Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Детство и фашизм в романе Маркуса Зусака «Книжный вор» | Алексеева Ирина Владимировна. Работа №207928

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алексеева Ирина Владимировна
В статье раскрывается тема детства и фашизма в романе М. Зусака "Книжный вор", прослеживается судьба немецкой девочки  Лизель, проживающей в нацистской Германии. В статье через судьбу героев призведения показана разрушительная сила фашизма, несущего смерть.

Детство и фашизм в романе Маркуса Зусака Книжный вор
Роман Книжный вор, написанный в 2005 году, рассказывает о судьбе девочки Лизель, проживающей в нацистской Германии, и охватывает период с 1939 по 1942 годы. Центральной темой этого произведения является тема детства и фашизма. Вся жизнь Лизель пронизана событиями Второй мировой войны. В сюжете романа отражается всё: идеология фашистов, гонения евреев, разделение немецкого народа на две половины — тех, кто вступил в НСДАП, и тех, кто не поддерживает политику Гитлера. Автор показывает через судьбы своих героев разрушительную силу фашизма, несущего смерть.
Одним из героев произведения –повествователем событий- является Смерть в образе мужчины: Смерть открывает ход действий в романе и завершает его. Нельзя абсолютно отождествлять образ Смерти в романе и фашизм. Маркус дает этому персонажу такую характеристику: Снаружи: невозмутимая, непоколебимая. Внутри: подавленная, растерянная и убитая. Сама Смерть сравнивает войну с начальником, который без конца требует, чтобы вкалывали и исполняли его приказы. Но Смерть набирает силу и даже устает от своей работы, когда воплощает в жизнь идеологию, направленную на уничтожение человечества. Она забирает души французских евреев в Освенциуме, пропитывает белую простыню кровью солдат в Сталинграде, бросает бомбы на мирных жителей и сравнивает их дома с землей, отнимает у героев книги близких людей.
С главной героиней романа Лизель Мемингер мы знакомимся в той ситуации, когда ее отец, неизвестным образом связанный с коммунистами, пропал без вести и семья вынуждена бежать от преследования нацистских властей, а мать, не в силах ухаживать за девочкой и её братом, решает отдать детей на воспитание приёмным родителям, тем самым спасает их. По дороге к новому дому брат Лизель умирает от болезни, и это происходит прямо на глазах у девочки, оставляя тяжелое впечатление на всю жизнь. Отраженное в начале романа связано с историей Германии: После прихода к власти Адольфа Гитлера в январе 1933 года компартия была запрещена (предлогом для этого стал поджог Рейхстага, в котором обвинили коммунистов), а против её активистов были начаты репрессии. 3 марта 1933 года был арестован председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман. Из 300 тысяч членов КПГ (на начало 1933 года) около половины подверглись преследованиям, были брошены в тюрьмы и концлагеря, десятки тысяч убиты [3]
Вскоре Лизель приезжает в несуществующий городок Молькинг к своим новым приёмным родителям -Гансу и Розе Хуберманам. Проживая на Химмель-Штрассе, она быстро заводит себе новых друзей, одним из них является Руди Штайнер, соседский мальчишка, которому суждено стать её лучшим другом. Друзья вместе ходят в школу, играют в футбол. Им приходится, рискуя жизнью, воровать, чтоб прокормит себя. Дети оказываются втянутыми в политику, как большинство юных истинных арийцев: становятся членами молодежной организации юнгфольк (младшая возрастная группа организации гитлерюгенд, в которой состояли мальчики от 10 до 14 лет) и юнгмедельбунд (младшая возрастная группа от 10 до 14 лет). Обратившись к Википедии, узнаем: 1 декабря 1936 года, по принятии Закона о гитлерюгенде (Gesetz ber die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии Молодёжного служебного долга (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. Со вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП. Воспитание в организации проводилось в духе национал-социализма с целью формирования у детей с очень раннего возраста национал-социалистического мировоззрения об арийских идеалах. Кроме того, всячески подчеркивалась необходимость быть верным Гитлеру и его режиму, пропагандировался культ физической силы, жизнеспособности и милитаризма. Нацисты считали, что обучение детей тому, как стать жесткими, освободило бы их от недостатков. Также в юнгфольке в ходе воспитательной работы пропагандировался антисемитизм. В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие исключённые по расовым обстоятельствам.
Лизель и Руди в душе не являются истинными арийцами, фанатично преданными Гитлеру и его партии. Само нутро детей сопротивляется жестокости, насилию. Лизель ворует книгу с пепелища на площади, где фашисты сжигают книги расово неполноценных авторов. Из истории известно, что в качестве символического акта устрашения 10 мая 1933 года студенты сожгли более 25 тыс .томов негерманских книг, что стало началом эпохи государственной цензуры и контроля над культурой[3] Автор романа использует этот факт как подавление всякого свободолюбия и инакомыслия среди жителей нацистской Германии, в том числе обитателей Молькинга как подарок Гитлеру в день его рождения. Книги становятся единственной отрадой в нелёгкой жизни девочки. Они вскармливают её душу, дают ей пищу для ума и почву для развития. Книги, читаемые вслух Лизель во время бомбежки в бомбоубежище, дают силы простым людям противостоять ужасам войны. Для фрау Хольцапфель в какой-то момент они становятся спасением от постоянной тревоги из-за сыновей, находящихся на фронте.
Руди не дают покоя лавры великого спринтера Джесси Оуэнса, темнокожего атлета, завоевавшего четыре золотые медали на Берлинской олимпиаде в 1936 году. Мальчик, вымазав себя углем, изображает выдающегося спортсмена и пытается повторить рекорд чемпиона. Чтобы понять, почему о своем кумире Руди может рассказать только Лизель и не может свободно демонстрировать свою любовь к олимпийскому чемпиону, следует сказать, что Джесси Оуэнс разбил теорию нацистов о превосходстве белой расы. По легенде, впечатляющее выступление американских чернокожих спортсменов, особенно Оуэнса, настолько разозлило Гитлера, что он отказался пожать руку Оуэнсу после победы последнего на стометровке. Успехи Оуэнса и ещё десятка чернокожих американских спортсменов поставили Адольфа Гитлера в затруднительное положение. Победителями состязаний оказались второсортные, по арийской расовой теории, люди. Их недавние предки, как считалось, вели в джунглях первобытную жизнь, однако их физические данные оказались выше, чем у цивилизованных белых спортсменов.
Хуберманы показаны как обыкновенная немецкая семья, не разделяющая фашистские взгляды, но в то же время боящаяся сказать что-либо против, так как последствия могут быть необратимы. Лизель становится свидетелем раздора Хубермана-старшего со своим сыном, который не раз обвинял отца в нерешительности и трусости из-за того, что тот отказывался стать частью нового мира. Антифашистские взгляды старшего Хубермана заставили сына окончательно порвать с родителями, которые стоят в сторонке, сложа руки, когда вся нация выбрасывает мусор и идет к величию и отправиться на фронт воевать с русскими.
Выброшенным мусором оказывается в романе еврейский юноша по имени Макс, подвергавшийся, как все евреи в Германии и по всему миру, гонению и уничтожению, но нашедший приют в доме Хуберманов. В жестоком мире, где царит фашистский режим и где, казалось бы, нет места милосердию и отзывчивости, Лизель от своих приемных родителей получает урок человечности: Роза и Ганс, несмотря на голод, долгое время прячут в подвале дома и выхаживают больного еврея, зная при этом, что рискуют жизнью. Хуберман протягивает хлеб умирающему старику, которого со всеми евреями гоняют по улицам, устраивая им парад позора за то, что родились евреями. Погром, устроенный нацистами в лавках евреев, с которыми был дружен маляр Хуберман, и исчезновение людей низшей расы на улицах города свидетельствуют о росте антисемитизма в Германии. Из истории известно, что хрустальная ночь произошла в Германии 9 ноября 1938 года. В течение вечера и ночи были разрушены множество еврейских кладбищ, 7,5 тысяч магазинов, находившихся в собственности евреев, примерно 200 синагог. [6]
Маркус Зусак переносит своих читателей из Германии в Россию. За скупыми, приводимыми Смертью сведениями о том, что творилось в Сталинграде в 1942-м и в начале 1943 года, встают ожесточенные бои не на жизнь, а на смерть. Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества: советские воины — 478 741 (323 856 в оборонительной фазе сражения и 154 885 в наступательной), немецкие — около 300 000, немецкие союзники (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) — около 200 000 человек, число погибших горожан невозможно установить даже приблизительно, но счёт идёт не менее чем на десятки тысяч. [3] Участниками этого сражения, где сплетались три языка: русский, пулевой, немецкий, были младший Хуберман и два брата Хольцапфель. Картины обезумевшего Роберта Хольцапфеля, потерявшего на снежном поле Сталинграда 5 января 1943 года обе ноги, и его последние минуты жизни в госпитале с дырявым потолком показаны глазами Смерти. Михаэль, не оправившийся после смерти брата, который скончался у него на руках, вернувшись домой инвалидом, решает, что у него нет права жить, и уходит добровольно из жизни. Смерть забирает и близких и дорогих Лизель людей, живущих с ней рядом, –бомбы, брошенные союзниками, всю Небесную улицу (Химмель-штрассе) сравнивают с землей.
Война, начавшаяся триумфальным шествием фашизма по Европе, как показывает в своем романе Маркус Зусак, калечит судьбы миллионов зараженных этой чумой и ни в чем не повинных людей, отнимает у них жизнь. И самыми невинными жертвами политики нацизма становятся дети.
Библиографический список
Зусак Маркус. Книжный вор.М.:ООО Издательство Э -2017, 512 с.
Вахтеров Арсений. Битва за Сталинград. Значение Сталинградской битвы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/174633/new_bitva-za-stalingrad-znachenie-stalingradskoy-bitvyi/ − Загл. с экрана.
Википедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Маркус Зусак. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.livelib.ru
/author/166428-markus-zusak - Загл. с экрана
Мифы Берлинской Олимпиады 1936 года. Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/142923.html - Загл. с экрана
Ринггорд Анне (Anne Ringgaard). Почему Гитлер ненавидел евреев? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://inosmi.ru/science/20160605/236758257.htm -- Загл. с экрана.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×