Название статьи:
Детское коллекционирование и мини-музеи как средство познавательного развития дошкольников в современной образовательной среде | Егорова Елена Вальевна. Работа №346893
Дата публикации:
13.10.2024
Автор:
Егорова Елена Вальевна
Описание:
На основе создаваемых детьми и взрослыми коллекций в детском саду могут быть организованы мини-музеи. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, ребята из старших групп – проводить экскурсии для младших.
ДЕТСКОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И МИНИ-МУЗЕИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск наиболее эффективных форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Важнейшую роль в успешном развитии дошкольников играет развивающая среда, окружающая ребенка. Елизавета Ивановна Тихеева утверждала: Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира….
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Эта особенность заложена в них от природы. С раннего возраста дети с интересом изучают окружающий мир. Очень важно поддерживать интерес детей к познанию, развивать их творческое мышление.
Познавательное развитие ребенка – это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Основной путь познавательного развития ребенка – его собственная активная познавательная деятельность. В основе такой деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем – как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес.
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий: собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения-исследования. Соответственно, в современном образовательном пространстве, окружающем ребенка-дошкольника, должны быть созданы необходимые условия для активной поисково-познавательной деятельности детей, для проявления исследовательского поведения.
Поддьяков Н.Н. определял исследовательское поведение как универсальную характеристику человеческой деятельности, пронизывающую все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции, как в развитии познавательных процессов всех уровней, так и в приобретении социального опыта и развитии личности.
Деятельность по собиранию коллекций можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.
Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Коллекционирование – это не случайный подбор вещей, а осмысленное собирание чего-либо, накопление знаний об этих предметах. Необходимо вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Но в то же время, нельзя делать экспонаты неприкасаемыми, иначе дети потеряют к ним интерес.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется раздельное воспитание мальчиков и девочек. Эта особенность учтена при построении развивающей среды. Отражается это и на тематике и содержании детских коллекций в группах мальчиков и группах девочек. У нас все собранные коллекции не просто доступны детям для рассматривания, но и являются постоянно используемыми детьми в играх, в разнообразной самостоятельной деятельности. Воспитатель так же имеет возможность обращаться к предметам детской коллекции, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может помочь в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность с разными видами детской деятельности. Это можно увидеть на примере работы с коллекцией тканей.
Всем известно, что особый интерес у девочек вызывает тема одежды. Поэтому создание коллекции тканей доставило им большое удовольствие. Мы активно экспериментировали с различными видами тканей и изучали их свойства. Увлеклись детским дизайном: подбором тканей для разных видов одежды, изучением рисунка тканей, оформлением витрины магазина тканей. Познакомились с разными народными промыслами – лоскутной техникой, изготовлением традиционных кукол из ткани. Использовали ткани в изобразительной деятельности. Результатом работы с коллекцией тканей также стало более внимательное и бережное отношение девочек к одежде. А вот для мальчиков более интересными оказались космическая и олимпийская коллекции. Несмотря на разницу в предпочтениях, и мальчики, и девочки с большим удовольствием рассказывают друг другу о своих экспонатах и играют с предметами коллекций друг друга.
Использование коллекций придает своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству ребенка. А демонстрируя свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, дети учатся общению. И у нас в группе есть такая коллекция для обмена – это коллекция волчков. Инициаторами ее создания были родители. Коллекция волчков помогает решать и коррекционные задачи – для нашей группы это актуально, так как у нас есть дети с тяжелыми нарушениями речи. Игры с волчками способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Интересно было собирать коллекции мелких игрушек и любимых героев мультфильмов. Эта коллекция помогала в обыгрывании построек, дополнении поделок, сочинении сказок.
На основе создаваемых детьми и взрослыми коллекций в детском саду могут быть организованы мини-музеи. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, ребята из старших групп – проводить экскурсии для младших.
Каждая коллекция и каждый мини-музей – это всегда проектная деятельность, всегда результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В соответствии с Законом РФ Об образовании взаимодействие с семьей является одной из основных задач, стоящих перед детским садом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества.
Думаю, Вы согласитесь с тем, что коллекции и мини-музеи в детских садах представляют ценность не только наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой работы с детьми и возможностью эффективного построения взаимодействия с родителями воспитанников. Когда музей уже создан, воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
В нашей группе возникла идея создания мини-музея Книга Памяти, посвященного Победе в Великой Отечественной войне – каждая семья оформляет страницу для этого мини-музея. Идею эту очень активно поддержали родители, они вносили свои предложения по оформлению страниц, занимались поиском подходящей литературы, обменивались информацией по теме. Результатом этого проекта стали две экспозиции: памятные места Воинской Славы СПб и Ленинградской области и семейные истории об участниках войны. Именно эта работа позволила нам получить очень значимые результаты, показателями которых является не просто участие родителей и детей в процессе коллекционирования, но и их творческая активность и инициативность. Весь коллектив детского сада поддержал нашу инициативу. И сейчас во всех группах идет подготовка материалов для создания общего музея, посвященного 70й годовщине со Дня Победы.
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребенка. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть необычное в обычном. Но очень часто бывает так: коллекция собрана, музей создан. Все уже стало знакомым и привычным. Интерес у детей постепенно угасает, если предметы музейных коллекций не используются в играх и других видах деятельности. Как поддержать познавательную активность у детей и желание продолжать поисковую деятельность?
В процессе работы мы создали своеобразный Навигатор по работе с коллекциями на основе постановки познавательных задач. Этот инструмент позволяет находить новые интересные стороны коллекций, расширять музейные экспозиции и поддерживать познавательную активность детей.
Навигатор определяет несколько направлений работы на разных этапах создания коллекции или мини музея по принципу от простого к сложному:
1 направление – Накопление информации об объектах
Что это? Зачем это нужно? Основные функции или предназначение.
Отличительные признаки
Свойства, особенности
направление – Расширение обзора
Где это можно увидеть:
в ближайшем окружении;
в природе;
в творчестве, в искусстве
Что бывает такое же по свойствам, особенностям
История появления, происхождения, изменения во времени, традиции
Разнообразие
3 направление – Уточнение, классификация, систематизация
Виды
Темы
Аналогии
Назначение
4 направление – Отражение в разных видах деятельности человека
Музыкальные произведения, литературный и фольклорный материал, изобразительное искусство, народное творчество, рукоделие, дизайн, научные изобретения и т.п.
Казалось бы, такая случайная в детском саду Коллекция волчков решает лишь задачи развития моторики, но попробуйте выйти за рамки привычного и найти познавательные задачи, которые могут быть поставлены в работе с этой коллекцией.
Приведем несколько примеров познавательных задач для данной коллекции в соответствии с направлениями Навигатора. Что может крутиться, вращаться как волчок? (Мяч, обруч, ребенок, балерина, орех, смерч, юла). Какие нужны условия для долгого вращения волчка? (Экспериментирование на разных поверхностях). Какие предметы похожи по форме на волчок? (Вокруг нас, в природе, в искусстве). Экспериментирование с волчком-спектральным кругом – при вращении меняется окраска, все цвета сливаются и мы видим белый цвет. Изготовление волчков разной окраски, их украшение. Вспоминаем поговорки, ищем песни и стихи и т.п.
Проанализировав свой опыт работы, мы пришли к выводу о том, что деятельность по коллекционированию и работе с мини-музеями, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Таким образом, развитие познавательных способностей через коллекционирование, действительно является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста и способствует также освоению опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Литература:
Крылова Н.Б., Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования – М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, №7 , С.185-205.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста // Программы ДОУ. Приложение к журналу Управление ДОУ: Сфера, 2009, 64 с.
Рыжова Н., Как стать коллекционером// Игра и дети, 2004, №4
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года).
Скачать работу
Изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск наиболее эффективных форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Важнейшую роль в успешном развитии дошкольников играет развивающая среда, окружающая ребенка. Елизавета Ивановна Тихеева утверждала: Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира….
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Эта особенность заложена в них от природы. С раннего возраста дети с интересом изучают окружающий мир. Очень важно поддерживать интерес детей к познанию, развивать их творческое мышление.
Познавательное развитие ребенка – это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Основной путь познавательного развития ребенка – его собственная активная познавательная деятельность. В основе такой деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем – как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес.
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий: собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения-исследования. Соответственно, в современном образовательном пространстве, окружающем ребенка-дошкольника, должны быть созданы необходимые условия для активной поисково-познавательной деятельности детей, для проявления исследовательского поведения.
Поддьяков Н.Н. определял исследовательское поведение как универсальную характеристику человеческой деятельности, пронизывающую все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции, как в развитии познавательных процессов всех уровней, так и в приобретении социального опыта и развитии личности.
Деятельность по собиранию коллекций можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.
Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Коллекционирование – это не случайный подбор вещей, а осмысленное собирание чего-либо, накопление знаний об этих предметах. Необходимо вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Но в то же время, нельзя делать экспонаты неприкасаемыми, иначе дети потеряют к ним интерес.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется раздельное воспитание мальчиков и девочек. Эта особенность учтена при построении развивающей среды. Отражается это и на тематике и содержании детских коллекций в группах мальчиков и группах девочек. У нас все собранные коллекции не просто доступны детям для рассматривания, но и являются постоянно используемыми детьми в играх, в разнообразной самостоятельной деятельности. Воспитатель так же имеет возможность обращаться к предметам детской коллекции, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может помочь в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность с разными видами детской деятельности. Это можно увидеть на примере работы с коллекцией тканей.
Всем известно, что особый интерес у девочек вызывает тема одежды. Поэтому создание коллекции тканей доставило им большое удовольствие. Мы активно экспериментировали с различными видами тканей и изучали их свойства. Увлеклись детским дизайном: подбором тканей для разных видов одежды, изучением рисунка тканей, оформлением витрины магазина тканей. Познакомились с разными народными промыслами – лоскутной техникой, изготовлением традиционных кукол из ткани. Использовали ткани в изобразительной деятельности. Результатом работы с коллекцией тканей также стало более внимательное и бережное отношение девочек к одежде. А вот для мальчиков более интересными оказались космическая и олимпийская коллекции. Несмотря на разницу в предпочтениях, и мальчики, и девочки с большим удовольствием рассказывают друг другу о своих экспонатах и играют с предметами коллекций друг друга.
Использование коллекций придает своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству ребенка. А демонстрируя свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, дети учатся общению. И у нас в группе есть такая коллекция для обмена – это коллекция волчков. Инициаторами ее создания были родители. Коллекция волчков помогает решать и коррекционные задачи – для нашей группы это актуально, так как у нас есть дети с тяжелыми нарушениями речи. Игры с волчками способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Интересно было собирать коллекции мелких игрушек и любимых героев мультфильмов. Эта коллекция помогала в обыгрывании построек, дополнении поделок, сочинении сказок.
На основе создаваемых детьми и взрослыми коллекций в детском саду могут быть организованы мини-музеи. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, ребята из старших групп – проводить экскурсии для младших.
Каждая коллекция и каждый мини-музей – это всегда проектная деятельность, всегда результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В соответствии с Законом РФ Об образовании взаимодействие с семьей является одной из основных задач, стоящих перед детским садом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества.
Думаю, Вы согласитесь с тем, что коллекции и мини-музеи в детских садах представляют ценность не только наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой работы с детьми и возможностью эффективного построения взаимодействия с родителями воспитанников. Когда музей уже создан, воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
В нашей группе возникла идея создания мини-музея Книга Памяти, посвященного Победе в Великой Отечественной войне – каждая семья оформляет страницу для этого мини-музея. Идею эту очень активно поддержали родители, они вносили свои предложения по оформлению страниц, занимались поиском подходящей литературы, обменивались информацией по теме. Результатом этого проекта стали две экспозиции: памятные места Воинской Славы СПб и Ленинградской области и семейные истории об участниках войны. Именно эта работа позволила нам получить очень значимые результаты, показателями которых является не просто участие родителей и детей в процессе коллекционирования, но и их творческая активность и инициативность. Весь коллектив детского сада поддержал нашу инициативу. И сейчас во всех группах идет подготовка материалов для создания общего музея, посвященного 70й годовщине со Дня Победы.
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребенка. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть необычное в обычном. Но очень часто бывает так: коллекция собрана, музей создан. Все уже стало знакомым и привычным. Интерес у детей постепенно угасает, если предметы музейных коллекций не используются в играх и других видах деятельности. Как поддержать познавательную активность у детей и желание продолжать поисковую деятельность?
В процессе работы мы создали своеобразный Навигатор по работе с коллекциями на основе постановки познавательных задач. Этот инструмент позволяет находить новые интересные стороны коллекций, расширять музейные экспозиции и поддерживать познавательную активность детей.
Навигатор определяет несколько направлений работы на разных этапах создания коллекции или мини музея по принципу от простого к сложному:
1 направление – Накопление информации об объектах
Что это? Зачем это нужно? Основные функции или предназначение.
Отличительные признаки
Свойства, особенности
направление – Расширение обзора
Где это можно увидеть:
в ближайшем окружении;
в природе;
в творчестве, в искусстве
Что бывает такое же по свойствам, особенностям
История появления, происхождения, изменения во времени, традиции
Разнообразие
3 направление – Уточнение, классификация, систематизация
Виды
Темы
Аналогии
Назначение
4 направление – Отражение в разных видах деятельности человека
Музыкальные произведения, литературный и фольклорный материал, изобразительное искусство, народное творчество, рукоделие, дизайн, научные изобретения и т.п.
Казалось бы, такая случайная в детском саду Коллекция волчков решает лишь задачи развития моторики, но попробуйте выйти за рамки привычного и найти познавательные задачи, которые могут быть поставлены в работе с этой коллекцией.
Приведем несколько примеров познавательных задач для данной коллекции в соответствии с направлениями Навигатора. Что может крутиться, вращаться как волчок? (Мяч, обруч, ребенок, балерина, орех, смерч, юла). Какие нужны условия для долгого вращения волчка? (Экспериментирование на разных поверхностях). Какие предметы похожи по форме на волчок? (Вокруг нас, в природе, в искусстве). Экспериментирование с волчком-спектральным кругом – при вращении меняется окраска, все цвета сливаются и мы видим белый цвет. Изготовление волчков разной окраски, их украшение. Вспоминаем поговорки, ищем песни и стихи и т.п.
Проанализировав свой опыт работы, мы пришли к выводу о том, что деятельность по коллекционированию и работе с мини-музеями, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Таким образом, развитие познавательных способностей через коллекционирование, действительно является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста и способствует также освоению опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Литература:
Крылова Н.Б., Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования – М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, №7 , С.185-205.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста // Программы ДОУ. Приложение к журналу Управление ДОУ: Сфера, 2009, 64 с.
Рыжова Н., Как стать коллекционером// Игра и дети, 2004, №4
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года).