«Детское планирование. «Лотос-план». | Мой кабинет. Работа №350494
Мастер-класс для воспитателей младших групп «Детское планирование. «Лотос-план». Мастер-класс нацелен на ознакомление педагогов с детским планирование, обсуждение технологии "Утренний и вечерний круг". Начинаем учить малышей панировать свою деятельность уже с младшей группы, чтобы в старшем дошкольном возрасте они могли планировать самостоятельно.
Мастер-класс для воспитателей младших групп «Детское планирование. «Лотос-план».
Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать.
Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования и их реализовать позволяет технология, которую мы называем «Утренний круг».
Коллеги, предлагаю разобрать и обсудить структуру «Утреннего круга»
Структура утреннего круга:
1. Приветствие (1–3 минуты).
2. Игра (2–5 минут). Какие игры подходят по вашему мнению? Можем брать игры по теме проекта? Чем можно заменить игру?
3. Обмен новостями (2–10 минут). Это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Какими могут быть темы новостей (свободными, и «заданными»)
ИЛИ Обмен информацией. Какая сегодня погода (время года, праздник), кто отсутствует, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе.
4. Составление плана дня (5–12 минут). Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора.
С воспитанниками старшего дошкольного возраста всё понятно, а как быть с малышами. Хочу рассказать, как мы работаем в этом направлении, и как формируем умение у детей планировать и делать выбор.
Первые три составляющие утреннего круга мы с вами разобрали и тут всё понятно, я буду говорить о составление плана. Например, проводится обсуждение с детьми какой либо темы (допустим осень) и того чем сегодня будем заниматься, малыши не могут ещё планировать свою деятельность на весь день и тем более на несколько дней, они действуют здесь и сейчас, поэтому мы и не говорим о планировании на день, два или неделю, мы говорим о том чем хотим, планируем или будем заниматься, что бы (например наша группа превратилась в осенний лес, или чтобы помочь ёжику сделать тёплую кроватку из листьев, а может быть, что мы можем сделать чтобы наш дворник как можно быстрее убрал наш участок? И т.п.. В младшей группе мы не всегда месте приходим к решению, это будет гораздо позже (в старшем возрасте) а сейчас, я беседуя с детьми выясняю что они знают например об осень, что хотели бы узнать, что хотели бы увидеть. И начинаю предлагать (с малышами только предлагать или самой делать выбор, а они как показывает опыт, начиная с самого активного и заканчивая скромным, нерешительным или пассивным ребёнком, выберут то, что выбрал педагог. Пока то что делаю я и мои малыши, трудно назвать «Лотос планом», это больше похоже на «Делай как я» или «повторяй за мной», но это не так, наш план наполняется картинками и рисунками, так детям будет более понятно чем можно заняться и что сделать чтобы …… (например узнать почему листья с деревьев опадают? Или, почему дует ветер, почему он холодный? Дети конечно придумают ответы на эти вопросы, ну а я могу сказать, что есть «Сказка об осеннем ветре», и я очень хочу её услышать! Спросить, кому ещё интересно, кто хочет послушать сказку? Или могу захотеть чтобы и у нас в группе был осенний листопад, и скажу, что буду раскрашивать листья, и прикреплю свой магнитик в центре книги или творчества. Будьте уверены дети захотят того же.
Чем можно предложить заняться в центре музыки, по теме «Осень»? (послушать как шуршат листья, можно? Как дождь стучит по крыше? А просто песенку осеннюю можно послушать или спеть, посмотреть к ней иллюстрации. Послушать музыку и покружиться как листочки, тоже можно. Вы согласны?
Так постепенно дети научатся планировать. Сначала кто то будет предлагать то, что слышал вчера, в ответ будет слышать поощрения в свой адрес и понимать, что его услышали, постепенно каждый будет добавлять что-то своё, пусть даже не уместное, но своё. Так капля за каплей у детей начнёт формироваться умение планировать свою деятельность. – в каком центре они хотели бы заниматься сегодня, завтра, что будут делать когда пойдут на прогулку и т. д. И мне как педагогу останется только поддерживать и дополнять детские инициативы своими предложениями, опираясь на свой план работы и программу ДОУ.
Каждый день, на вечернем круге, подводятся итоги нашей работы, если возникает новая идея, что мы можем сделать завтра, «Лотос-план» дополняется новым рисунком. Это с малышами, а с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективней собраться в конце недели на утренний круг и вместе определить, какие цели нами достигнуты, какой получен результат, обобщить полученные знания.
Итак, что же такое Лотос-план?
Лотос-план - это наглядная схема деятельности участников образовательного процесса, это развернутый план работы по определенной теме, в составлении которого дети принимают непосредственное участие
Лотос-план помогает воспитанникам:
• самостоятельно определять детские цели;
• самостоятельно планировать свою деятельность;
• придерживаться выбранной цели;
• доводить начатое дело до конца;
• согласовывать свои действия с действиями других детей.
Коллеги вы согласны с данным утверждением? Как вы считаете сегодняшние малыши смогут в будущем сами планировать свою деятельность если работать в этом направлении уже сегодня?
Отлично, тогда у меня для вас есть практическое занятие. На экране примерные темы. Выберите понравившуюся тему и придумайте несколько видов деятельности который вы можете предложить малышам.
«Транспорт»
«Друзья наши пушистые»
«Профессия ……» (на выбор)
«Дикие животные»
«Где живёт капелька?»
«Урожай» (на выбор овощи или фрукты)