Логвинова Ольга Борисовна. Работа №288002

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Логвинова Ольга Борисовна
В статье приводятся данные анкетирования, направленного на выявление круга чтения учащихся 3-11 классов (начальной, средней и старшей школы), рассматривается проблема предпочтений в выборе книг для свободного чтения современными школьниками, изменение ориентиров при выборе литературы в зависимости от возраста обучающихся. Обосновывается необходимость педагогической работы для формирования круга чтения в соответствии с запросами учеников  разных возрастных групп. Намечены пути популяризации педагогами детского чтения в зависимости от возраста учащихся. 

Детское и подростковое чтение: специфика выбора литературы и факторы влияния (на примере исследования в негосударственном образовательном учреждении «Католическая гимназия г. Томска»).

Reading for children and adolescents: the specifics of the choice of literature and factors of influence (on the example of a study in a non-state educational institution "Catholic Gymnasium of Tomsk").

Логвинова Ольга Борисовна

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия;

НОУ «Католическая гимназия г. Томска», Россия.

Ключевые слова: чтение, чтение современного школьника, читательские предпочтения, анкетирование, результаты исследования.

Key words: reading, reading of a modern student, reading preferences, questionnaires, research results.

Аннотация: в статье приводятся данные анкетирования, направленного на выявление круга чтения учащихся 3-11 классов, рассматривается проблема предпочтений в выборе книг для свободного чтения современными школьниками, изменение ориентиров при выборе литературы в зависимости от возраста учащихся. Обосновывается необходимость педагогической работы для формирования круга чтения в соответствии с запросами учащихся разных возрастных групп.

Важность чтения невозможно оспорить. «Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека». (8, с.5)

В современном мире мнение о том, что дети и подростки не читают, уже стало стереотипным. К сожалению, для этого есть все основания: учащиеся путают авторов произведений, не знают содержания текстов, вошедших в школьную программу по литературе. Но не все так однозначно. Результаты многочисленных социологических исследований позволяют говорить о том, что современные дети имеют практику чтения художественной литературы. Но это литература, которая не входит в школьную программу и в списки, рекомендованные министерством образования. Детское чтение меняется, но не исчезает.

Актуальность исследования заключается в том, что учителям и родителям необходимо выявить круг детского чтения, ведь «если взрослые не успевают за ребенком и не защищают его интересы в поиске новых путей к книге, дети перестают читать» (6, с. 38).

Задачи настоящего исследования:

- узнать, читают ли современные дети и подростки, какие жанры литературы предпочитают при выборе свободного чтения;

- выяснить, на кого или на что ориентируются учащиеся при выборе книг;

-наметить пути продвижения педагогами детского чтения.

Для исследования данной проблемной зоны (детского чтения) в начале учебного года было проведено анкетирование среди учащихся младших, средних и старших классов «Католической гимназии г. Томска». Всего было опрошено 73 обучающихся с 3 по 11 класс (это около 40% всех учащихся гимназии). Результаты разделены на 3 группы: 1) учащиеся начальной школы (3-4 классы); 2) учащиеся среднего звена (5-6 классы); 3) старшеклассники (8-11 классы). Это деление позволило лучше проследить тенденции в изменении читательских предпочтений.

В анкете было 5 вопросов, касающихся ориентиров при выборе круга чтения. Результаты исследования позволили сделать ряд наблюдений и выводов.

На вопрос «Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном мире?» были даны следующие ответы: 1 группа (младшая школа): на первом месте друзья, родители, учителя; на втором – интернет и лишь 3 человека указали на книги как источник знаний о мире. Во второй группе (средняя школа) интернет уже занимает первое место, затем друзья, родители, учителя. Книга упомянута 1 раз. В третьей группе (старшая школа) результаты близки к результатам второй группы: интернет занимает лидирующую позицию в получении знаний о современном мире.

Можно сделать вывод, что с возрастом ориентация на мнение людей, с которыми ребенок находится в контакте (родители, учитель, друзья), постепенно ослабевает, и на первое место выходит «общение» с электронными ресурсами (компьютер, смартфон и т.п.). Современное поколение – поколение гаджетов, и это нельзя не учитывать. Важно отметить, что среди интернет-ресурсов чаще всего упоминаются YouTube, TikTok, Instagram, что подтверждает мнение о преобладании коротких и ярких форматов, доминировании клипового мышления среди современных школьников. Под клиповым мышлением, вслед за Е. Амеялли, мы понимаем такой «способ восприятия мира, при котором поступающая информация воспринимается как мозаика, набор слабо связанных между собой данных» (1).

Особый исследовательский интерес представляет возможность выделить предпочитаемые респондентами жанры литературы: 1 группа (3-4 классы): фантастика и фэнтези; приключения и детектив вошли в тройку лидеров. Упоминаются также мистика, классика, юмор и «страшилки». 2 группа (5-6 классы): фантастика и фэнтези; приключения и детектив – те же предпочтения, что и в младшей группе. Упомянуты также мистика, любовный роман, классика, комиксы и манга. 3 группа (8-11 классы): фантастика, любовный роман и мистика. Кроме того, манга, комиксы, классика и приключения.

Таким образом, фантастику и фэнтези предпочитают школьники всех возрастов. Фантастика позволяет уйти от реальности, от обыденности, от скучных обязанностей в яркий мир, богатый событиями. Очень популярны детективы и приключения. Не были указаны поэзия и «советская» классика. Подрастающему поколению чужда советская идеология, неактуальна проблематика литературы «советского» периода. Поэзия вводит мир чувств и переживаний, но в поэтических произведениях очень мало событий, а современные дети и подростки предпочитают насыщенность событиями, приключениями, им интересны отношения, а не описания внутренних переживаний. Начиная со средних классов, появляется интерес к комиксам и любовному роману. Предпочтения отдаются произведениям с динамичным, часто фантастическим сюжетом.

На вопрос: «Кто или что является для школьников ориентиром при выборе свободного чтения?» в респонденты первой группы (начальная школа) ответили, что это родители, менее популярно мнение учителей и друзей. Интернет- источники (комментарии, отзывы, буктрейлеры) упоминаются, но предпочтение все же отдается живому общению, близким, значимым людям из окружения ребенка. 1, 5% респондентов самостоятельно принимают решение, не опираясь ни на чье мнение. Один раз упомянута библиотека как ориентир при выборе книги. Библиотека в современном мире становится реликтовым ископаемым – не является авторитетом для читателей.

Здесь важно отметить, что до запрета на массовые мероприятия в связи с коронавирусной инфекцией учащиеся начальной школы еженедельно посещали отдел детской литературы Томской областной библиотеки имени А.С. Пушкина, что способствовало повышению интереса к чтению, позволяло познакомиться с литературными новинками и выбрать себе книгу по душе. Таким образом, очень важна интеграция библиотеки и школы для налаживания активного взаимодействия, популяризации библиотек и чтения.

Ученики среднего звена ориентируются в равной степени и на мнение близких людей (друзей и родителей, менее популярно мнение учителей), и на интернет-источники (комментарии, отзывы, буктрейлеры и т.п.). Самостоятельно делают выбор также 1.5% опрошенных.

Для учеников старшей школы самой значимой становится информация из интернет-ресурсов или мнение друзей.

С возрастом влияние родителей и учителей на ребенка ослабевает, но в начальной школе взрослые могут использовать свой авторитет при выборе литературы для детского чтения и для формирования у ребенка хорошего вкуса. Тогда и в дальнейшем, имея культурный багаж, подростку легче будет самостоятельно ориентироваться в бескрайнем потоке литературы, правильно отбирать качественные произведения.

На вопрос: «Должен ли учитель давать рекомендованный список литературы для свободного чтения?» положительно ответили школьники 3-6 классов, старшеклассники же в большинстве своем против списков и рекомендаций, исходящих от педагога. Они воспринимают «свободное чтение» как свободное от навязывания школой. Это также подтверждает мысль о том, что учитель должен рекомендовать и открыто направлять лишь до раннего подросткового возраста. В дальнейшем же педагог может скрыто направлять читательские интересы, используя различные интернет-ресурсы и технологии. Старшеклассников можно и нужно знакомить с хорошей и интересной литературой, но не нужно обязывать ее читать.

Перечисление респондентами произведений, которые они хотели бы порекомендовать для чтения, подтверждают жанровые предпочтения, выделенные выше (фантастика и фэнтези, приключения). Среди младшей и средней возрастной категории популярным оказался цикл романов о Гарри Поттере (Дж. Роулинг). Младшие школьники рекомендуют также «Приключения Тома Сойера» (М. Твен) и «Вокруг света за 80 дней» (Ж. Верн), серию приключенческих романов «Пираты Карибского моря» (Роб Кидд). Упоминаются и произведения, ставшие классикой детской литературы: «В стране невыученных уроков» (Л. Гераскина), «Денискины рассказы» (В. Драгунский).

В средней группе в рекомендательный список, кроме романов о Гарри Поттере, вошли такие произведения, как «Полуволшебная ведьма» (Э. Эвергрин), «Белые зомби» (М. Брукс), «Девочка с Земли» (К. Булычев), «Приключения Эммы Мухиной» (В. Роньшин) и серия романов о Тане Гроттер (Д. Емец). Также рекомендуют к прочтению сказки Г.-Х. Андерсена и Дж. Родари, произведения А. Линдгрен.

Следовательно, складывается такая же картина, что и в младшей школе: фэнтези, приключения и классика детской литературы. Чтение в основном развлекательное и не предусмотренное школьной программой. Научно-познавательная литература отсутствует в рекомендациях, что может свидетельствовать о том, что в современном мире нет нужды искать и читать научные книги, ведь всю необходимую информацию можно найти в интернете в виде видеороликов или коротких статей с яркими фотографиями. Чтение книг (по собственному выбору) воспринимается как удовольствие, как вариант проведения досуга. Но в этих произведениях поднимаются важные для детей подростков вопросы: дружбы и любви, взаимопомощи, предательства, проблемы выбора и самоопределения.

Респондентами первой и второй групп были даны обширные списки книг, рекомендованных к прочтению, что свидетельствует о том, что дети читают и читают довольно много. В третьей группе (старшая школа) ситуация несколько иная. Свободному чтению уделяется гораздо меньше времени, но и к выбору книг подход более тщательный, осознанный. В рекомендациях упомянуты «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери), «Дом странных детей» (Р. Риггс), «Сто лет одиночества» (Г. Г. Маркес), «Черновик» и «Чистовик» (С. Лукьяненко), «Овод» (Э.Л. Войнич), романы С. Кинга, «Ассасины» (О. Боуден), комиксы и манга.

Представленные произведения позволяют сделать вывод о том, что в чтении школьников преобладает современная (в основном зарубежная) литература в жанрах фэнтези (в опросе многие при выборе указали жанр «фантастика», но рекомендованные произведения позволяют предположить, что учащиеся не делают различий между фэнтези и фантастикой), приключения и «ужастики». Также интересны книги не для массового чтения, но не вошедшие в школьную программу.

Полученные результаты исследования позволяют сделать ряд выводов. Интерес к чтению среди детей и подростков не угас, но видоизменился. В современном мире чтение – проведение досуга, развлечение. Но развлечение, позволяющее развиваться, познавать мир и искать свое место в этом мире. В отличие от традиционной дидактической системы образования, современный выбор книг предполагает свободу выбора, основанную на собственных интересах и мнениях авторитетных источников. Чем младше ребенок, тем более значимой фигурой будет взрослый – родитель и учитель. Школьники младших классов ориентированы на рекомендации родителей и педагогов. Здесь учитель может давать рекомендательные списки, родители – советовать интересные книги, вместе записаться в библиотеку и вместе выбирать интересные произведения. Но чем старше становится ребенок, тем меньше должно быть участие педагога и родителя. При этом необходимость направлять и рекомендовать не исчезает, но переходит на новый, невидимый уровень. Учитель может рекомендовать интернет-ресурсы, сайты издательств. Можно привлекать учащихся к созданию буктрейлеров или иной «рекламы» понравившейся книги. Нужно не воевать с интернет-технологиями, а делать их помощниками в популяризации детско-юношеского чтения.

Выбор жанров и произведений, который делают современные школьники, возможно, покажется легким и предосудительным: ведь это не «высокая» литература, а в большинстве своем массовое чтение. Но на страницах выбранных книг дети находят ответы на многие волнующие их вопросы. Юные читатели не ищут идеалы и не ждут от авторов нравоучений, они хотят погружаться в атмосферу приключений и фантастических миров, хотят получать удовольствие от чтения. Литература способствует развитию эмпатии, какой бы - «низкой» или «высокой» - она ни была. Читая книги, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, лучше понимать других людей и себя.

 

Литература:

Амеялли

Е. Клиповое мышление. [Электронный ресурс]. – URL: https://b17-ru.turbopages.org/b17.ru/s/article/67343/ (дата обращения: 18.12.2021).

Борусяк

Л. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь по данным анализа сети ВКонтакте)//Вестник общественного мнения

, Данные. Анализ.

Дискуссии.-

2015. - №1(119) – С. 90-105.

Брякотнина

Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно

-

педагогическое обозрение. — 2016. — № 2 (12)

.

Гейман

Н. Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и фантазии (электронный ресурс)

-

http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/Knig-polka/geiman.pdf

Романичева

Е.С., Метелкина Ю.С.,

Меймистова

Д.С.,

Сененко

О.В. От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса) (научная статья)//Педагогический имидж – 2017-№1(34) – с.28-38.

Риф В.Г., Полева Е.А. Читательские предпочтения современных пятиклассников (анализ результатов анкетирования)

//Филологический класс – 2017-№2(48) – С.52-56.

Степанова Л. Новая история детского чтения. Или выдержим ли мы

испытание временем? / Л. Степанова // Библиотечное дело. – 2011 – № 7 – С. 37-41.

Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения / В. П. Чудинова // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. — М.:

Шк

. б-ка, 2004.

Чудинова В.П., Голубева Е.И.,

Сметанникова

Н.Н. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале

«

библиотечной

»

социологии.-

М. – 2004-

70 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×